Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:46, курсовая работа
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
1. Введение
Развитие детей в театрализованной деятельности
а) Что такое театр и его истоки
б) Значение и специфика театрального искусства
в) Приобщение детей к театрализованной деятельности
г) Характеристика театрализованных игр
д) Классификация театрализованных игр
2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
а) Формы организации театрализованной деятельности
б) Младшая группа
в) Средняя группа
г) Старшая группа
д) Подготовительная группа
3. Кукольный театр
а) Виды театров
б) виды кукол
в) Организация уголка театрализованной деятельности
4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности
а) Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
б) Основные направления работы с детьми
5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
План
Развитие детей в театрализованной деятельности
а) Что такое театр и его истоки
б) Значение и специфика театрального искусства
в) Приобщение детей к театрализованной деятельности
г) Характеристика театрализованных игр
д) Классификация театрализованных игр
2.
Организация театрализованной
а) Формы организации театрализованной деятельности
б) Младшая группа
в) Средняя группа
г) Старшая группа
д) Подготовительная группа
3. Кукольный театр
а) Виды театров
б) виды кукол
в) Организация уголка театрализованной деятельности
4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности
а) Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
б) Основные направления работы с детьми
5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
1.Введение.
Развитие детей в
а) Что такое театр и его истоки
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра – народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды – проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.
Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ".
В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.
б. Значение и специфика театрального искусства
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным
образованием и воспитанием
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием
коммуникативных качеств
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием
положительного эмоционального
настроя, снятием
Театрализованная
деятельность в детском саду - возможность
раскрытия творческого
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
в. Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
г. Характеристика театрализованных игр
Игра - наиболее
доступный и интересный для ребёнка
способ переработки, выражения эмоций,
впечатлений. Детство проходит в
мире ролевых игр, помогающих ребёнку
освоить правила и законы взрослых.
Игры можно рассматривать как
импровизированные театральные
постановки, в которых кукла или
сам ребёнок имеет свой реквизит,
игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку
предоставляется возможность
д. Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки
спектаклей по одному или
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм
с правилами относятся
Информация о работе Роль педагога в организации театрализованной деятельности