Роль физкультминуток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

Файлы: 1 файл

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых.docx

— 100.11 Кб (Скачать файл)

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий  от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и  повышение их способности к более  эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать  своим долгом, в ходе уроков, обязательно  использовать эту физкультурно-оздоровительную  форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

Физкультурные минутки  необходимо проводить на каждом уроке. Время проведения физкультурных  минуток определяет учитель по внешним  признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока. Физкультурные  минутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов.

В комплексы физкультурных  минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении  сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.

Учителю следует  рекомендовать учащимся применять  разученные на уроках комплексы обще развивающих упражнений при выполнении домашних заданий.

Учитель, как правило, проводит физкультурную минутку  только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право  предоставляется физоргу или  наиболее подготовленным ученикам класса (группы), а учитель следит за правильностью  выполнения упражнений и осанкой  учащихся.

По команде учителя  дежурный класса (группы) открывает  форточку или окно, учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляют пояса, расстёгивают воротнички и начинают делать упражнения.

 

Цель физкультминуток, подвижных  игр на развитие координации движения и внимания, пальчиковых упражнений в рамках организации досуговой деятельности в ГПД предельно проста - дать возможность детям отдухнуть после уроков, во время выполнения сложных заданий, а значит – избежать переутомления и его последствий, повысить успеваемость, улучшить поведение. 
Задача воспитателя ГПД проводить игры, упражнения и физкультминутки таким образом, чтобы дети увлечённо выполняли все упражнения и при этом получали от этой деятельности максимум пользы.  
Для этого воспитатель ГПД должен не только уметь играть с детьми, но и обладать огромным арсеналом разнообразных игр, упражнений, физкультминуток, чтобы игровая деятельность помогла детям сбросить нервное и физическое напряжение. 
Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики, игры на развитие координации движений – неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий в программе деятельности ГПД. Как и любая игра, пальчиковые упражнения и игры на развитие координации открывают перед воспитателем неограниченные возможности. Даже самое простое и упражнение может многому научить ребёнка, многое ему дать. Помимо развития тех навыков, на которые нацелены упражнения и игры, стишки, которые сопровождают большинство упражнений, позволяют развивать память и чувство ритма, и, как и любая игра позволяют сбросить напряжение, переключить внимание детей. 
Пальчиковые упражнения – эффективный способ развития мелкой моторики и речи. Как правило, выполнение пальчиковых упражнений не доставляет детям труда, так как они хорошо знакомы им с детства. 
Игры на развитие координации движений это не только полезное времяпрепровождение в ГПД, но и интересный досуг, который нравится детям. Главное преимущество игр на развитие координации движений в том, что большинство из них не требуют большого пространства, и, следовательно, играть в них можно как на прогулке, так и в закрытых помещениях. 
I. ПОДОР ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. 
Построить работу в группе продлённого дня так, чтобы деятельность детей была максимально эффективной и без ущерба для детской нервной системы и здоровья детей задача каждого воспитателя ГПД. Исследования, проведённые в НИИ физиологии детей и подросток РАО, позволили сформулировать принципы физкультурно-оздоровительной работы в ГПД. В результате исследований было определено, что не менее полутора-двух часов в день ребёнок должен посвятить физической активности в помещении и на открытом воздухе.  
- гимнастика до занятий (10 минут)  
- физкультминутки на каждом на сидячих занятиях (1,5-2 минуты)  
- спортивные часы (45-59 минут)  
- игры на переменах (5-10 минут)  
- подвижные игры во время прогулок (30-40 минут). 
Учитывая, что помимо этого перед воспитателем ГПД стоят и другие воспитательные задачи, особенно важно умение подбирать подвижные игры и физминутки для детей таким образом, чтобы они позволяли достигать и другие педагогические задачи и использовать такое замечательное педагогическое поле, как игровое пространство. Не секрет, что современные школьники часто страдают дефицитом внимания и плохой памятью. Поэтому грамотно подобранные физкультминутки и подвижные игры помогут школьникам не только снять напряжение, но и развить внимание и память. 
 
