Роль семьи в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:45, доклад

Описание работы

Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Роль семьи в воспитании ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Файлы: 1 файл

Роль семьи в развитии ребенка.docx

— 14.62 Кб (Скачать файл)

Роль  семьи в развитии ребенка

Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке  и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной  связью и взаимными обязанностями  по отношению друг к другу.

Роль семьи в воспитании ребенка  несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) – это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной  близости, любви, заботе, уважении и  защищенности ребенка и содействующее  созданию благоприятных условий  для его полноценного развития. Исследователи  выделяют разные функции семьи.

1. Репродуктивная функция (функция  продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить  детей).

2. Хозяйственно-экономическая функция:  ведение общего хозяйства и  бюджета, организация материально-бытовых  условий на основе распределения  семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота  о нетрудоспособных.

3.Организация досуга, рекреационная  и психотерапевтическая функция.

4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая  на формирование личности ребенка,  постепенное введение ребенка  в общество, обучение ребенка  социальному опыту, культуре, традициям  страны, в которой он родился  и живет)

5. Воспитательная функция семьи  (создание условий для формирования  личности каждого члена семьи,  передача, усвоение и воспроизведение  социального, трудового опыта,  нравственных норм и духовных  ценностей).

Особая значимость семейного воспитания обусловлена:

·        глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;

·        постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

·        наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Семейное воспитание – сложная  система, на которую оказывают влияние  множество внутренних и внешних  факторов. Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие  жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.

·        Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедея-тельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

·        Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.

·        Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

·        Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

Исследователи проблем семейного  воспитания (Т.А. Куликова, В.В. Чечет  и др.) выделили принципы семейного  воспитания: гуманное отношение к  ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его  разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальная направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность  взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей  в своих требованиях к ребенку; запрет физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Влияние семьи на развитие ребенка  неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ребенок, каким будет его место  в обществе. 


Информация о работе Роль семьи в развитии ребенка