Роль и место археологии в школьном курсе истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Археология — раздел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества. Она обладает своими источниками, у неё свои методы исследований, но задачи те же, что и у истории, — научное познание прошлого. Оно возможно лишь на основе изучения источников, делящихся на несколько больших групп: письменные, вещественные и т.д.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. с. 3-5
Глава I Роль и место археологической науки в школьном историческом дискурсе …………………………………………………………………. с. 6-11
Глава II Педагогический потенциал археологической науки ………. с.12-18
Глава III Разработка плана-конспекта урока «Зарождение археологической науки в Бурятии ………………………………………………………….с.
Заключение ……………………………………………………………….. с.
Список использованной литературы …………………………………….с.

Файлы: 1 файл

курсовая по МПИ.docx

— 682.08 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РБ

ФГОУ ВПО Бурятский государственный университет

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Роль и место археологии в школьном курсе истории

 

 

 

 

 

Выполнила: Яковлева А., ст-ка гр. 08191

  Проверила: Цыренова  Марина 

Геннадьевна, доцент, к п.н.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. с. 3-5

Глава I Роль и место археологической науки в школьном историческом дискурсе …………………………………………………………………. с. 6-11

Глава II Педагогический потенциал археологической науки ………. с.12-18

Глава III Разработка плана-конспекта урока «Зарождение археологической науки в Бурятии ………………………………………………………….с.

Заключение ……………………………………………………………….. с.

Список использованной литературы …………………………………….с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Археология — раздел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества. Она обладает своими источниками, у неё свои методы исследований, но задачи те же, что и у истории, — научное познание прошлого. Оно возможно лишь на основе изучения источников, делящихся на несколько больших групп: письменные, вещественные и т.д.

Археология — сравнительно недавно возникшая и стремительно развивающаяся наука. Слово «археология» составлено из двух греческих слов: «археос» — «древний» и «логос» — «слово», «наука». Но буквальный перевод термина («наука о древностях») не выражает, ни существа этой науки, ни её целей: он, как это часто бывает, имеет условный характер.

Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников.

 Первые школьные  археологические кружки России  появляются уже в 20-х годах  прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями  становятся школьные учителя  и профессионалы - археологи, которые  работают в местных школах, исторических  и краеведческих музеях. Среди  них мы можем назвать такие  выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е  годы, сложные для исторической  науки, интерес к школьной археологии  напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 40 - 50-е годы школьникам под руководством своего учителя В.Ф. Шаманского довелось принять участие в работах археологической экспедиции А.П.Окладникова, известного советского археолога. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие.

В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования1. 

 

Актуальность: Целые разделы истории были написаны на базе археологических данных. Важнейшие факты, установленные археологами, включены в школьные учебники. Однако на современном этапе школьные учебники не обладают конкретными методами сопоставимости археологических исследований, авторы учебников не способны провести параллели между находками археологов и реконструкцией с помощью них истории человечества.

 

Предмет: археология в школьном курсе истории Древнего мира

Объект: школьный курс истории Древнего мира

Целью курсовой работы является выявление роли и места археологической науки в школьном курсе истории

 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать школьных учебников по Всеобщей истории и истории России 
  2. выявить педагогический потенциал археологии
  3. смоделировать плана-конспекта внеурочного мероприятия по теме «зарождение археологических исследований в Бурятии»

 

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Роль и место археологической науки в школьном историческом дискурсе

В общешкольном курсе мировой истории разнообразным вспомогательным историческим дисциплинам и историческим наукам практически не отводится места. Это неудивительно — ведь в достаточно сжатые сроки при несравнимо малом количестве часов преподавателю предлагается поместить в головы школьников знания о целом историческом периоде (например, истории Средних веков или новейшей истории). При этом очевидно, что основное внимание уделяется событиям, датам и трактовкам основных исторических процессов, что нельзя назвать неоправданным.

