Февраль » 5 » Рефлективный
отчет по изменению в моей педагогической
практике 20:03
Рефлективный отчет по
изменению в моей педагогической
практике
При переходе в нашу
школу я много думала о том,
что в этой школе будут учиться
способные и талантливые, которые
требуют особого подхода к
ним. Поэтому изучая новые технологии,
поняла правдивость слов Пажареса
«Убеждения в процессе обучения влияют
на все, что учитель делает в классе. Устойчивое
мнение о том, как должны преподаваться
предметы, оказывает более существенное
влияние на действия учителя в классе,
нежели особенная методика или учебник».
[1]. Это означает, что поставив себя на
одну ступень с учениками, распределяя
функции каждому, пришла к выводу, что
ученики и учителя находятся на равных
правах, но учитель направляет, а ученик
добывает знания. При этом ученики получают
не готовые знания, а самостоятельно добывают
их и учатся умению применять эти знания
на практике, развивают глубокое понимание
предмета, обеспечив использование и применение
знаний вне класса.[1]. Я стараюсь на уроках
заинтересовать темой, чтобы у ребят была
мотивация к учению. Главное для меня,
создать комфортную среду, и мне кажется,
у меня это получается. На уроке ученики,
свободно перемещаясь по классу, могут
объяснить какую-то задачу однокласснику
или сравнить свое решение с другим. К
применению этого метода я пришла не сразу:
мне казалось, что ученики, воспользовавшись
свободным перемещением по классу, могут
просто отсидеться и ничего не делать
на уроке. Но попробовав это несколько
раз, я увидела результат взаимообучения
в положительную сторону. Мне еще нужно
многому учиться, хотя за эти два года
я прошла несколько курсов, которые мне
помогают осваивать новые технологии.
В Сингапуре я с учителями математики
и физики прошла курс повышения квалификации
по теме «Проблемное обучение» (PBL) в TEMASEK
POLYTECHNIC. Преподаватели учебного заведения
TEMASEK POLYTECHNIC прочитали лекции по проблемному
обучению –личностно-ориентированному
обучению, при котором учитель не сообщает
учащимся готовых знаний, а организует
учащихся на их поиск. Понятия, закономерности,
теории излагаются в ходе поиска, наблюдения
и анализа. Причем проблемное обучение
реализуется успешно лишь при определенном
стиле общения между учителем и учащимися,
когда возможна свобода выбора выражения
своих мыслей, когда диалог между учителем
и учащимися осуществляется в доброжелательной
обстановке. Проблемное обучение ориентировано
на формирование и развитие способности
учащихся к творческой деятельности и
потребности в ней.
Обучение обучению- это
обучение организованности, чтобы ученик
мог в дальнейшем обучаться самостоятельно.
Так, на уроках математики показывая ученикам
один из методов решения задач, направляю
учащихся на то, чтобы они нашли другие
способы решения этой задачи, используя
различные источники. Еще я заметила на
уроках, что мои ученики любят работать
в группах или в паре, потому что в процессе
ведения диалога овладевают и закрепляют
полученные знания. Я пришла к выводу,
что больше доверяя детям, не стала бояться
применять прием обучения «каждый каждого»,
так как это эффективное обучение.
Я постоянно говорю
своим ученикам, что человек запоминает
и понимает больше, когда объясняет
материал кому- либо, особенно равным
по статусу обучения сверстникам.
Еще Александер (2004) утверждал, что «беседа
в обучении не является односторонним
процессом общения, а, наоборот, – взаимным
процессом, в котором идеи проходят в двух
направлениях и на этой основе продвигают
обучение ученика вперед». В диалоге ученики
(а также их учителя) являются равноправными
партнерами, прилагающими все усилия для
получения согласованного результата
и испытывающие и развивающие то, что Мерсер
(2000) описал как совместное приобретение
знаний или вовлеченность в процесс «обмена
мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут
через диалог с учениками, однако ученики
могут вести его между собой в процессе
совместного исследования. Согласно исследованию
Мерсера, беседа является неотъемлемой
частью обучения учеников. [1].
Изучая различные технологии,
я встретила прием критического
мышления побуждающий диалог». [2] Применив
этот прием на уроках математики, я увидела,
что, создавая всеобщее обсуждение задачи,
путем постановки правильных вопросов
ребята пришли самостоятельно к ее решению.
После окончания диалога мы вместе делаем
вывод, потом учащиеся проверяют правильность
своих выводов по учебнику. Создается
ситуация успеха. Мне понравился также
прием «аквариум», когда ученики, работая
в группах, создают проект задачи и защищают
все вместе. Используя этот прием, я могла
увидеть коммуникативные умения учащихся,
умение работать в команде и реализацию
целей урока, когда новый материал разобран
всеми учащимися. Применяя этот прием,
я раскрыла для себя учеников, которые
чаще отмалчиваются на уроке и при групповой
работе тоже прилагали минимум усилий
или вообще многое не успевали на уроке.
[4]. Я много думала и анализировала урок,
особенно когда выявляется, что не все
ученики активно работают. И на следующих
уроках при проведении групповой работы
ставила перед учениками цель, что защищать
задания перед всем классом может любой
ученик и этот ученик может быть выбран
мной, поэтому отсидеться молча кто-то
не сможет. Оказалось, что эти ученики
просто медлительные или стеснительные.
И при такой групповой работе самое главное
для меня было вовлечь учащихся на критическое
самооценивание среди учащихся, и взаимооценивание
, и оценивание мной ответа учащихся. Ведь
все заметить и своевременно оценить одна
из трудных задач учителя. В этом помогает
критериальное оценивание. Но ребята самокритичные
и меня очень удивило, когда оценивая себя,
мои ученики ставили себе реальные оценки.
Мои ученики учатся в 9-11 классах. Их возраст
— это период выработки мировоззрения,
убеждений, характера и жизненного самоопределения,
время самоутверждения, бурного роста
самосознания, активного осмысления будущего,
период расцвета умственной деятельности,
пора поисков, надежд , мечтаний. «В огне,
оживляющем юность, отливается характер
человека. Вот почему не следует ни тушить
огня этого, ни бояться его, ни смотреть
на него как на нечто опасное для общества,
ни стеснять его свободного горения, а
только заботиться о том, чтобы материал,
который в это время вливается в душу юности,
был хорошего качества», — писал К.Д. Ушинский.
У старшеклассников
обычно ярко выражено избирательное
отношение к учебным предметам.
Мышление старшеклассников отличается
более высоким уровнем обобщения
и абстрагирования, постепенно
приобретает теоретическую и
критическую направленность. Старшеклассники
стремятся выработать собственную
точку зрения, дать свою оценку
происходящим событиям. Своя точка
зрения не всегда совпадает
с общепринятой, но это заключение,
добытое собственным трудом, напряжением
мысли. Самостоятельность мышления
в этом возрасте приобретает
определяющий характер и крайне
необходима для самоутверждения
личности. Насколько мне удается
выбирать стратегии обучения, соответствующие
возрасту моих учеников? Пожалуй,
это самый сложный вопрос, над которым
нужно постоянно думать при составлении
поурочного плана. Три группы моих учеников
– и все разные. Каждому из них нужен свой
подход. 9-й класс постоянно соперничают
друг с другом и любят поспорить, в тоже
время- они бывают ленивыми, задания, данные
на длительный срок, выполняют в последний
момент. Если в 11 «Д» нужно применять активные
методы, то в 11 «С» классе ученики больше
предпочитают работать самостоятельно.
Поэтому, готовясь к уроку и подбирая дифференцированно
задания для учащихся, учитываю способности
детей.Развитие способностей, интересов
– процесс непрерывный. Для того чтобы
прогнозировать, направлять, вести ребенка
к успеху, его нужно понимать. Среди моих
ребят есть талантливые и способные, трудолюбивые
и ленивые. Моя главная педагогическая
задача - воспринимать их такими, какие
они есть, учить, развивать, находить методы
воздействия на каждого ребенка, заинтересовать
математикой, чтобы участвовали на интеллектуальных
конкурсах, олимпиадах, исследовательских
проектах. Мои ученики участвуют на дистанционных
интеллектуальных конкурсах и занимают
призовые места, это конкурсы «Кенгуру»,
«Эрудит», проект одной ученицы на областном
уровне занял второе место.
Без компьютера, ИКТ
уже невозможно представить себе
современного человека, современное
образовательное учреждение. Применение
ИКТ на уроке делает урок
более динамичным, насыщенным, ярким,
что заставляет каждого ученика
активно работать, способствует
развитию познавательного интереса,
мотивирует к участию в работе
всех групп учащихся, формирует
информационную компетенцию. Современный
преподаватель должен не только
обладать знаниями в области
ИКТ, но и быть специалистом
по их применению в своей
профессиональной деятельности. Прохождение
нами дистанционного курса по
ИКТ, конечно, научило многому.
Теперь осталось приложить эти
знания на практике, чтобы разнообразить
обучение математике. На уроках
математики применяю программы
построения графиков функции
для решения сложных задач.
Например, при решении уравнения,
когда правая часть тригонометрическая
функция, левая алгебраическое
выражение, ученики проверяли
решение с помощью построения
графиков функций на компьютере,
а затем решили и провели
исследование задачи. Этот метод
мне нравится тем, что на
уроке можно решить больше
сложных задач с помощью компьютера,
можно провести проектную работу
и активизировать весь класс.
И еще ученики не будут бояться
решать трудные для них задачи, зная, что
можно себя проверить и создается в классе
комфортная среда. Работа учащихся идет
в группах. Группы создаются по одинаковым
уровням. Составляю дифференцированные
задания, наиболее сильные учащиеся могут
выполнять задания, не используя программу
построения графиков функций.
В настоящее время
в школах осваивается новое
средство обучения – интерактивная
доска.
Традиционное обучение
и обучение с применением новых
технологий начинаются с восприятия.
При традиционном обучении знания,
которые передает учитель на
уроке, выражены в словесных
символах. Ученик, слушая рассказ
учителя, переводит слово в
образ силами воссоздающего воображения.
Запас данных, из которых он
строит представление, часто скуден,
а воображение индивидуально
и неконтролируемо. Интерактивная
доска расширяет пространство
класса, позволяет увидеть каждому
то, что при рассказе учителя
он создавал средствами своего
воображения. Особенно при решении
задач по стереометрии, требующих
пространственного мышления, например,
задачи на построение сечений
фигур.
В.А. Сухомлинский утверждал,
что «если ребёнок живёт во вражде, он
учится агрессии; если ребёнка постоянно
критиковать, он учится ненависти; если
ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости;
если ребёнок растёт в упрёках, он учится
жить с чувством вины, но, в то же время,
если ребёнок растёт в терпимости, он учится
понимать других; если ребёнка подбадривают,
он учится верить в себя; если ребёнка
хвалят, он учится быть благодарным; если
ребёнок растёт в безопасности, он учится
верить в людей; если ребёнок живёт в понимании
и дружелюбии, он учится находить любовь
в этом мире». Поэтому я вижу нашу школу
успешной, наполненной здоровыми, радостными
детьми и сильными, образованными учителями.
Я хотела бы ощущать удовлетворение от
принадлежности к этой школе, этому коллективу.
Важно: уважение к традициям, нравственным
нормам, готовность и способность к инновационной
деятельности. Необходимо умение коллектива
планировать ожидаемый результат и сообща
решать проблемы школы, поощряя любое
доброе начинание, приносящее позитив
в учебно-воспитательный процесс. Учитель
должен уметь не только обеспечить условия
для развития личности, сделать этот процесс
отлаженным и управляемым, но и обучить
всему этому своих учащихся, сделать их
мыслящими людьми, не теряющимися в любой
жизненной ситуации. В этом и состоит главное
назначение учителя. [3].
Литература
[1]. Руководство для учителя.
Третий (базовый) уровень.
[2]. Волков Е. Критическое
мышление: принципы и признаки. Введение.
2004, http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
[3].Бизяева А.А.Психология думающего
учителя: Педагогическая рефлексия.Псков,2004.-216с.
[4].Шумова И. В. Активные методы
обучения как способ повышения качества
профессионального образования . — Челябинск,
2011.
Байгари