Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 00:05, курсовая работа
Цель исследования – представить имидж современного педагога.
Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по указанной проблематике;
- раскрыть понятие «имидж» в педагогике;
- дать характеристику структурным компонентам имиджа педагога;
- раскрыть методику построения имиджа педагога.
Введение……………………………………………………..…..…3
§1.Понятие "имидж". Виды имиджей…………………………..….………5
§2 Структура имиджа педагога…………………………..………………9
§3 Методика построения имиджа педагога……………………….……18
§4 Профессиональные качества педагога……………………………….20
Заключение…………………………………………………………….…..25
Список использованной литературы……………………………………27
Построение имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может стать практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа.
Подчеркивание личностных характеристик, которые можно представить как введение имиджа лучшего или идеального преподавателя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».
Вписывание имиджа «лучший или идеальный преподаватель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
Вписывание имиджа «лучший или идеальный преподаватель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (преподаватеь-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью6.
Вписывание имиджа «лучший или идеальный преподаватель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
Активное использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.
Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации.
Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.
Символизация очень автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.
§4 Профессиональные качества педагога.
Широко известна и часто цитируется фраза К.Д. Ушинского о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века она актуализирует проблему всестороннего изучения педагогом своих подопечных. Гораздо меньше внимания уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога "оборотиться на себя", как потенциальный предмет профессионального преобразования. У Шекспира в "Гамлете" есть замечательная по глубине сцена, весьма далекая от образовательных проблем, но к которой не грех время от времени обращаться любому педагогу.
К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся (в своих учащихся). В то время как они не способны извлечь необходимые "звуки и мотивы" даже из себя. Технологичность как способность производить запланированные изменения, во многом обусловлена целостностью осознания себя как особого педагогического инструмента. Инструмента, способного не только производить позитивные изменения, но и становиться по отношению к другим людям орудием огромной разрушительной силы. Таким образом, перед педагогом встаёт задача грамотного предъявления и использования этого инструмента .
Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими.
Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность преподавателя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. 7
Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии - быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь.
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.
Главное условие успешности педагогической деятельности – самоанализ. Постоянное теоретическое образование и практика – очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, преподаватель планирует свое поведение на занятиях, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.
Известный методист П.А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения преподавателя:
1. определять уровень
2. ставить педагогические цели
разной масштабности с учетом
гуманитарных возможностей
3. видоизменять формы проведения у занятий, учебные задания и виды дейтельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
4. использовать разнообразные
5. побуждать школьников к
6. создавать педагогические
7. применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов;
8. планировать и проводить
9. применять гуманитарно-
10. усложнять формы работы, познавательно-проблемные
задания и требования к
Таким образом, преподаватель (профессионал) – это человек, способный выстроить траекторию своего духовного, личностного и профессионального роста, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Его долгом является воспитание гражданственности, уважения к прошлому, привитие нравственных принципов. Сегодня необходимы активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу преподавателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального преподавателя, как любовь к ученикам, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Профессия педагог – особенная. Преподаватели – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность, а без интереса к личности преподавателя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности преподавателя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности преподавателя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни преподавателю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Сам образ преподавателя вызывает у учеников доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если преподаватель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.
Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.
Особенностью педагогического труда является то, что, преподаватель призван помочь ученику состояться как личности, и как профессионалу.
Список использованной литературы
1 См.: Чудновский, В.Э. Личностная модель труда преподавателя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – 34 с.
2 См.: Чудновский, В.Э. Личностная модель труда преподавателя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – 34 с.
3 См.: Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа преподавателя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 222 с.
4 См.: Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2011. – № 2. – 64 с.
5 См.: Григорович Л.А., Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2011. – 244 с.
6 См.: Баранов, П.А. О тенденциях развития современного образования / П. А. Баранов. – М. : ПИОШ, 2011. – 124 с
7 См.: Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа преподаватля / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2012. – № 3.– 186