Именно поэтому на внешкольных дополнительных занятиях больше времени должно уделяться таким вспомогательным дисциплинам, как нумизматика, палеография и др. Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся неправдоподобность подобного высказывания, оно имеет под собой серьезные обоснования. Детскому сознанию присуща конкретность. Стремление к абстрактизации и обобщениям появляется по большей части не ранее 12–13 лет (именно поэтому алгебра и физика, оперирующие абстрактными понятиями, вводятся в школьный курс только в 7 классе). Поэтому ребенку намного интереснее рассмотреть, например, фотографии денежных знаков, имевших хождение в 16 и 18 веках, сравнить их друг с другом или попробовать разобрать написанное скорописью 17 века, а не размышлять, пусть даже на достаточно примитивном уровне, о причинах Смутного времени.

Археологии — одной из основных исторических наук, изучающих вещественные источники, — в этом плане повезло чуть больше. Знания о древнем человеке, практически вся история Древнего мира неотделима от тщательного знакомства с этой наукой.

Курс истории Древнего мира предполагает введение основных понятий, связанных с археологией. Иногда детей знакомят с понятиями «археологические раскопки», «культурный слой», упоминают основные типы археологических памятников. Но уже в курсе истории Средних веков на высокую значимость этой науки внимания почти не обращают. Складывается впечатление, что археологи занимаются исключительно историей Древнего мира. Нередко в голове ребенка перемешиваются геологические и исторические эпохи. А вместе с тем нельзя недооценить важность археологии и в реконструкции более поздних периодов. Только благодаря археологии мы узнаем о материальной культуре бесписьменных народов. Помогает эта наука и в исследовании повседневной жизни народов, уже обладающих солидным количеством письменных источников. Эти, на первый взгляд, очевидные вещи необходимо объяснить и ребенку, причем введение в археологию должно производиться плавно.

Для выявления места археологии в школьных учебниках был проведен анализ по одному учебнику истории из разных концентров, соответственно учебник 5 класса и  учебник 10 класса. 

Учебник для 5 класса Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М., 2003. Это наиболее распространенный в практике преподавания истории учебник Древнего мира. Он характеризует состояние преподавания и данного курса, начиная с 90-х гг. XX в. Учебник выдержал 10 изданий2. Вступлением к учебнику является краткий анализ исторических источников. Первую часть составляют материалы по значению письменных источников, вторая же часть отведена для определения роли археологических памятников в процессе развития человеческого общества. Особенно отмечен вклад археологии в изучение жизни людей, живших до появления письменности3.

 Первые две главы данного учебного пособия посвящены жизни первобытного человека. Глава I «Первобытные собиратели и охотники» посвящена образу жизни первобытных людей: наличие орудий труда и способы их обработки, методы добывания пищи, овладения огнем, социальной организации, а также возникновение у них искусства. Глава II «Первобытные земледельцы и скотоводы» повествует о возникновении новых форм ведения хозяйства и изменении в   формах социальной организации. Таким образом, наличие в тексте компонента «особенно велико значение археологических памятников…»4 положительно характеризует учебник в отношении определения места археологии в сфере исторической науки. В подтверждение этих слов после каждой главы располагаются иллюстрации к тесту: наскальные рисунки, схема раскопанного могильника, включая подробное рассмотрение содержимого, археологические находки: фигурки из мамонтовой кости и глины, ожерелье из раковин и зубов песца5.

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений  Загладин Н.В. , Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. М.: Русское слово,  20086 в отличии от других учебников по истории Отечества имеет ряд особенностей.

В первую очередь, это введение археологической периодизации в процесс познавания археологии школьниками. Археологическая периодизация – это одна из наиболее правильных делений истории на периоды. Она основывается на принципе того, какой материал являлся ведущим при изготовлении орудий труда7.

Вторая особенность это признание сложного труда археологов. Практически в каждой главе говорится о признании археологии в открытии информации о древнейших людях и  их образе жизни. В структуре учебника присутствует внетекстовой компонент. Именно он представляет собой картины первобытных людей, реконструкции могильных памятников, росписи древневосточных настенной живописи, скульптурки и т.д8.