Эти простые упражнения стабилизируют физиологические процессы, расслабляют, снимают мышечное или зрительное напряжение, успокаивают нервную систему и улучшают кровообращение. Идеально подходят для начала занятий в ГПД, после уроков и для снятия напряжения во время самоподготовки. 
 
Физкультминутка «Головой кивает слон» 
Это упражнение не только снимает напряжение, но и стимулирует мыслительные процессы Продолжительность упражнения 30 секунд, повторить 3-4 раза. 
Вступление: Все вы знаете, что слоны очень спокойные и умные животные. Это потому, что они умеют делать одно замечательное упражнение. Встаньте ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Дышать надо глубоко и спокойно, чтобы в кровь попало много воздуха. А теперь медленно покачаем головой из стороны в сторону, рисуем полукруг подбородком.  
 
Физкультминутка «Ленивые восьмёрки»  
Это упражнение снимает напряжение кисти и плечевого пояса, улучшает межполушарное взаимодействие, активирует структуры мозга, которые отвечают за память и устойчивость внимания. Мы рисуем в воздухе восьмёрку (горизонтально), сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении, а потом усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки. Если во время этого упражнения рисовать восьмёрки не только руками, но и глазами, то упражнение также помогает сбросить зрительное напряжение. 
 
Упражнение «Шапка размышлений» 
Это упражнение улучшает микроциркуляцию крови, улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Выполнить упражнение надо 3 раза. Ребята, вы устали, но у нас есть волшебная шапка, которая поможет нам избавиться от усталости. Для того чтобы её надеть надо размять ладошки, разогреть их, а потом надеть волшебную шапку на голову. Расправляйте шапку осторожно от макушки до ушей, аккуратно потрите уши, покрутите мочки ушей. 
 
Очень часто дети становятся невнимательными из-за зрительного напряжения. Поэтому лёгкие упражнения для расслабления глаз мы делаем с ребятами вместе с упражнениями на внимание и память. 
Самый простой способ снять напряжение с глаз посмотреть на приятный (не очень яркий и не очень тёмный) зелёный цвет. Полезно также моргать на каждый вдох.  
 
Физкультминутка «Посмотри и запомни»  
Упражнение развивает внимание и зрительную память. Ведущий медленно показывает несколько команд, чётко их считая, например, РАЗ - ПРИСЕЛ, ДВА - НАКЛОНИЛСЯ. Задача игроков запомнить и повторить команды под счёт. Игрокам запрещается смотреть друг на друга (можно завязать глаза). Затем начинается отсчёт, а игроки должны повторять соответствующие команды. Считать можно по порядку или вразброс.  
 
Физкультминутка «Послушай и запомни»  
Упражнение развивает внимание и слуховую память. Ведущий медленно считает от одного и далее при этом на каждый счёт называет какую-то команду, например РАЗ - ХЛОПОК, ДВА - ПРЫЖОК и так далее. Задача игроков запомнить и повторить команды подсчёт. Игрокам запрещается смотреть друг на друга (можно завязать глаза). Затем начинается отсчёт, а игроки должны повторять соответствующие команды. Считать можно по порядку или вразброс. 
 
Игра «Узнай по голосу» 
Игра развивает слух, память и внимание.  
Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий с завязанными глазами. Вокруг ведущего водят хоровод. По сигналу ведущего один из игроков говорит ведущему: «Узнай, кто я!» Если ведущий угадал, то его место занимает другой ребёнок, если нет, то продолжает водить. Когда дети научатся различать голоса друг друга можно разрешить игрокам менять голоса, тем самым усложняя задачу. Хоровод сопровождается стихами: 
Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай, 
Кто позвал тебя - узнай! 
 
Игра «Ухо, горло, нос» 
Эта игра способствует развитию внимания и концентрации. Дети становятся в шеренгу. Ведущий встаёт перед ними и говорит: "Каждый будет закрывать то, что буду называть". Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Ведущий называет части лица, а сам при этом показывает на другие, например, говорит УХО, а закрывает ГЛАЗ, но дети должны закрывать ту часть лица, которую называет ведущий. При желании можно делать наоборот, то есть закрывать ту часть лица, которую ведущий показывает. 
Игра «На стол! Под стол! Стучать»  
Смысл игры такой же, как и у предыдущей. Сначала ведущий показывает и произносит одну и ту же команду, а затем начинает путать детей. Задача игроков не сбиваться и выполнять те команды, которые произнесены вслух.  
 
