Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:45, доклад
Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Роль семьи в воспитании ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Роль семьи в развитии ребенка
Семья - сложнейшая подсистема общества,
выполняющая разнообразные
Роль семьи в воспитании ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семейное воспитание (как воспитательная
деятельность родителей) – это взаимодействие
родителей и ребенка, основанное
на родственной интимно-
1. Репродуктивная функция (
2. Хозяйственно-экономическая
3.Организация досуга, рекреационная
и психотерапевтическая
4. Функция первичной социализации
(первая социальная группа, влияющая
на формирование личности
5. Воспитательная функция семьи
(создание условий для
Особая значимость семейного воспитания обусловлена:
· глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;
· постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;
· наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Семейное воспитание – сложная система, на которую оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов. Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.
· Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедея-тельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
· Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.
· Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.
· Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.
Исследователи проблем семейного воспитания (Т.А. Куликова, В.В. Чечет и др.) выделили принципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальная направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку; запрет физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.
Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ребенок, каким будет его место в обществе.