Риски в образовании молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:11, доклад

Описание работы

Человеческая деятельность весьма многообразна, но любому ее виду присущи, в той или иной степени, общие черты: неопределенность, случайность и вероятность. Эти характеристики неразрывно связаны с понятием риска. Проявления риска могут быть различными, его виды многообразны. Наряду с общими для всех сфер деятельности видами рисков существуют специфические риски, свойственные только тому или иному виду человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Риски в образовании молодежи.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

РИСК В ОБРАЗОВАНИИ  МОЛОДЕЖИ

 

Человеческая деятельность весьма многообразна, но любому ее виду присущи, в той или иной степени, общие черты: неопределенность, случайность  и вероятность. Эти характеристики неразрывно связаны с понятием риска. Проявления риска могут быть различными, его виды многообразны. Наряду с общими для всех сфер деятельности видами рисков существуют специфические риски, свойственные только тому или иному виду человеческой деятельности.

Сфера высшего образования, т. е. система подготовки специалистов, не является исключением из правил. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность вуза в области дистанционного образования. Это достаточно специфическая область, для которой характерны свои особые риски, отличные от тех, которые традиционно рассматриваются в теории риск-менеджмента.

Существует несколько подходов к определению понятия дистанционного образования. В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, принятой Государственным комитетом РФ по высшему образованию 31 мая 1995 г., дано следующее определение: "Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей".[1]

Цели дистанционного образования:

    • создание образовательного пространства посредством внедрения в учебный процесс современных технологий;
    • самостоятельная поисковая деятельность студентов в образовательном пространстве, контролируемая и направляемая вузом;
    • переход от репродуктивного метода обучения к творческому освоению знаний студентами.

Сфера высшего профессионального  образования достаточно специфическая  область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки  зрения наличия риска особый интерес  представляет деятельность вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т.д.).

В процессе своей образовательной  деятельности вузы сталкиваются с совокупностью  различных видов риска, которые  отличаются между собой по месту  и времени возникновения, взаимосвязаны  между собой и оказывают влияние на деятельность образовательного учреждения, при этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой  и степень влияния на достижение главной цели вуза - оказание качественных образовательных услуг с использованием дистанционных технологий.

На сегодняшний день разрабатываемая дистанционная технология позволяет решить проблему доступности образования, так как все филиалы и представительства работают по единым программам, методикам, одинаковым наборам технических средств и учебных продуктов, создаваемых высококвалифицированными учеными и педагогами России. Кадры на местах проходят обучение и переподготовку по разработанным технологиям, и их задача реализовать разработанную стратегию.

Современное российское законодательство в большой степени  ориентировано на классно-урочную  систему, поэтому новые технологи  часто встречают противодействие  со стороны руководства различных уровней. Например, иногда доказать право студента, обучающегося по дистанционной технологии, на отсрочку от армии можно только через суд, студентов негосударственных вузов иногда ущемляют в правах при пользовании общественным транспортом на льготных условиях, требования при лицензировании и аккредитации вузов с дистанционной технологией по площадям, составу преподавателей зачастую такие же, как и для вузов с традиционной технологией.

В широких научно-педагогических кругах существуют различные точки  зрения о путях создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Часто приходятся сталкиваться с вопросом: что же получит национальная система образования в результате внедрения дистанционного образования. Его внедрение в систему подготовки кадров без отрыва от основной деятельности должно расширить круг потребителей образовательных услуг, в том числе в малодоступных и малонаселенных регионах страны, в районах, удаленных от научных и культурных центров. Дистанционное образование рассматривается также как одна из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека в получении образовательной информации на протяжении всей жизни.

В дистанционном образовании  у российской молодежи возникает  множество ситуаций, разрешение которых  невозможно без риска.

Классификация и группы рисков:

Группы рисков

Классификация

Риски вуза

  • риск недостаточного финансирования образовательной деятельности вуза;
  • риск недостатка бюджетного финансирования;
  • риск недостатка квалифицированных педагогических кадров;
  • риск недостаточного информационного обеспечения научно-образовательного процесса;
  • риск несовершенства материально-технической базы;
  • риск несоответствия учебно-методического обеспечения современным требованиям;
  • риск низкого уровня подготовки абитуриентов;
  • риск отказа предприятий от сотрудничества с вузом и отсутствия в вузе программ практической подготовки;
  • риск низкого качества образовательных услуг;
  • риск недостаточного качества подготовки;
  • риск недостаточного уровня адаптивности и трудоустройства выпускников;
  • риск несоответствия результатов вложенным средствам;

Риски личности

  • риск недостаточной теоретической базы;
  • риск недостаточного практического опыта;
  • риск недостаточной квалификации;

Риски предприятия

  • риск недостаточного уровня теоретической подготовки сотрудников;
  • риск недостаточного практического опыта сотрудников;

Риск общества

  • риск недостатка квалифицированных специалистов;

Риск государства

  • риск неэффективного использования бюджетных средств.

 

Говоря о тенденциях риска в  образовании молодежи, нельзя не учитывать  последствия образовательных реформ при подготовке специалистов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Хуторский А. В.  Концепция дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное  обучение: Дайджест российской и  зарубежной прессы. М.: СГУ, 1999. N 4. С. 21.

2. Карпенко М. П. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий // Высшее образование в России. 2005. N 6.

3. КостюковаТ.П. Концепция оценки рисков в образовательной деятельности вуза / Т.П.Костюкова, И.А.Лысенко // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы Девятой международной научно-методической конференции. - 2009.-Т.1. - С. 363.


Информация о работе Риски в образовании молодежи