Игра «Последнее слово»  
Это игра на внимание, концентрацию, слуховую память. Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков. Можно разделить ребят на команды. 
 
Игра «МПС» 
Эта игра развивает внимание, память и наблюдательность. Игроки садятся или встают в круг, а ведущий говорит: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой и ваша цель - узнать его. Я могу вам помочь. Задавайте вопросы, а я буду отвечать ДА или НЕТ". Дети задают вопросы. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед. 
 
Игра «Маршрут» 
Игра развивает внимание и память. Задача игроков точно и быстро выполнить инструкцию после кодового слова МАРШ. Маршрут может быть таким: два шага вперёд, три назад, налево, сделай один шаг вперёд. Побеждает тот, кто не ошибся. Задание может быть простым или сложным.  
 
Игра «Сантики-фантики-лим-по-по»  
Игра развивает внимание и наблюдательность. Игроки стоят по кругу, ведущий ненадолго отходит в сторону, игроки выбирают, того, кто будет показывать движения. Ведущий возвращается и встаёт в центр круга. Ведущий показывает какое-то движение и все начинают его выполнять. А показывающий из числа игроков должен незаметно для ведущего показать новое движение, которое будут повторять все игроки. Задача показывающего делать это незаметно для ведущего, а задача ведущего – поймать показывающего с нескольких попыток. На протяжении всей игры дети произносят фразу «Сантики-фантики-лим-по-по». 
 
II. ПОДБОР ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 
Большинство игр на развитие координации движений параллельно развивают внимание и память, а командные игры к тому же развивают умение работать в команде. 
Игра «Достань городок» 
Развивает координацию движений, а в зависимости от выбранного предмета можно использовать для развития мелкой моторики.  
Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, каждый игрок должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку, спичку) находящийся сзади у ноги.  
Игра «Пьедестал»  
Игра развивает координацию движений и способность координировать свои движения с движением другого объекта, а также – командный дух, способность поддерживать товарища. Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (несколько стульев), задачей каждого участника является поддержать другого, а не устоять самому. 
Игра «Одень друга» 
Игра, которая развивает как мелкую моторику, так и координацию движений. Участвовать в игре может любое количество детей, кратное 4. Дети делятся на команды, по 4 человека в каждой. По сигналу ведущего трое игроков, положив одну руку за спину, другой должны одеть четвёртого. Например, надеть на него ботинки, завязав шнурки, кофту, застегнув пуговицы и так далее, чем больше предметов одежды будет использовано, тем интереснее игра. Побеждает та команда, которая справится с заданием первой и оденет своего игрока как можно лучше. 
Игра «Пятка-нос» 
Эта игра не только координацию движений, но и память, внимание, реакцию, способность к быстрой смене деятельности. Участвовать в игре может большое (чётное) количество детей.  
Игроки образуют два круга: внешний и внутренний, игроки образуют пары. Каждый игрок запоминает своего партнёра. По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний - против. При этом ведущий, время от времени, подаёт команды, которые должна выполнить каждая пара, причём очень быстро.  
Например, ведущий говорит: спина к спине, и игроки должны быстро занять указанное положение. Запоздавшая пара выходит из игры, а побеждает пара, которая дойдёт до конца. 
Ведущий может выбрать как простые, так и сложные задания (ладонь к ладони, ухо к плечу, колено к ладони, пятка к пятке, колено к плечу, локоть к пятке, спина к спине, пятка к носу и так далее). 
Игра «Путаница» 
Эта проверенная временем игра развивает координацию, внимание и память. Участвовать может любое количество детей, чем больше участников – тем интереснее игра. Все игроки встают вкруг и берутся за руки. Когда ведущий отворачивается, игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга, но, не расцепляя рук. Водящий должен распутать этот клубок, также, не размыкая рук игроков. 
 
1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. 
Пальчиковые упражнения принято ассоциировать с дошкольными занятиями, но для начальной школы такие упражнения также важны. Развитие памяти и координации, развитие мелкой моторики и речи – всё это дают нам пальчиковые упражнения. А вместе с удачно подобранными стишками пальчиковые упражнения могут помочь закрепить те или иные темы (счёт, алфавит, времена года, животных и так далее). Тем более пальчиковые упражнения помогают сбросить напряжение кисти после письма, способствуют улучшению качества письма. Нельзя забывать и о «Феномене Сеченова» и активно задействовать «свободную руку», то есть ту, которой ребёнок не пишет. Большинство пальчиковых упражнений задействуют «свободную руку», а, следовательно, способствуют развитию «рабочей руки», используя «Феномен Сеченова». 
 
Упражнение «Стишок наоборот» 
Упражнение развивает концентрацию, устойчивость и объём внимания, слуховую и оперативную память, умения воспринимать информацию. Перед началом воспитатель рассказывает ребятам о том, как можно легко запоминать то, что человек слышит. Например, важно настроиться и быть внимательным, умение выделять опорные пункты и ключевые слова, умение зрительно представлять услышанное. Потом воспитатель читает стишок, прося ребят его запомнить. 
Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке.  
Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки.  
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. 
Буратино шил штаны, а портной все съёл блины. 
Ёж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил. 
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами. 
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре. 
Здесь приказываю вам всё расставить по местам! 
 
Задача ребят с первого раза расставить по местам героев стихотворения. 
 
Такие стихи перевёртыши можно придумать самостоятельно, но у многих детских авторов (Ю.Мориц, Э.Успенского, К.Чуковского). 
 
Пальчиковая гимнастика «Новый год» 
Помимо развития мелкой моторики, упражнение помогает расслабить кисть ребёнка после письма, а также для первоклассников помогает закрепить навыки устного счёта до 10. 
Наступает Новый год! хлопаем в ладоши 
Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу 
Висят на ёлке шарики, поочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар 
Светятся фонарики. фонарики 
Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди 
Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями 
В гости дед Мороз идёт, пальцы шагают по коленям или по полу 
Всем подарки он несёт. трём друг об друга ладони 
Чтоб подарки посчитать, 
Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. по очереди массажируем каждый палец 
 
Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке»  
Развитие мелкой моторики, упражнение помогает расслабить кисть ребёнка после письма.  
Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой 
И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу 
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу 
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу 
Чики-брики, ладони хлопают поочерёдно по коленям или по полу 
Чики-брик. кулачки стучат поочерёдно по коленям или по столу 
Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом 
Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями 
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу 
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу 
Чики-брики, ладони хлопают поочерёдно по коленям или по полу 
Чики-брик. кулачки стучат поочерёдно по коленям или по столу 
Птицы песенки поют ладони перекрёстно - «птица» 
Зёрнышки везде клюют: 
Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот 
Никому их не дают. ладони перед собой, поочерёдно сжимаем и разжимаем кулак 
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу 
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу 
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу 
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу 
Это дом, «крыша» 
А в нем окошко. «окно» 
Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши 
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу 
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу 
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу 
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу 
Мы немножко погостим руки «здороваются» 
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу 
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу 
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу 
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу 
Чики-брик. кулачки стучат поочерёдно по коленям или по столу 
 
Пальчиковое упражнение «Найди животных»  
Помимо развития мелкой моторики, упражнение помогает расслабить кисть ребёнка после письма, а также для первоклассников помогает закрепить навыки тему животные (домашние, дикие, животные жарких стран). 
Мы тихонько в лес зайдём. пальцы шагают по столу (коленям) 
Что же мы увидим в нём? одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) 
Там деревья подрастают, 
К солнцу ветки направляют. одна рука «растёт» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) 
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками 
Животных мы хотим найти. одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) 
дети по очереди называют диких животных 
По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям) 
Видим будки и сараи. одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) 
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками 
Животных мы хотим найти. одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) 
дети по очереди называют домашних животных 
В жарких странах оказались, пальцы шагают по столу (коленям) 
Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) 
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками 
Животных мы хотим найти. одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) 
дети по очереди называют животных жарких стран 
 
