Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:45, контрольная работа
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи Я.А. Коменский, Г. Песталоцци пальму первенства общественным учреждениям Роберт Оуэн. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказать от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи Я.А. Коменский, Г. Песталоцци пальму первенства общественным учреждениям Роберт Оуэн. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказать от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
В исследование Т.А. Марковой систематизированы фактор, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.
Тип семейного воспитания |
|
1.Глубокий эмо-циональный, интим-ный характер |
Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. |
2. Постоянство и длительность воспи-тательного воздей-ствия |
Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. |
3.Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности |
Если в детском саду дети участвуют
главным образом в труде от
случая к случаю, не всегда понимают
его необходимость для |
Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности
удивительно точно передает смысл ориентации
ребенка на те духовные и моральные ценности,
которые исповедует его семья. В каждой
семье свои представления о добре и зле,
свои приоритеты и нравственные ценности:
в одной во главу угла ставят доброту,
милосердие, гуманность, в других, напротив,
царит культ жестокости. Родители всячески
стимулируют и поощряют такие поступки,
действия, способы поведения,
которые отвечают их представлениям о
том, что хорошо и что плохо.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Функции семьи.
Роль семьи в обществе
несравнима по своей силе ни с какими
другими социальными институтам
Существует несколько определений семьи.
Во-первых, семья —
это основанная на браке и
(или) кровном родстве малая
социальная группа, члены которой
объединены совместным
Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всёго, воспитания и развития ребенка.
Функции семьи |
|
1. Репродуктивная функция |
Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей. |
2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция |
Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, — приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. |
3.Функция перви-чной социализации |
Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. |
4.Воспитательная функция |
Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Характер отношений родителей воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. |
5.Рекреационная и |
Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. |
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Типы семей.
Самая распространенная современная семья — семья, состоящая из нескольких поколений. В этой семье живут вмести и дети, и родители, и старшие поколения. Но сейчас дети чаще живут отдельно сохраняя родственные отношения одной семьи.
Наиболее распространенной в современных условиях являются нуклеарная семья, состоящая из супругов с детьми или без них. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве. Следовательно, проблема социализация личности все чаще приходится решать образовательным учреждениям а ни самой семье.
Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительностью до пяти лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.
Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. Эти семьи испытывают большие трудности как в плане материального обеспечения, так и в психологическом аспекте.
Внебрачная семья – возникает с рождением внебрачного ребенка. Так же кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общество.
Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где на ряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Проблемами этих семей является: наследование имущества неродного отца, отношение мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплоченные. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого–то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на их отношения с новым отцом или матерью.
Таким образом, в основу данной типологии положены такие критерии как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.
На основе же анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вмести с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе. По данному уровню различают следующие типы семей:
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.