Роль семьи в воспитании школьников младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 06:31, творческая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи: 1) изучение научной литературы; 2) теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста; 3) применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье

Файлы: 1 файл

Роль семьи в воспитании школьников младших классов.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии, вектору постепенного развития.

Слишком усердствующие занятия, связанные с учебной деятельностью, способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся к достижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка.К сожалению, на практике не всегда семья действует на намеченному плану или схеме.

Она предпочитает перекладывать вину в сторону работы, проблем, которые навалились на их плечи и которым некогда заниматься воспитанием ребенка в этот период младшего школьного возраста. Все тяготы, невзгоды задевающие ребенка, ему приходится иногда решать без родительской помощи.Достаточно остро встаёт данная проблема в этих случаях, где ребенку не оказывается подмога со стороны родителей, исходя из этого он рука об руку с самим собой берёт на себя этот тяжёлый психологический, в том числе и педагогический (натянутые отношения с учителем) груз, а родителям, как это принято, некогда смотреть на эти мелочи.

Бывают случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в воспитании младшего школьника.Главное, что нужно это глубокое понимание родителями своей функциональной значимости в воспитании ребёнка. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески.

Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Таким образом, мы считаем, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.Глава II. Экспериментальная часть. 2.1. Методика исследования. Исследование проводилось 12.03.08. в 4 «Б» классе школы № 4 г. Салавата.

Нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин.Испытуемыми выступают родители. 2.2. Анализ результатов исследования. Мы воспользовались опросником «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис.

Для того чтобы нам было понятно, по каким критериям нам определять особенности воспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья. Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания, посредством которых возможно определить качества личности младшего школьника.В опроснике мы возьмём только первые одиннадцать шкал. 2 из 10 семей, имеющие следующие результаты по опроснику «Анализ семейного воспитания»: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 3 4 8 1 3 9 3 4 10 2 4 11 5 5 Из таблицы видно, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника.

Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения.Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о «шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании.Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка. Либеральная семья (3 семьи) не требует особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка. Конечно, ребёнок в этом семье предоставлен самому себе. Можно подозревать, какие качества могут быть сформированы у младшего школьника.

В этом случае ребёнку «можно всё». После исследования родители говорили почему-то, что у них недостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребёнка в семье. 3 из 10 семей имеют количество баллов (5 баллов), превышающее диагностическое значение по шестой шкале (4 балла) и по восьмой шкале (3 балла). В таблице показано следующим образом: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 5 4 7 3 4 8 3 3 9 3 4 10 3 4 11 4 5 Шестая шкала демонстрирует нехватку обязанностей.

В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Выражения родителей заключаются в том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся к категории либеральных семей. Авторитарная семья (3 семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова.Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь мы можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт.Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла). Результаты приведены ниже в таблице: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 4 4 5 2 4 6 3 4 7 5 4 8 2 3 9 3 4 10 3 4 11 4 5 По седьмой шкале ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

По четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка.

Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, в её любви. 1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов и имеет показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла). Результаты показаны ниже в таблице: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 5 4 8 2 3 9 5 4 10 3 4 11 4 5 По девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.Мы видим, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания, семьи (4 балла), которые достигли показатель диагностического значения по десятой шкале (4 балла). Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника.

Результаты приведены ниже в таблице: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 3 4 8 1 3 9 3 4 10 4 4 11 4 5 По десятой шкале родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко.

Они уповают на поощрение. 30 % авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитание ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка. 30 % либеральных семей, в которых родители не принимают активное участие в воспитании младшего школьника. 20 % семей, где присутствует отчаянность в воспитании своего ребёнка, есть только неопределённость в выборе методов воспитания, верного пути развития. 20 % составляют демократические семьи, атмосфера внутри которых царит позитивная для осуществления полноценного воспитания.

Можно сделать вывод, что в процентном соотношении вершину берут авторитарные и либеральные семьи, нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, мы видим, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.

Если это авторитарная семья, то, как мы уже сказали, в большинстве случаев закладываются негативные черты личности.Тоже самое можно охарактеризовать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей не играет роли. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника.

Наша гипотеза оказалась верной. Мы считаем, что данная проблема объясняется современным состоянием общества, где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей.Родительский приоритет – это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа.

Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения.Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что младший школьник ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.

В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни. Заключение. Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом демонстрирует наша экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье.Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника.

Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают результаты нашего исследования, в котором можно проследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.

Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка. Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника.

Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Список литературы. 1. Азбука социального психолога. 2. Богомолова Н.Н. Социальная психология. 3. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М 1964. 4. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М «Вентана-Граф», 2004. 5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М 1989. 7. Немов Р.С Психология М. 1995. 8. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 9. Педагогика.

Под редакцией П. И. Пидкасистого М 1996. 10. Подласый И.П. Педагогика. 11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М 1993. 12. Сатир В. "Как строить себя и свою семью." М.: "Педагогика - Пресс", 1992 г. 13. Сластёнин В. А И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. 14. Словарь русского языка XI—XVII вв М 1976. Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон СПб 18.

 


Информация о работе Роль семьи в воспитании школьников младших классов