Пальчиковая гимнастика «Осень»  
Помимо развития мелкой моторики, упражнение помогает расслабить кисть ребёнка после письма, а также для первоклассников помогает закрепить навыки тему осенние месяцы. 
Осень, осень, трём ладошки друг о друга 
Приходи! зажимаем кулаки по очереди 
Осень, осень, трём ладошки друг о друга 
Погляди! ладони на щеки 
Листья жёлтые кружатся, плавное движение ладонями 
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям 
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди 
Ветер дует всё сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны 
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук 
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони 
Шапки, куртки надеваем имитируем 
И ботинки обуваем топаем ногами 
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям 
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь 
 
Пальчиковая гимнастика «Зима»  
Пришла зима, трём ладошки друг о друга 
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья 
Пришла зима, трём ладошки друг о друга 
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа  
Снег, плавные движения ладонями 
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно 
Гололёд. ладони шоркают по коленям разнонаправлено 
Все на улицу - вперёд! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) 
Тёплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам 
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами 
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони 
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи 
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям 
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

 

Чтобы предупредить общее  утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует  предусмотреть проведение физических упражнений, так называемых физкультминуток  с целью переключения ребенка  с умственной деятельности на физическую.  
 
Физкультминутки организуются на занятиях с большой умственной нагрузкой и недостатком мышечной деятельности. Это занятия по развитию элементарных математических представлений и обучению речи. В семье таких увлечений ребенка, связанных с однообразной позой, бывает больше.  
 
Поэтому родители должны знать о важности и необходимости физической разрядки для улучшения самочувствия ребенка. Воспитатель знакомит их с доступными и эффективными для этого случая физическими упражнениями. Важно, однако, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

 

Физкультминутка как  элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Некоторые физкультминутки  проводятся прямо за столом, или  просто встав из-за стола. Наверно  многие из нас вспомнят такое упражнение «мы писали мы писали, наши пальчики устали…». Подобные упражнения помогают снять напряжение особенно при длительном письме. Некоторые физкультминутки проводятся в групповой комнате, если на упражнение нужно отвести достаточно места. Все упражнения для физкультминутки должны быть знакомы детям и максимально просты для выполнения.

Физкультурная минутка  обычно состоит из 3-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием  руки вверх, приседание, наклоны и  повороты туловища), каждое из которых  повторяется 4-6 раз.

Дети с удовольствием  подражают движением лягушат, зайцев, обезьян, медведей, бабочек и других животных. Например, на занятии сообщаю, что сегодня идем гулять в зоопарк. Или даже сегодня идем в лес  на экскурсию. И под музыку дети подражают  движениям животных. Веселые зайчата  высоко скачут на двух ножках, маленькие  журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались  в комочек, сидя на корточках, ладошки  прижаты к полу, высоко подпрыгнули  вверх. Красивые бабочки порхают. Неуклюжие  медвежата, непоседливые обезьянки  танцуют. При этом дети не только делают физкультминутки, подражая животным, но и незаметно для себя готовятся  к урокам природоведения, т.е. знакомятся с повадками животных, различать  птиц и зверей и др.

Некоторые физкультминутки  помогают при изучении какой-либо темы. Например, на занятии по математики при счете предметов хороши такие  физкультминутки: Физкультминутки! Зачем  они нужны?

Давай присядем столько  раз,

Сколько подснежников у нас.

Сколько подснежников у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Итак, при составлении  занятия с ребенком учитывайте следующее:

- включайте физкультминутку  лучше во вторую половину занятия.

-выбирайте упражнение  в зависимости от характера  и условий проводимого занятия.

- физкультминутка  не должна длится более 4 минут.

- еженедельно комплексы  физкультминуток обновляются, обогащаются  новыми движениями, либо заменяются  полностью.

