Роль семьи в реабилитации и гражданском становлении ребенка с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:02, доклад

Описание работы

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сенситивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер ребенка.

Файлы: 1 файл

Воспит детей с нар слуха-реферат.docx

— 17.44 Кб (Скачать файл)

1.3 Роль семьи в реабилитации  и гражданском становлении ребенка  с нарушением слуха

Семейное воспитание детей  с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей  воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сенситивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер ребенка.

 

О необходимости раннего  обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги  говорили в XVII - XIX вв., задолго до появления  общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной  сурдопедагогике мысли о необходимости  раннего воспитания глухого ребенка  в семье были высказаны В.И. Флери  в его труде "Глухонемые, рассматриваемые  в отношении к их состоянию  и к способам образования, самым  свойственным их природе". Одним  из важнейших факторов развития и  формирования личности глухого ученый считал заботу, внимание и любовь к  ребенку, которыми должны окружить его  близкие люди, в первую очередь  мать. Она же должна стать первым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень много. В.И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обучения речи, первым словам, которые ребенок может  усвоить на основе зрения по подражанию. "Чем моложе глухонемой, тем более  способен он в том успевать", - утверждал В.И. Флери [15].

 

Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье  широко пропагандировали Н.А., Е.Ф. и  Ф.А. Рау, которые организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30-40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей [9, 79 - 80].

 

Воспитательные стратегии  могут строиться на различных  подходах к развитию, воспитанию и  обучению ребенка. Стратегия выбирается исходя из той цели, которую преследуют родители, воспитывая своего глухого  ребенка.

 

Для формирования гармоничной  личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими  людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон  считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного  контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности  в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения  к другим людям. В этот период ребенок  должен приобрести чувство доверия  к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного  самоощущения. В первой фазе развития ребенка на передний план выступает  эмоциональная сфера во взаимоотношениях родителей и ребенка. Для правильного  эмоционально-социального развития ребенка родители должны уметь под  руководством психологов и педагогов  передавать ему необходимые аналоговые невербальные сигналы в адекватной форме. Для этого следует использовать все возможности, все, что может служить заменой недостаточно воспринимаемых элементов выразительности речевого голоса, т.е. стать визуально-воспринимаемыми аналоговыми его заменителями для ребенка с нарушением слуха.

 

Установлено, что на ранней ступени развития ощущения, воспринимаемые благодаря кожной чувствительности, выполняют для младенца ту же функцию, которая для слышащего ребенка  осуществляется звучанием голоса. Тесный физический контакт между матерью  и ребенком в состоянии предупредить опасность эмоционального и коммуникативного обеднения и нарушения отношений  между ним и близкими [20, 71].

 

В семьях, где у детей  есть какие-то нарушения в психофизическом  развитии, часто возникает специфическая  ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей  на рождение ребенка с особенностями  психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с  реакцией на смерть, так как в  обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а  единственно возможное решение  состоит в принятии неотвратимого.

 

Рождение ребенка с  отклонением в развитии оказывается  испытанием для всех членов семьи. Поскольку  родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечтаний, они  тем самым как бы поднимаются  на более высокую ступень личностного  развития, принимая на себя обязанности  воспитателей следующего поколения. Ребенок  с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей  многих возможностей. Создается психологической  противоречие между созреванием  новых отношений в семье и  возможностью их осуществления, которое  усугубляется в случае единственно  возможного ребенка. В большей степени  это затрагивает слышащих родителей. Значимым аспектом является тот факт, что "все усилия профессиональных работников зачастую в первую очередь  сконцентрированы на ребенке и его  потребностях, а исключительные потребности  родителей либо отходят на второй план, либо вообще не учитываются" [35, 107].

 

Как видим, в группе родителей  детей с нарушениями слуха  можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованиям, не испытывает особых переживаний  в силу идентификации нарушений  ребенка с их собственными.

 

Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка  является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального  контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Вообще, по оценкам специалистов, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности - и здесь психолого-педагогическая работа с семьёй важна как никогда. Именно поэтому психолого-педагогической консультирование и работа в данном направлении с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха является важнейшим и актуальным аспектом в современной сурдопедагогике.

 

Таким образом, семья как  социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности любого ребенка, в том числе и с нарушением слуха. Взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

 


Информация о работе Роль семьи в реабилитации и гражданском становлении ребенка с нарушением слуха