Министерство образования и
науки РБ
ФГОУ ВПО Бурятский государственный
университет
Исторический факультет
Роль и место археологии в школьном
курсе истории
Выполнила: Яковлева А., ст-ка
гр. 08191
Проверила: Цыренова
Марина
Геннадьевна, доцент, к п.н.
Улан-Удэ
2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………..
с. 3-5
Глава I Роль и место археологической
науки в школьном историческом дискурсе
………………………………………………………………….
с. 6-11
Глава II Педагогический потенциал
археологической науки ………. с.12-18
Глава III Разработка плана-конспекта
урока «Зарождение археологической науки
в Бурятии ………………………………………………………….с.
Заключение ………………………………………………………………..
с.
Список использованной
литературы …………………………………….с.
Введение
Археология — раздел исторической
науки, изучающий развитие человеческого
общества. Она обладает своими источниками,
у неё свои методы исследований, но задачи
те же, что и у истории, — научное познание
прошлого. Оно возможно лишь на основе
изучения источников, делящихся на несколько
больших групп: письменные, вещественные
и т.д.
Археология — сравнительно
недавно возникшая и стремительно развивающаяся
наука. Слово «археология» составлено
из двух греческих слов: «археос» — «древний»
и «логос» — «слово», «наука». Но буквальный
перевод термина («наука о древностях»)
не выражает, ни существа этой науки, ни
её целей: он, как это часто бывает, имеет
условный характер.
Изучение археологии
считается сферой высшего образования.
Это объясняется сложностью изучаемого
материала. Несмотря на это в нашей стране
давние традиции использования археологии
в образовании и воспитании школьников.
Первые школьные
археологические кружки России
появляются уже в 20-х годах
прошлого века в городах Сибири.
Их инициаторами и руководителями
становятся школьные учителя
и профессионалы - археологи, которые
работают в местных школах, исторических
и краеведческих музеях. Среди
них мы можем назвать такие
выдающиеся фамилии как В.П.Левашова,
Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших,
Г.П. Сосновский и другие. В 30-е
годы, сложные для исторической
науки, интерес к школьной археологии
напротив возрос. Это связано с ростом
интереса к местной истории, краеведению.
В 40 - 50-е годы школьникам под руководством
своего учителя В.Ф. Шаманского довелось
принять участие в работах археологической
экспедиции А.П.Окладникова, известного
советского археолога. В конце 50 - начале
60-х годов в журнале «Советская археология»
существует целая рубрика «В помощь учителю
и краеведу». В ней публикуются такие известные
ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А.
Колчин и другие.
В это время происходит
подъем школьного краеведческого движения,
составляющей частью которого становятся
археологические кружки. В 70 - 80-х годах
прошлого века проведение летних археологических
лагерей с участием школьников становиться
нормой в отечественных экспедициях. В
90-х годах происходит распад советской
системы воспитания, прекращает свое существование
пионерская организация, закрываются
школьные музеи и детские центры, на базе
которых и существовали археологические
кружки. Сегодня школьное археологическое
движение вновь возрождается как часть
туристическо - краеведческого направления
дополнительного образования1.
Актуальность: Целые разделы истории
были написаны на базе археологических
данных. Важнейшие факты, установленные
археологами, включены в школьные учебники.
Однако на современном этапе школьные
учебники не обладают конкретными методами
сопоставимости археологических исследований,
авторы учебников не способны провести
параллели между находками археологов
и реконструкцией с помощью них истории
человечества.
Предмет: археология в школьном
курсе истории Древнего мира
Объект: школьный курс истории
Древнего мира
Целью курсовой работы является
выявление роли и места археологической
науки в школьном курсе истории
Для достижения цели
поставлены следующие задачи:
- Проанализировать школьных учебников по Всеобщей истории и истории России
- выявить педагогический
потенциал археологии
- смоделировать плана-конспекта внеурочного мероприятия по теме «зарождение археологических
исследований в Бурятии»
Структура
курсовой работы состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава I.
Роль и место археологической
науки в школьном историческом дискурсе
В общешкольном курсе мировой истории
разнообразным вспомогательным историческим
дисциплинам и историческим наукам практически
не отводится места. Это неудивительно
— ведь в достаточно сжатые сроки при
несравнимо малом количестве часов преподавателю
предлагается поместить в головы школьников
знания о целом историческом периоде (например,
истории Средних веков или новейшей истории).
При этом очевидно, что основное внимание
уделяется событиям, датам и трактовкам
основных исторических процессов, что
нельзя назвать неоправданным.