- учитывайте возраст  детей

- выполнение упражнений  физкультминуток с пособиями  или дидактическим инвентарем  повышает интерес к занятиям

- если дети работают  сосредоточено, то пока физкультминутку  проводить не следует.

 

 

Главная : Методическая копилка : Педагогам : Использование физкультминутки на занятиях

Использование физкультминутки  на занятиях

Консультации  для воспитателей

«Использование  физкультминутки на занятиях 

в детском  саду».

1. Понятие физкультминутки.  Значение физкультминутки на  занятиях в детском саду.

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как  утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня  детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка  это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка  проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить  их на продолжение занятие.

Физкультминутка дает возможность  воспитателям и педагогам, а также  родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в  физкультминутку, У детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ  в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные  впечатления. Забавные стихи и смешные  потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению. Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно. Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу. Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.  

 

2. Виды физкультминуток. 

Все физкультминутки условно  можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые  можно проводить на любых занятиях  во второй их половине, когда  заметно утомление детей, или  между разными типами работ,  когда нужно переключить внимание  детей с одного вида деятельности  на другой с целью повышения  эффективности усвоения даваемого  на занятии материала и с  целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К  таким физкультминуткам относятся  стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие  в себя упражнения для мышц  кистей рук. Они проводятся  с целью отдыха пальцев детей  после продолжительного держания  ими в руках кисти или карандаша  на занятиях по изобразительной  деятельности во всех группах  детского сада и на занятиях  по обученuю грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые  можно проводить на утренних  зарядках с целью: сделать их  более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными.  Замечено, что дети с большим  желанием и увлеченностью делают  те же самые знакомые им  упражнения, если они проводятся  в игровой, стихотворной форме,  а не по обычному шаблону.  К этой группе относятся, в  основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

3. Рекомендации  по проведению физкультминуток. 

В подборе упражнений и  стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с  физкультминуткой необходимо обсудить  ее содержание, отрабатывая необходимые  жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить  детей к правильному выполнению  упражнений, но и создаст необходимый  эмоциональный настрой. 

2. Упражнения должны быть  знакомы детям и просты по  выполнению; они должны охватывать  в основном крупные мышечные  группы. Это упражнения, связанные  с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать  ходьбу на месте, поскоки, приседания  в быстром темпе. В отдельных  случаях, например, если дети долго  держали в руках карандаш или  кисть, целесообразно включить  упражнение для мышц кисти  pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты  физкультминуток Воспитатель должен  максимально выразительно: то, повышая,  то, понижая голос, делая паузы,  подчеркивая отдельные слова,  а движения выполнять синхронно  с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях  физкультминутки дети нередко  начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание  фраз). Постепенно текст разучивается  наизусть, дети произносят его  целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед  детьми сразу несколько сложных  задач (к примеру, показывать  движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно  младших групп, ограничен, и  невыполнимая задача может «отбить»  интерес к физкультминутке. 

7.Стимулируйте подпевание  детей, проговаривание вместе  с Вами, «не замечайте», если они  по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также  как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству  и в том случае, когда ребенок  придумывает к текстам свои, пусть  даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать  его творческие достижения другим  детям, родителям. 

9. Выбрав две или три  физкультминутки, постепенно заменяйте  их новыми. Наиболее понравившиеся  стихи и упражнения можно оставить  в своем репертуаре и возвращаться  к ним по желанию детей. 

10. Никогда не принуждайте  делать физкультминутку, если  у ребенка нет на это желания.  Попытайтесь понять, разобраться  в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив  задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки  надо варьировать в зависимости  от характера и условий проведения  конкретного занятия, а не давать  ее заранее целиком составленную  на всю неделю для любого  занятия. 

12. Если видите, что дети  работают сосредоточенно, то проводить  физкультминутку не следует, иначе  можно рассеять их внимание, отвлечь  от задания и потом вернуть  детей к работе будет очень  сложно. 

Выбор языка

Счетчик посещений


Хостинг 
adm.edu.by

Адрес:<220006 г.Минск улица Надеждинская, 5


Информация о работе Роль физкультминуток