Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:02, доклад
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сенситивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер ребенка.
1.3 Роль семьи в реабилитации
и гражданском становлении
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сенситивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер ребенка.
О необходимости раннего
обучения глухого ребенка в семье,
развитии его речи передовые сурдопедагоги
говорили в XVII - XIX вв., задолго до появления
общественного воспитания дошкольников
с нарушениями слуха. В отечественной
сурдопедагогике мысли о
Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье широко пропагандировали Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, которые организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30-40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей [9, 79 - 80].
Воспитательные стратегии могут строиться на различных подходах к развитию, воспитанию и обучению ребенка. Стратегия выбирается исходя из той цели, которую преследуют родители, воспитывая своего глухого ребенка.
Для формирования гармоничной
личности, развития у ребенка адекватной
самооценки, необходимой при установлении
правильных взаимоотношений с окружающими
людьми, рядом с ребенком должен
находиться любящий и понимающий
его взрослый человек. Э. Эриксон
считает наличие в младенчестве
тесного и эмоционально насыщенного
контакта с матерью основой развития
у ребенка самостоятельности, уверенности
в себе, независимости и в то
же время теплого, доверительного отношения
к другим людям. В этот период ребенок
должен приобрести чувство доверия
к окружающему миру, что становится
основой формирования позитивного
самоощущения. В первой фазе развития
ребенка на передний план выступает
эмоциональная сфера во взаимоотношениях
родителей и ребенка. Для правильного
эмоционально-социального
Установлено, что на ранней
ступени развития ощущения, воспринимаемые
благодаря кожной чувствительности,
выполняют для младенца ту же функцию,
которая для слышащего ребенка
осуществляется звучанием голоса. Тесный
физический контакт между матерью
и ребенком в состоянии предупредить
опасность эмоционального и коммуникативного
обеднения и нарушения
В семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психофизическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей на рождение ребенка с особенностями психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с реакцией на смерть, так как в обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а единственно возможное решение состоит в принятии неотвратимого.
Рождение ребенка с
отклонением в развитии оказывается
испытанием для всех членов семьи. Поскольку
родители связывают с детьми свои
надежды, в том числе по реализации
своих неисполненных мечтаний, они
тем самым как бы поднимаются
на более высокую ступень
Как видим, в группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованиям, не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Вообще, по оценкам специалистов, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности - и здесь психолого-педагогическая работа с семьёй важна как никогда. Именно поэтому психолого-педагогической консультирование и работа в данном направлении с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха является важнейшим и актуальным аспектом в современной сурдопедагогике.
Таким образом, семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности любого ребенка, в том числе и с нарушением слуха. Взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.
Информация о работе Роль семьи в реабилитации и гражданском становлении ребенка с нарушением слуха