Именно поэтому на внешкольных дополнительных
занятиях больше времени должно уделяться
таким вспомогательным дисциплинам, как
нумизматика, палеография и др. Следует
отметить, что, несмотря на кажущуюся неправдоподобность
подобного высказывания, оно имеет под
собой серьезные обоснования. Детскому
сознанию присуща конкретность. Стремление
к абстрактизации и обобщениям появляется
по большей части не ранее 12–13 лет (именно
поэтому алгебра и физика, оперирующие
абстрактными понятиями, вводятся в школьный
курс только в 7 классе). Поэтому ребенку
намного интереснее рассмотреть, например,
фотографии денежных знаков, имевших хождение
в 16 и 18 веках, сравнить их друг с другом
или попробовать разобрать написанное
скорописью 17 века, а не размышлять, пусть
даже на достаточно примитивном уровне,
о причинах Смутного времени.
Археологии — одной из основных исторических
наук, изучающих вещественные источники,
— в этом плане повезло чуть больше. Знания
о древнем человеке, практически вся история
Древнего мира неотделима от тщательного
знакомства с этой наукой.
Курс истории Древнего мира предполагает
введение основных понятий, связанных
с археологией. Иногда детей знакомят
с понятиями «археологические раскопки»,
«культурный слой», упоминают основные
типы археологических памятников. Но уже
в курсе истории Средних веков на высокую
значимость этой науки внимания почти
не обращают. Складывается впечатление,
что археологи занимаются исключительно
историей Древнего мира. Нередко в голове
ребенка перемешиваются геологические
и исторические эпохи. А вместе с тем нельзя
недооценить важность археологии и в реконструкции
более поздних периодов. Только благодаря
археологии мы узнаем о материальной культуре
бесписьменных народов. Помогает эта наука
и в исследовании повседневной жизни народов,
уже обладающих солидным количеством
письменных источников. Эти, на первый
взгляд, очевидные вещи необходимо объяснить
и ребенку, причем введение в археологию
должно производиться плавно.
Для выявления места археологии
в школьных учебниках был проведен анализ
по одному учебнику истории из разных
концентров, соответственно учебник 5
класса и учебник 10 класса.
Учебник для 5 класса Вигасин А.А., Г.И.
Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего
мира. М., 2003. Это наиболее распространенный
в практике преподавания истории учебник
Древнего мира. Он характеризует состояние
преподавания и данного курса, начиная
с 90-х гг. XX в. Учебник выдержал 10 изданий2.
Вступлением к учебнику является краткий
анализ исторических источников. Первую
часть составляют материалы по значению
письменных источников, вторая же часть
отведена для определения роли археологических
памятников в процессе развития человеческого
общества. Особенно отмечен вклад археологии
в изучение жизни людей, живших до появления
письменности3.
Первые две главы данного учебного
пособия посвящены жизни первобытного
человека. Глава I «Первобытные собиратели
и охотники» посвящена образу жизни первобытных
людей: наличие орудий труда и способы
их обработки, методы добывания пищи, овладения
огнем, социальной организации, а также
возникновение у них искусства. Глава
II «Первобытные земледельцы и скотоводы»
повествует о возникновении новых форм
ведения хозяйства и изменении в
формах социальной организации. Таким
образом, наличие в тексте компонента
«особенно велико значение археологических
памятников…»4 положительно
характеризует учебник в отношении определения
места археологии в сфере исторической
науки. В подтверждение этих слов после
каждой главы располагаются иллюстрации
к тесту: наскальные рисунки, схема раскопанного
могильника, включая подробное рассмотрение
содержимого, археологические находки:
фигурки из мамонтовой кости и глины, ожерелье
из раковин и зубов песца5.
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
Загладин Н.В. , Симония Н.А. История России и мира с древнейших
времен до конца XIX века. М.: Русское слово, 20086 в
отличии от других учебников по истории
Отечества имеет ряд особенностей.
В первую очередь, это введение археологической
периодизации в процесс познавания археологии
школьниками. Археологическая периодизация
– это одна из наиболее правильных делений
истории на периоды. Она основывается
на принципе того, какой материал являлся
ведущим при изготовлении орудий труда7.
Вторая особенность это признание сложного
труда археологов. Практически в каждой
главе говорится о признании археологии
в открытии информации о древнейших людях
и их образе жизни. В структуре учебника
присутствует внетекстовой компонент.
Именно он представляет собой картины
первобытных людей, реконструкции могильных
памятников, росписи древневосточных
настенной живописи, скульптурки и т.д8.
В-третьих, интересным
фактом является наличие материала
по истории нашей страны. Параграф
«Каменный век на территории
нашей страны» подробно описывает
эволюцию человека и видов
его деятельности на просторах
Европейской части России и
Сибири. Подробно описаны орудия труда
(с иллюстрациями) и принадлежность этих
предметов разным типам человека (т.е.
человек - умелый, человек - прямоходящий
и т.д.). Знакомство с этой
исторической наукой невозможно также
без общего представления о методах ведения
археологических раскопок, механизме
образования культурного слоя. Подобного
рода информацию также содержит данный
учебник.
В целом, учебник значительно
отличается от других, во-первых, более
полной информацией по археологическим
находкам, во-вторых, наличием причинно
следственных связей. Нужно отметить,
что в некоторых учебниках, таких как Уколова
В.И. История Древнего мира. 5 класс9; Саплина Е.В., Ляпустин Б.С.,
Саплин А.А. История Древнего мира. М., 200210, Михайловский Ф.А. Всеобщая
история. История древнего мира. М., 201211 по Всемирной истории вообще
отсутствует какая-либо информация об
археологии как науке, помогающей распознать
сущность исторических явлений.
Ведущие историки и археологи
страны, например, имеют свою точку зрения
на ситуацию, связанную с местом археологии
в российских исторических школьных учебниках.
«Практически все школьные
учебники истории преступно игнорируют
научные факты, добытые археологией» -
считает профессор Кемеровского государственного
университета Анатолий Иванович Мартынов12. Он считает, что основной причиной
такого невежества стала сама система
российского образования в области истории.
Даже достаточно поверхностный анализ
современных учебников для средних школ,
который провел Мартынов, показал, что
в них нет самых простых и необходимых знаний
по археологии. Из современных пособий
ученики так и не узнают, когда и что изобрело
человечество и какие преимущества дали
открытия для дальнейшего развития.
«Несмотря на то, что российское
образование сейчас переживает массу
структурных реформ, ему не хватает реформ
содержательных» - считает А.И. Мартынов.
И неважно, «правильные» или «неправильные»
учебники сейчас читают школьники, — все
программы построены на изучении социально-политической
истории. А «другой» истории в школах не преподают.
Ученики по-прежнему слушают о всем знакомой
эволюции исторического процесса, классах,
классовой борьбе, войнах, революциях
и разнообразных событийных хронологиях.
Нередко упор делается в основном на новую
и новейшую историю, да еще и с политическим
оттенком.
Как подчеркивает А.И. Мартынов,
нормальное преподавание истории, которое
будет интересно ученикам, начнется тогда,
когда в России появятся учебники, соответствующие
уровню развития современной археологии.
То есть содержащие и ту информацию, которую
накопили археологи13.
Многие археологи считают, что
археология могла бы быть отдельным предметом
в школе. Однако их украинские коллеги
пошли дальше – в 2010 г. был выпущен первый
школьный учебник по археологии. Авторами книги стали
директор Буковинского центра археологических
исследований при Черновицком национальном
университете имени Юрия Федьковича С.
Пивоваров и краевед В. Федорак14.
Подводя итоги, нужно отметить,
что все, что касается археологии, явно
выпадает из учебного процесса. Учащихся,
в большинстве совеем, лишили информации
об археологических памятниках нашей страны,
их евразийской и национальной ценности,
современных достижениях ученых, их методах
и открытиях. Даже история Древнего Востока,
Греции и Рима подается так, словно все
знания ученые получили, не выходя из кабинетов,
а не на основании археологических открытий.
Несмотря на то, что реконструкция истории
Древнего мира происходила в основном
на тех данных, которые получили археологи.
Таким образом, проанализировав
содержание отечественных учебников можно
сделать вывод, что школьные учебник по
всеобщей истории находятся в трудном
положении в отношении оценки роли археологии
в реконструкции хода развитии человеческого
общества. Отечественная история едва
ли не в худшем положении. Во-первых, это обедняет
наши знания о своем прошлом. Во-вторых,
формирует ложное представление о первобытности
как о примитивном этапе развития человека.
Не менее важны археологические данные
при изучении истории древних славян и
других народов, обойденных вниманием
авторов письменных источников. Вообще
археология для большинства до сих пор
наука экзотическая – не то краеведение,
не то пустая трата времени на изучение
чего-то ненужного.