Роль МО в развитии творческой деятельности учителей точных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 19:13, творческая работа

Описание работы

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

Файлы: 1 файл

Роль МО в развитии творческой деятельности учителей точных наук.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Роль МО в развитии творческой деятельности учителей точных наук.

Боброва Н.А.

школа-гимназия № 38

руководитель МО точных наук

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

(К.Д. Ушинский)

   Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.            

В течение многих лет основной формой методической работы в школе является методическое объединение учителей. В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считают актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др. Основная форма -  заседание. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы (Овладение современными педагогическими технологиями как фактор мастерства педагога) и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения.  МО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Уделяется внимание формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровье сберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой. Результатом данной работы стали выступления на МО, педсоветах. 

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

При планировании работы (МО) необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и др. Это дает возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются  напрямую связаны с ИК-технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников.

При проведении предметных недель используются разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы поделок, моделей, кроссвордов; игры -  КВНы, «Поле чудес», выставки, и т.д.

Каждый  учитель  имеет  методическую  копилку,  где  собраны  доклады  и выступления,  разработки уроков,  внеклассных  мероприятий.

Итак, совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:

·              постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;

·              изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

·              ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;

·              повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);

·              стремление учителя к повышению квалификационного разряда;

·              самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;

·              посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;

·              проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

Как обеспечить непрерывное становление учителя как субъекта собственного развития?

Обеспечение непрерывного становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности возможно при следующих условиях:

- личностно ориентированное  обучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализацию в педагогическом процессе;

- наличие единого для  всех этапов непрерывного образования  личностно ориентированного содержания  методической подготовки учителя;

- личностно ориентированная  организация выполнения студентом (учителем) методических заданий;

- обеспечение посредством  содержания и организации работы  с ним формирования методической  компетентности и открытой познавательной  позиции учителя, овладения учителем  техникой ведения диалога с  учащимися.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:  
•взаимопосещение уроков  
•обобщение опыта педагогической деятельности  
•прохождение курсовой переподготовки, включая не только обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в меж аттестационный период, но и совершенствование квалификации в сфере инновационных видов деятельности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуникативной и т.д.)  
•участие в районных, областных семинарах, конференциях, круглых столах;  
•публикации (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, и др.) 

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения 

Компетенции учителя математики:

  • математическая грамотность;
  • владение базовыми математическими приёмами;
  • умения вырабатывать у учащихся способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут;
  • использовать инновационные технологии в преподавании предмета.

Компетенции учителя физики:

  • владение методами научного познания мира, приведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
  • владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
  • иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Компетенции учителя информатики:

  • теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;
  • способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;
  • принципы экологичности информации (информационная картина новых моральных ценностей, направленных на бережное отношение к человеческой среде обитания);
  • умение проектировать и строить информационные модели.

Обязанности учителей математики, физики и информатики

Каждый учитель обязан:

  • участвовать в деятельности методического объединения,
  • иметь собственную программу профессионального самообразования;

участвовать в заседаниях методического объединения, практических семинарах и т. д.;

  • активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятий по предмету), стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
  • знать тенденции развития методики преподавания предмета, нормативные документы, методические требования к категориям;
  • владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

Информация о работе Роль МО в развитии творческой деятельности учителей точных наук