Роль семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть роль семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- рассмотреть тeopeтичecкие пpeдcтaвлeния и ocмыcлeния пpoблeмaтики poли ceмьи и школы в трудовом вocпитaнии peбeнкa млaдшeгo шкoльнoгo вoзpacтa;
- изучить методы взаимодействия и пути формирования семьи и школы в развитии трудового воспитания детей младшего школьного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Трудовое воспитание как педагогическая проблема 6
1.2. Фopмиpoвaниe и cтaнoвлeниe тpyдoвoй дeятeльнocти, ee poль в paзвитии млaдшиx шкoльникoв 11
1.3. Сущность трудового воспитания младших школьников 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников 26
2.2. Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания 34
2.3. Пути формирования трудового воспитания у детей с помощью форм и методов работы учителя с родителями 38
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
3.1. Методическая работа с родителями 42
3.2. Исследовательская работа 45
3.3. Результаты исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.46 Мб (Скачать файл)

В результате выяснилось, что воспитание трудовое носит эпизодический характер.

Ход проведения.

I этап. "Определение цели и задач трудового воспитания в семье".

На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. на моем столе лежат таблички, изготовленные в форме листьев.

Надписи на табличках означают названия этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева, и мы с вами постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.

Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички "Цель" и "Задачи". Это означает, что мы начнем коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребенка в семье.

Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Нот как это сделать?  К сожалению, на этот вопрос редко дается обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения. Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на I этапе нашего собрания.

II этап. "Труд не понарошку".

Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова "дети" и "труд". А ведь раньше довольно часто приходилось слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудится. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?

Прикрепляю на доску листья-таблички "Труд не понарошку" и "Домашние поручения", а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Составляю перечень называемых родителями домашних поручений и дополняю этот список своими предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие предложения:

- оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

- наводить порядок в своем столе и в своей комнате;

- заботиться о младшем брате или сестре;

- стирать свои мелкие вещи;

- мыть чайную посуду;

- следить за чистотой обуви;

- выносить мусор;

- кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

- гулять с собакой, кошкой;

- покупать хлеб, молоко.

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

В доме ребенок может стать активным помощником взрослых: ему по силам вынести мусор, сходить в магазин. Школьник любого возраста обязан содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради и другие учебные пособия, инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.

По мере роста обязанностей прибавляется, усложняется и самообслуживание. Например, если ученики начальных классов должны уметь обслужить себя во время еды (подогреть пищу, накрыть стол, убрать и вымыть за собой посуду, помочь в этом взрослым, правильно пользоваться столовым прибором, следить за своими вещами).

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Вы даете ребенку поручение, просите помочь, а он отказывается. Надо еще разобраться, что это за поручение.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовольствие, а не создавать комплекс неполноценности. ("Ой, я это не сумею. Мама будет ругать. И в прошлый раз не получилось. Я вообще, наверное, такой - ничего не умею.") И слишком легкие поручения давать тоже нехорошо.

Я надеюсь, что вы принадлежите к тем родителям, которые правильно понимают потребность детей принимать участие в жизни семьи.

 

Вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: "Я потом, можно...?" "А почему всегда я? Что, больше некому?" "Пусть Ленка сходит, я уже ходил..."

Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. сразу возникает одна из самых взрывоопасных ситуаций. Как поступить?

Ну, во-первых, как во всех "взрывоопасных" ситуациях. Сначала посчитать до десяти, если не поможет, то и до ста.

Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него, действительно, серьезная причина для отказа.

Ну а, главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.

Вот, например, наша первоклассница, не собрав книги, рвется на улицу, к подругам, а вы ей скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон сколько пустых мест на полке.

Охотно соглашаюсь с вами, что такие игры нелегки, особенно, если вы опаздываете .на работу или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться", куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить.

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то... То дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.

Решение собрания.

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

3. Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблемы трудового воспитания детей в семье.

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»

Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.

Категория участников: родители и педагоги.

Количество участников: 25 - 30 человек.

Время проведения: 2 - 2,5 часа.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А4.

Ход игры:

Знакомство:

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.

Упражнение « Коробка» (правую - в одну, левую - в другую).

Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.

По окончанию проводят обсуждение:

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее - когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.

Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой - семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам. Сегодня образовались такие царства- государства:

- Царство Родителей,

- Царство Педагогов.

Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.

Упражнение « Царский Герб»

На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы.

Упражнение « Наши чувства»

Ведущий: Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часть ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое - когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.

Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине - чувства, испытываемые при посещении чужого.

Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувство безопасности, спокойствия, на чужой - тревогу, страх быть непонятым и др.

Упражнение «Ожидания»

Ведущий: Жители Царства Родители каждый день отправляют своих детей в Царство педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родители. Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов?

Игроки каждой группы записывают свои ожидания.

Обсуждение.

Упражнение «Объединение государств»

Ведущий: Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологически опрос.

- Какие отрицательные стороны есть в создании союза? Почему не надо

Объединяться в союзные государства?

- Почему лучше создать союз независимых царств- государств? Какие выгоды приобретёт союз?

Подведение итогов референдума.

Ведущий: Большинство жителей двух Царств высказались за создания союза. С этого момента провозглашали, союз независимых Царств-государств. Каждое союзное государство именует свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящих из этих министерств. Министрам необходимо разрабатывать положение о деятельности своего министерства (в документе открыть цели и задачи, правила, требования, т.д.). Положение о деятельности своего министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме.

Оформляется на листах А3.

На раскрытии ролей и разработки документов даётся 20-25 минут. Участникам предлагают либо самим окрестить (назвать) свои министерства, либо ведущий называет следующее:

Информация о работе Роль семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников