Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:40, реферат

Описание работы

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребёнком не только в учреждении образования, но и в семье.
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание ребенка ограниченными возможностями, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот.

Файлы: 1 файл

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Семья для ребенка – наиболее естественное мягкое социальное окружение и главный институт воспитания. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семьи.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

  • Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям;
  • Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию;
  • Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Дети по своей природе активны и любознательны, легко впитывают все, что видят и слышат вокруг, им передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления ребенок получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей. 
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребёнком не только в учреждении образования, но и в семье. 
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание  ребенка ограниченными возможностями, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение детей с ограниченными возможностями. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому. 
В развитии навыков самообслуживания большую роль играют родители и другие члены семьи. Всему этому лучше обучать в игровой форме. Важной задачей является обучение ребёнка самостоятельному приему пищи: пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучение его к употреблению разнообразной пищи, тщательно ее пережевывать. Нужно вовлекать ребенка в активную деятельность. Важно приучать ребенка убирать постель, ухаживать за комнатными растениями, расставлять игрушки в шкафах. Важно привлекать детей к посильному участию в уборке комнаты, к уходу за домашними животными. Психологическое содержание заключается в том, что детям надо создавать «ситуацию успеха», давать возможность видеть результат своего действия. В процессе этой работы происходит развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-моторных координаций Одобрения при неудачах, поощрения за малейшие успехи, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогают добиться успеха. 
Специалистами нашего центра разработана система комплексной помощи детям с различными формами ограниченных возможностей в семье и вне семьи, которая предусматривает педагогическую помощь (обучение детей на дому, коррекционная работа учителей-дефектологов, музыкальные занятия и занятия по физической культуре); и психологическую.

 


Информация о работе Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями