Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:40, реферат
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребёнком не только в учреждении образования, но и в семье.
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание ребенка ограниченными возможностями, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот.
РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Семья для ребенка – наиболее естественное мягкое социальное окружение и главный институт воспитания. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семьи.
Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:
Воспитание ребенка
и организация его жизни начинаются, прежде
всего, с воспитания самих себя, с организации
жизни семьи, создания высоконравственных
внутрисемейных отношений, обеспечивающих
здоровый микроклимат. Семья – школа чувств
ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых,
их эмоциональными реакциями и ощущая
на себе все многообразие проявлений чувств
близких ему людей, ребенок приобретает
нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной
обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно
чувство защищенности, эмоциональной
уравновешенности. Дети по своей природе
активны и любознательны, легко впитывают
все, что видят и слышат вокруг, им передается
настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные
впечатления ребенок получает: положительные
или отрицательные; какие проявления взрослых
он наблюдает: сердечность, заботливость,
нежность, приветливые лица, спокойный
тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость,
зависть, мелочность, хмурые лица. Все
это своеобразная азбука чувств – первый
кирпичик в будущем здании личности. Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства
требований к ребенку со стороны родителей.
Главная проблема детей с ограниченными
возможностями заключается в нарушении
их связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и
взрослыми, в ограниченном общении с природой,
недоступности ряда культурных ценностей,
а иногда и элементарного образования.
Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями проходит успешнее в случаях
реабилитационной работы с ребёнком не
только в учреждении образования, но и
в семье.
Итогом переживаний родителей становятся
установки на "оранжерейное" воспитание
ребенка ограниченными возможностями,
предполагающее его гиперопеку и формирующее
маленьких эгоистов и домашних тиранов,
или, наоборот, на депривацию материнского
отношения и родительских забот. В некоторых
семьях происходит скрытое или явное эмоциональное
отвержение детей с ограниченными возможностями.
Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя
исключительным или обделенным, ибо это
неблагоприятно сказывается на его общем
личностном развитии. Установка родителей
на изоляцию ребенка с отклонениями в
развитии от коллектива сверстников, общения
с ними является тормозом в развитии ребенка.
Дети с отклонениями в развитии не должны
быть изолированы от своих здоровых сверстников.
Общение с ними – это одна из ступеней
социальной адаптации ребенка с отклонениями
в развитии. Здоровым детям это не приносит
вреда, напротив, они становятся добрее,
у них появляется желание помочь другому.
В развитии навыков самообслуживания
большую роль играют родители и другие
члены семьи. Всему этому лучше обучать
в игровой форме. Важной задачей является
обучение ребёнка самостоятельному приему
пищи: пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой,
приучение его к употреблению разнообразной
пищи, тщательно ее пережевывать. Нужно
вовлекать ребенка в активную деятельность.
Важно приучать ребенка убирать постель,
ухаживать за комнатными растениями, расставлять
игрушки в шкафах. Важно привлекать детей
к посильному участию в уборке комнаты,
к уходу за домашними животными. Психологическое
содержание заключается в том, что детям
надо создавать «ситуацию успеха», давать
возможность видеть результат своего
действия. В процессе этой работы происходит
развитие двигательных умений и навыков,
развитие мелкой моторики, координированных
движений рук, развитие зрительно-моторных
координаций Одобрения при неудачах, поощрения
за малейшие успехи, неназойливая помощь
и необходимая коррекция помогают добиться
успеха.
Специалистами нашего центра разработана
система комплексной помощи детям с различными
формами ограниченных возможностей в
семье и вне семьи, которая предусматривает
педагогическую помощь (обучение детей
на дому, коррекционная работа учителей-дефектологов,
музыкальные занятия и занятия по физической
культуре); и психологическую.
Информация о работе Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями