Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:10, реферат
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка.
1.Реформы российского
Сложившаяся к началу 30-х гг. в
СССР тоталитарная
Большая часть активно работавших в системе
образования в 20-х гг. творчески мыслящих
педагогов и психологов была отстранена,
многие из них были репрессированы. Главным
официальным педагогом страны был объявлен
А.С. Макаренко, действительно бывший выдающимся
практиком воспитания и образования в
целом, но во многом развивавший как раз
идеи прогрессивной российской педагогики
и педагогической психологии 20-х гг. (В.Н.
Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение
в школах было раздельным (мужские и женские
школы). Была введена обязательная школьная
форма, скопированная с гимназической.
В высших учебных заведениях произошел
частичный возврат к прежнему положению:
прагматическая ориентированность высшего
образования сменилась общенаучной и
педагогической, была восстановлена разрушенная
в 20-е гг. университетская система, восстановлены
гуманитарные факультеты, частично вузам
предоставлялась автономия (например,
снова была введена выборность ректоров,
деканов, университетских и факультетских
советов). Ограничения на прием студентов
по социальному происхождению фактически
были сняты. Однако в то же время продолжалась
унификация учебных планов и содержания
высшего образования, огромное место в
этих планах занимали предметы идеологического
цикла (история КПСС, диалектический и
исторический материализм, полит-экономия
социализма и т.п.). Под строжайшим государственным
и партийным контролем было содержание
высшего образования, включая отдельные
курсы. Многие профессора и особенно студенты
выбрасывались из системы образования
по идеологическим и политическим мотивам
(так, даже в начале 70-х гг. известнейший
филолог, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена
Е.Г. Эткинд, выступивший свидетелем защиты
на нашумевшем процессе И.Бродского, был
лишен права преподавания в любых учебных
заведениях и вообще оказался без работы
(его не брали на работу даже в библиотеки
и архивы), пока не эмигрировал во Францию).
В 50–60-х гг. продолжался процесс увеличения
числа средних школ за счет начальных
и неполных средних (в это время они уже
были не семилетними, а восьмилетними).
Открылись школы с углубленным изучением
ряда предметов (так называемые спецшколы).
В конце 30-х гг. стало резко уменьшаться
количество национальных языков, на которых
велось преподавание в школах. Если в 1934
году таких языков (в СССР) было 104, то к
моменту последней переписи (1989 г.) их осталось
всего 44. Многие народы России и других
республик СССР были лишены уже существовавших
письменностей, на их языках перестали
выходить учебники, книги, газеты и журналы.
Была провозглашена официальная политика,
направленная на массовое двуязычие всех
народов России («русский язык как второй
родной язык»).
Негативные тенденции в российском образовании,
проявлявшиеся уже в 30-х гг., к началу 80-х
все больше укреплялись. Стало падать
качество обучения, особенно в маленьких
городах и сельских местностях. Еще больше
стало в школах унификации и уравниловки
– дошло до того, что во всей России от
Калининграда до Чукотки все уроки того
или иного предмета в том или ином классе
были одинаковыми. Ведь учебник был один,
стабильный, программа была одна, общеобязательная,
учебный план тоже один. А что касается
дидактики и методики преподавания, то
даже в 1982 году, когда вся эта авторитарная
и унифицированная система стала разваливаться,
появилось знаменитое «инструктивное
письмо» Министерства просвещения РСФСР,
где говорилось: «...за последнее время
участились случаи, когда... увлекаются
непроверенными педагогическими и методическими
новациями, побуждают учителей овладевать
ими, опираясь при этом не на приказы, инструктивные
письма, методические рекомендации и научные
положения, изложенные в утвержденных
Министерствами просвещения СССР и РСФСР
учебниках по педагогике, психологии и
частным методикам, а на публикуемые в
порядке дискуссии или информации статьи
на страницах газет и журналов» (выделено
нами. – Авт.).
Фактически игнорировались индивидуальные
особенности детей и подростков, весь
учебный процесс был ориентирован на несуществующего
«среднего» ученика. И отстающие (независимо
от действительных причин такого отставания),
и одаренные дети оказались в маргинальной
позиции, в зоне риска. Резко ухудшилось
физическое и психическое здоровье учащихся.
Закрытость школы, ее изолированность
от общества привели, в частности, к росту
инфантилизма, потере школой ответственности
перед обществом и государством за судьбу
подрастающего поколения. Упал даже сам
социальный престиж образования.
На всех уровнях системы образования не
было права выбора и самостоятельного
решения. Директор школы превратился в
госчиновника, он мог лишь реализовать
указания свыше, и главным критерием его
хорошей работы стал уровень формальной
успеваемости (что, естественно, приводило
сплошь да рядом к прямому мошенничеству)
и «воспитательной работы». Учитель был
лишен права на творческий поиск, он был
загнан в жесткую клетку общеобязательного
учебника, унифицированной программы,
диктуемых министерством дидактических
и методических требований. Ученик не
мог выбирать свою собственную образовательную
траекторию, даже в школу он формально
мог поступить лишь в границах своего
микрорайона. Педагогическая и родительская
общественность была фактически отключена
от участия в деятельности органов образования,
даже Академия педагогических наук была
де-факто подчинена министерству и финансировалась
из его бюджетных средств. Многие «реформы»,
спускавшиеся в школу сверху, были фиктивными
и нереализуемыми. Кроме соединения общего
образования с профессиональным (о чем
уже говорилось выше), было заявлено о
введении всеобщего обязательного среднего
образования (что в масштабах страны было
совершенно бессмысленно и даже сейчас
не может быть реализовано). Была сделана
попытка ввести всеобщее начальное образование
с 6 лет; это имело негативные последствия.
Во второй половине 80-х гг. был сделан еще
один кавалерийский наскок, так же плохо
подготовленный, как и предыдущие, – в
части детских садов и школ было введено
раннее обучение иностранным языкам (без
учебников, без специально подготовленных
преподавателей...). Фиктивной была и шумно
пропагандировавшаяся глобальная школьная
реформа 1984 года: она лишь обострила те
тенденции и противоречия, которые угрожали
прогрессивному развитию российской школы.
В то же время в российской педагогике
и педагогической психологии появлялись
и укреплялись прогрессивные тенденции.
В 60–70-х гг. огромное влияние на школу
оказали идеи директора сельской школы
на Украине Василия Александровича Сухомлинского,
призывавшего к формированию «мыслящих
личностей» и к утверждению в школе гуманистической
педагогики. Для Сухомлинского главной
целью воспитания было свободное развитие
ребенка как активной личности. В 70–80-х
гг. широко известными стали имена Ш.А.
Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой,
Е.Н. Ильина, В.А. Караковского и др. – педагогов-экспериментаторов,
противопоставивших свои педагогические
убеждения, свои методы и находки догмам
официальной педагогики (именно о них,
хотя и без упоминания фамилий, говорится
в цитированном выше «инструктивном письме»).
Они объединились вокруг «Учительской
газеты», возглавлявшейся тогда В.Ф. Матвеевым,
где были опубликованы два их совместных
манифеста под лозунгом «педагогики сотрудничества».
Еще одной яркой фигурой тех лет был выдающийся
педагог и журналист С.Л. Соловейчик. Их
деятельности посильно препятствовали
и министерство, и Академия педагогических
наук. Параллельно в российском образовании
утверждались новые, гуманистически и
личностно ориентированные, психологические
концепции учения: это были концепция
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и концепция
Л.В. Занкова. (Не случайно в 1983 году Давыдов
был снят с поста директора академического
Института общей и педагогической психологии
и исключен из КПСС, а руководимый им коллектив
разогнан.)
В 1988 году приказом тогдашнего министра
(председателя Госкомитета СССР по народному
образованию) Г.А. Ягодина при Госкомитете
был создан Временный научно-исследовательский
коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным
педагогом и публицистом Э.Д. Днепровым.
В него вошли или так или иначе сотрудничали
с ним многие думающие педагоги и психологи
страны. Целью создания ВНИКа была разработка
принципиально новой образовательной
политики, основанной на идеях развития
личности школьника, вариативности и свободного
выбора на всех уровнях образовательной
системы, превращения образования в действенный
фактор развития общества.
Были разработаны и в декабре 1988 года одобрены
Всесоюзным съездом работников образования
следующие основные принципы: демократизация;
плюрализм образования, его многоукладность,
вариативность и альтернативность; народность
и национальный характер образования;
открытость образования; регионализация
образования; гуманизация образования;
гуманитаризация образования; дифференциация
образования; развивающий, деятельностный
характер образования; непрерывность
образования. В течение полутора лет реализация
новой реформы задерживалась и по-настоящему
началась только с назначением Э.Д. Днепрова
в 1990 г. министром образования РСФСР (и
затем РФ).
Параллельно с реформой среднего образования
в конце 80–90-х гг. осуществлялась и реформа
высшего образования. Ее основным содержанием
были гуманизация и фундаментализация
образовательных программ, рационализация
и децентрализация управления вузами,
диверсификация образования и введение
его многоуровневой структуры, дальнейшее
развитие демократизации и самоуправления
в вузах. Однако эта реформа осталась не
доведенной до логического конца; в частности,
не решены проблемы многоканальности
финансирования вузов, осталось почти
без изменений высшее педагогическое
образование и мн.др.
После 1985-го, а особенно после 1991 г.
резко изменилось к лучшему положение
с национальным образованием. Многие языки
народов РФ, ранее бывшие бесписьменными,
получили письменность и стали предметом
обучения в школах. Благодаря введению
так называемого национально-регионального
компонента содержания школьного образования
стало возможным обучать детей истории
и культуре народа (региона).
2.Педагогика ненасилия.
Конвенция о правах ребенка - это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.
Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.
Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.
Основные принципы Конвенции
1.Недискриминация
2.Наилучшее обеспечение интересов ребенка
3.Право на жизнь, выживание и развитие.
4.Уважение взглядов ребенка.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.
Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.
К основным положениям Конвенции относятся:
- каждый
ребенок имеет неотъемлемое
- каждый
ребенок имеет право на имя
и гражданство с момента
- во всех
действиях судов, учреждений
- государства
обеспечивают осуществление
- дети не
должны разлучаться со своими
родителями за исключение
- государства
должны содействовать
- родители
несут основную
- государства
должны обеспечивать защиту
- государства
обеспечивают подходящую
- дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физическими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.
- ребенок
имеет право на пользование
наиболее совершенными
- начальное
образование должно быть
- школьная
дисциплина должна
методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
- дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
- государства
должны обеспечивать защиту
- государства
должны защищать детей от
- смертная
казнь или пожизненное
- дети должны
содержаться под стражей
- ни один
ребенок, не достигший 15-
- дети из национальных (этнических) меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.
- дети, которые
были подвергнуты плохому
- с детьми,
ставшими участниками
- государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.
Информация о работе Реформы российского образования конца XX века