Роль семьи в половом воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Советская семья вместе со школой и общественными организациями «призваны подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина - мужа и отца, жену и мать, научить молодого человека жить содержательно, интересно и красиво, и главное уметь самому организовать такую жизнь...

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста получил первые представления о нормах и правилах коммунистической морали, о правилах поведения, усвоил хороший нравственный урок правильных взаимоотношений между полами, учился чувствовать, понимать чувства других людей, уважать их.

Файлы: 1 файл

Роль семьи в половом воспитании детей.docx

— 17.93 Кб (Скачать файл)

Роль семьи  в половом воспитании детей 
 
Воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Советская семья вместе со школой и общественными организациями «призваны подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина - мужа и отца, жену и мать, научить молодого человека жить содержательно, интересно и красиво, и главное уметь самому организовать такую жизнь... 
 
Важно, чтобы ребенок с раннего возраста получил первые представления о нормах и правилах коммунистической морали, о правилах поведения, усвоил хороший нравственный урок правильных взаимоотношений между полами, учился чувствовать, понимать чувства других людей, уважать их. 
 
Многие родители сознают важность и необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат когда-нибудь сами без их родительского участия. А часть этих пап и мам убеждены, будто половое воспитание - дело только специалистов: врачей и педагогов. 
 
Дети, с которыми на темы пола не беседуют родители и учителя, часто получают информацию от подруг и товарищей. Эта информация страдает недостаточной научностью. А ведь незнание порождает опасную самостоятельность. Например, во время болей при менструации девочки самостоятельно принимают лекарства, купаются в реке, загорают на пляжах. Хуже того, отдельные девушки считают, что быть целомудренной в 18-20 лет несовременно и стыдно. Они вступают в половую близость с юношами, мужчинами, не представляя даже, какой невосполнимый вред приносят себе. 
 
С какого же возраста следует начинать половое воспитание? Большинство родителей считают, что с 12-13 лет, остальные - с более старшего возраста. И те, и другие глубоко ошибаются: воспитывать ребенка надо с первого дня его жизни. Исследовавшие эту проблему ученые приводят такие данные: из 1000 мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 20 лет более 12 процентов сведения о половой жизни получили до 10 лет, 25 процентов - до 12, 20 процентов-до 14 лет, т. е. большая часть обследованных мальчиков и юношей узнали о половой жизни еще до наступления половой зрелости. Свыше 40 процентов девочек слышали о половой жизни и интересовались ею в возрасте до 14 лет, при этом сведения получали в основном из случайных источников, которые не могут дать правильного представления об интимной стороне человеческой жизни. 
 
Конечно, многие родители из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи. Но отодвигать беседу «на потом» не удастся, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. 
Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. 
 
Половое воспитание кажется родителям очень трудной педагогической задачей. Конечно, это не просто, но порой мы, взрослые, сами усложняем эту задачу, выделяя ее из общей системы воспитательных мероприятий. Вопрос должен рассматриваться в общем плане гармонического развития личности подростка. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с самого раннего детства. А. С. Макаренко никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил: «Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов». 
 
Какие же объективные обстоятельства сделали проблему полового воспитания актуальной? Их много: акселерация, свобода общении молодежи, широкая доступность средств массовой информации, недостаточность контроля родителей зa поведением детей, особенно в городе, интимность сексуальных переживаний, склонность детей держать всё в тайне и др. Но главным здесь является значительное повышение жизненного уровня советского народа в раннее взросление наших детей. Сегодняшние юноши и девушки знают иного такого, чего мы не авали в их возрасте. Они рано взрослеют. В чем же состоит это раннее взросление? Акселерация. Проблема акселерации, или ускорения умственного и физического развития детей, занимает сейчас умы биологов, врачей, педагогов и социологов всего мира. Есть все основания говорить о биологической и социальной акселерации. 
 
Под биологической акселерацией надо понимать все те изменения, которые касаются биологии развития человека. Но эти изменения происходят в конкретной социальной сред о и, по-видимому, в значительной мере социально обусловлены. 
 
Под социальной акселерацией следует понимать увеличение объема знаний детей по сравнению с их сверстниками 40-50 дет назад.

Чистые и красивые взаимоотношения  между родителями вызывают у детей  стремление подражать им. Авторитет  родительской нравственности - самый  нужный, самый главный в воспитании высокоморального человека. А. С. Макаренко писал, что родители воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают или приказывают ему. Воспитание происходит в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Как они одеваются, как разговаривают с людьми и о других людях, как радуются или печалятся, как обращаются с друзьями и недругами, как смеются, читают газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты мыслей доходят до него невидимыми путями, хотя мы их не замечаем. Если дома родители грубы и хвастливы, пьянствуют, а еще хуже, если оскорбляют мать, тогда уже нечего думать о воспитании. Никакие самые лучшие советы и методы в этом случае не помогут. 
 
Дети очень тонко улавливают не только нюансы голоса, поведения, выражение лица родителей. Они хотят видеть в своих отцах и матерях высокие нравственные качества: вежливость, справедливость, чуткость, скромность, общественную активность и трудолюбие. 
 
Родители должны быть особенно требовательны к себе, чтобы сохранить авторитет в глазах детей. Отец Игоря К., грубо относившийся к жене, стал говорить сыну о необходимости жить красиво и о том, что нельзя огорчать девочек. Сын прервал его: «Зачем ты говоришь мне об этом? Как живешь ты сам, сколько переживает мать из-за твоего плохого отношения к ней?» 
 
Мы, взрослые, порой забываем, что зоркие глаза детей всегда наблюдают за нами, подмечают все, чем мы заняты, какие я как обсуждаем проблемы, какие читаем книги, какие смотрим кинофильмы и т. д. Семья играет основную роль в воспитании подрастающего поколения. Если родители любят и уважают друг друга, а также своего ребенка, то он ни в коем случае не вырастет грубым, жестоким и лживым.


Информация о работе Роль семьи в половом воспитании детей