 В-третьих, интересным  фактом является наличие материала  по истории нашей страны. Параграф  «Каменный век на территории  нашей страны» подробно описывает  эволюцию человека и видов  его деятельности на просторах  Европейской части России и  Сибири. Подробно описаны орудия труда (с иллюстрациями) и принадлежность этих предметов разным типам человека (т.е. человек - умелый, человек - прямоходящий и т.д.). Знакомство с этой исторической наукой невозможно также  без общего представления о методах ведения археологических раскопок, механизме образования культурного слоя. Подобного рода информацию также содержит данный учебник.

В целом, учебник значительно отличается от других, во-первых, более полной информацией по археологическим находкам, во-вторых, наличием причинно следственных связей. Нужно отметить, что в некоторых учебниках, таких как Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс9; Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.А. История Древнего мира. М., 200210, Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. М., 201211 по Всемирной истории вообще отсутствует какая-либо информация об археологии как науке, помогающей распознать сущность исторических явлений.

Ведущие историки и археологи страны, например, имеют свою точку зрения на ситуацию, связанную с местом археологии в российских исторических школьных учебниках.

 «Практически все школьные учебники истории преступно игнорируют научные факты, добытые археологией» - считает профессор Кемеровского государственного университета Анатолий Иванович Мартынов12. Он считает, что основной причиной такого невежества стала сама система российского образования в области истории. Даже достаточно поверхностный анализ современных учебников для средних школ, который провел Мартынов, показал, что в них нет самых простых и необходимых знаний по археологии. Из современных пособий ученики так и не узнают, когда и что изобрело человечество и какие преимущества дали открытия для дальнейшего развития.

«Несмотря на то, что российское образование сейчас переживает массу структурных реформ, ему не хватает реформ содержательных» - считает А.И. Мартынов. И неважно, «правильные» или «неправильные» учебники сейчас читают школьники, — все программы построены на изучении социально-политической истории. А «другой» истории в школах не преподают. Ученики по-прежнему слушают о всем знакомой эволюции исторического процесса, классах, классовой борьбе, войнах, революциях и разнообразных событийных хронологиях. Нередко упор делается в основном на новую и новейшую историю, да еще и с политическим оттенком.

Как подчеркивает А.И. Мартынов, нормальное преподавание истории, которое будет интересно ученикам, начнется тогда, когда в России появятся учебники, соответствующие уровню развития современной археологии. То есть содержащие и ту информацию, которую накопили археологи13.

Многие археологи считают, что археология могла бы быть отдельным предметом в школе. Однако их украинские коллеги пошли дальше – в 2010 г. был выпущен первый школьный учебник по археологии. Авторами книги стали директор Буковинского центра археологических исследований при Черновицком национальном университете имени Юрия Федьковича С. Пивоваров и краевед В. Федорак14.

Подводя итоги, нужно отметить, что все, что касается археологии, явно выпадает из учебного процесса. Учащихся, в большинстве совеем, лишили информации об археологических памятниках нашей страны, их евразийской и национальной ценности, современных достижениях ученых, их методах и открытиях. Даже история Древнего Востока, Греции и Рима подается так, словно все знания ученые получили, не выходя из кабинетов, а не на основании археологических открытий. Несмотря на то, что реконструкция истории Древнего мира происходила в основном на тех данных, которые получили археологи.

Таким образом, проанализировав содержание отечественных учебников можно сделать вывод, что школьные учебник по всеобщей истории находятся в трудном положении в отношении оценки роли археологии в реконструкции хода развитии человеческого общества. Отечественная история едва ли не в худшем положении. Во-первых, это обедняет наши знания о своем прошлом. Во-вторых, формирует ложное представление о первобытности как о примитивном этапе развития человека. Не менее важны археологические данные при изучении истории древних славян и других народов, обойденных вниманием авторов письменных источников. Вообще археология для большинства до сих пор наука экзотическая – не то краеведение, не то пустая трата времени на изучение чего-то ненужного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль и место археологии в школьном курсе истории