Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:33, доклад
Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.
Роль художественной литературы в развитии речи детей.
Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказывания самостоятельно. Малыши, говорят с целью, что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Появляется способность к речевому анализу. Ребенок не умеет правильно произносить слова улавливает какое-то похожее по значению и произносит с ошибками (сашулька – сосулька). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух интонации и производить их ( к примеру радостные и вопросительные). К сожалению исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей 4 лет, опубликованные в 1968 г. Возможно, что у современного ребенка другие количественные характеристики. Итак, по Аркину: существительных и местоимений – 50,2%; глаголы – 27,7%; наречия – 5%; прилагательные – 11,8%.
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя (словообразование, словоизменение (пришел- ушел)) – увеличение числа простых распространенных предложений, появление сложных предложений.
Здесь отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Уточняется произношение звука с помощью различных дидактических игр, закрепление звуков в словах и фразовой речи (используются игры – инсценировки, чтение стихов, повторение чистоговорок, повторение слов из рассказа воспитателя).
Следует учить детей строить предложения с разным порядком слов. Ребенок должен овладеть умением менять порядок слов с синтаксической конструкцией.
Основной подготовкой к монологической речи является диалог – первая степень в развитии связной речи детей. И самым главным является рассмотрение сюжетных картин и составление рассказа по картине.
Своеобразное восприятие литературных произведений младшими дошкольниками заключается в том, что при осмыслении текста они исходя из своего непосредственного и пока ограниченного опыта. Дети не могут мысленно представить героя произведения, поэтому они нуждаются в наглядной основе – рисунке, иллюстрации, картине. Читать детям художественные произведения следует ежедневно.
С детьми 3 – 4 лет также проводят комбинированные занятия:
Чтобы создать интерес ко всем этим занятиям используются различные приемы:
Создание воспитателем образа яркого, запоминающегося. Следует говорить много, произносить фразы отчетливо, употреблять новые слова и выражения, радоваться появлению речи у детей. С помощью яркого образа дети быстрее запоминают сказки, стихи, новые слова.
Желательно сначала задавать вопросы по картине, а уже потом составлять рассказ, но использовать непосредственно высказывания детей. При составлении рассказа нужно следить за тем, что бы одно высказывание дополняло и продолжало другое, показывая связь между отдельными частями картины.
Кроме, того в группе созданы условия для самостоятельного общения детей с книгой. В книжном уголке есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно. Использование дидактических игр и Passel по русским народным сказкам.
Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.
Я провела в группе анкетирование родителей, с целью узнать читают ли родители книги своим детям дома, как часто и какие и вот какие результаты.
Из 20 опрошенных родителей:
Ежедневно – 11 чел. – 50,5%
Когда есть время – 6 чел. – 30%
Редко – 3 чел. – 10, 5%
Да – 14чел.- 70%
Нет – 6 чел. – 30%
Да – 9 чел. – 40,5%
Нет – 11 чел. – 50,5%
Да – 16 чел- 80%
Нет, совсем не читают – 4 чел. – 20%
А вот, что ответили дети на вопрос: «Читают ли твои мама и папа тебе книги?». Я сделала вывод, что родители не всегда говорят правду, отвечая на вопросы анкеты. Четыре ребенка ответили, что родители им вообще не читают книжки, а они их самостоятельно рассматривают. А один ребенок сказал, что он сам маму просит ему почитать книжку, но чаще всего они говорят «Потом».
Информация о работе Роль художественной литературы в развитии речи детей