Роль художественной литературы в развитии речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:33, доклад

Описание работы

Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

Файлы: 1 файл

Роль художественной литературы в развитии речи детей.docx

— 19.33 Кб (Скачать файл)

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

  1. Задачи развития речи (по программе):
    1. Формирование словаря.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказывания самостоятельно. Малыши, говорят с целью, что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Появляется способность к речевому анализу. Ребенок не умеет правильно произносить слова улавливает какое-то похожее по значению и произносит с ошибками (сашулька – сосулька). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух интонации и производить их ( к примеру радостные и вопросительные). К сожалению исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей 4 лет, опубликованные в 1968 г. Возможно, что у современного ребенка другие количественные характеристики. Итак, по Аркину: существительных и местоимений – 50,2%; глаголы – 27,7%; наречия – 5%; прилагательные – 11,8%.

    1. Совершенствование грамматического строя.

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя (словообразование, словоизменение (пришел- ушел)) – увеличение числа простых распространенных предложений, появление сложных предложений.

    1. Воспитание звуковой культуры речи.

Здесь отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Уточняется произношение звука с помощью различных дидактических игр, закрепление звуков в словах и фразовой речи (используются игры – инсценировки, чтение стихов, повторение чистоговорок, повторение слов из рассказа воспитателя).

    1. Совершенствование синтаксической стороны речи.

Следует учить детей строить предложения с разным порядком слов. Ребенок должен овладеть умением менять порядок слов с синтаксической конструкцией.

    1. Подготовка и овладение монологической речью.

Основной подготовкой к монологической речи является диалог – первая степень в развитии связной речи детей. И самым главным является рассмотрение сюжетных картин и составление рассказа по картине.

    1. Ознакомление с художественной литературой.

Своеобразное восприятие литературных произведений младшими дошкольниками заключается в том, что при осмыслении текста они исходя из своего непосредственного и пока ограниченного опыта. Дети не могут мысленно представить героя произведения, поэтому они нуждаются в наглядной основе – рисунке, иллюстрации, картине. Читать детям художественные произведения следует ежедневно.

 

  1. Эти задачи можно решить через разные виды занятий, как по развитию речи, так и по ознакомлению с художественной литературой..

С детьми 3 – 4 лет также проводят комбинированные занятия:

    1. Чтение художественной литературы и отработка умения вести диалог
    2. Чтение стихотворения и совершенствование грамматической правильности речи
    3. Рассматривание сюжетных картин и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря
    4. Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры  на совершенствование грамматического строя речи
    5. Чередование обучающих приемов с игровыми
    6. Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей
    7. Использование разнообразных демонстрационных материалов
    8. Использование физкультминуток.

 

Чтобы создать интерес ко всем этим занятиям используются различные приемы:

      • Приход воспитателя в образе сказочницы. Воспитатель читает разные по жанрам сказки и рассказы.

Создание воспитателем образа яркого, запоминающегося. Следует говорить много, произносить фразы отчетливо, употреблять новые слова и выражения, радоваться появлению речи у детей. С помощью яркого образа дети быстрее запоминают сказки, стихи, новые слова.

      • Рассмотрение ярких картинок, где дети показывают картинку.

Желательно сначала задавать вопросы по картине, а уже потом составлять рассказ, но использовать непосредственно высказывания детей. При составлении рассказа нужно следить за тем, что бы одно высказывание дополняло и продолжало другое, показывая связь между отдельными частями картины.

      • Использование театрализованной деятельности. Через театр дети запоминают содержание сказки, развивается выразительность речи, когда дети подражают героям, совершенствуется грамматический строй речи.

Кроме, того в группе созданы условия для самостоятельного общения детей с книгой. В книжном уголке есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно. Использование дидактических игр и Passel   по русским народным сказкам.

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.

Я провела в группе анкетирование родителей, с целью узнать читают ли родители книги своим детям дома, как часто и какие и вот какие результаты.

 

Из 20 опрошенных родителей:

      1. Книги своим детям читают :

Ежедневно – 11 чел. – 50,5%

Когда есть время – 6 чел. – 30%

Редко – 3 чел. – 10, 5%

      1. Обсуждают прочитанное:

Да – 14чел.- 70%

Нет – 6 чел. – 30%

      1. Единогласно ответили на вопрос Есть ли у ребенка домашняя библиотека, где находятся книги разных жанров.
      2. Рассказывают ли дети о книгах прочитанных в детском саду:

Да – 9 чел. – 40,5%

Нет – 11 чел. – 50,5%

      1. Читают ли родители сами:

Да – 16 чел- 80%

Нет, совсем не читают – 4 чел. – 20%

 

А вот, что ответили дети на вопрос: «Читают ли твои мама и папа тебе книги?». Я сделала вывод, что родители не всегда говорят правду, отвечая на вопросы анкеты. Четыре ребенка ответили, что родители им вообще не читают книжки, а они их самостоятельно рассматривают. А один ребенок сказал, что он  сам маму просит ему почитать книжку, но чаще всего они говорят «Потом».

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль художественной литературы в развитии речи детей