Роль семьи в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и, в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Семья – социальный институт формирования личности.
1. Семья и ее социальные функции.
2. Воспитание детей в различных по структуре семьях.
ГЛАВА II. Семейное воспитание в развитии ребенка.
1. Роль родителей в развитии ребенка
2. Ошибки семейного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

семья.docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

План

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Семья – социальный институт формирования личности.

1. Семья и ее социальные функции.

2. Воспитание детей в различных по структуре семьях.

ГЛАВА II. Семейное воспитание в развитии ребенка.

1. Роль родителей в  развитии ребенка 

2. Ошибки семейного воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит  людей, пятый шьет одежду. Но есть самая  универсальная - самая сложная и  самая благородная работа, единая для всех и, в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что человек  находит в ней ни с чем несравнимое  счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке  самих себя, и от того, насколько  сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность  за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая  называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Воспитание детей - это  отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью  отца и матери к людям, глубокой верой  в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех  семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с  тем любят и уважают людей.

Едва человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и  его первая смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это  ощущение того, что мать (а потом  и отец) существуют для его радости, для его счастья. Человек поднимается  на ноги, видит цветок и порхающую  над ним бабочку, видит яркую  игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, ребенок, радуется… Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Дети, начав свою жизнь  вполне беспомощными существами, так  много получают от родителей, что  последние естественно порождают  в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам  по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.

I. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Семья и ее социальные функции

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе  и кровном родстве, члены которой  связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных  отношений порождает права и  обязанности.

Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.

Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад  и ритм жизни, что повлекло за собой  изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная  на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети (3, с. 321).

Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели  к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья  подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

Для современной городской  семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

Семья - сложная многофункциональная  система, она выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную,  психологическую, репродуктивную, воспитательную (6,с.31). Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда  он становится личностью, и становление  ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение  ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет  общественный смысл.

Для каждого человека семья  выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют  и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном  и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это  позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических  преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей  в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая  себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь  взрослых. Экономическая функция  всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее  время экономическая функция  семьи не отмерла, но изменилась.

2. Воспитание детей в различных по структуре семьях

- Особенности  воспитания единственного ребенка  в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки  зрения. Первая: единственный ребенок  оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры (2, с.86). Что бы там ни говорили педагоги - психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно уделяют  ему чрезмерное внимание. Они слишком  заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как  на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием  дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений  физического порядка, одних родителей  пугает ответственность, которую накладывает  на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка  скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и  им вполне достаточно одного сына или  одной дочери.

Некоторые помехи развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда  ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все  это? С помощью второго ребенка - скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно  разрешить подобным путем, то где  уверенность, что стоит родить еще  одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку  не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто  отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового  ребенка. Он должен особенно вежливо  здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением  жизни ведется внимательное, с  затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах  ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение  к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и  не быть, так как в поведении  с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое  должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

- Специфика воспитания  в многодетной семье

Воспитательный потенциал  многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные  характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как  правило, воспитываются разумные потребности  и умение считаться с нуждами  других; ни у кого из детей нет  привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и  правил общежития; успешнее могут формироваться  такие нравственные качества, как  чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность  к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются  более подготовленными к супружеской  жизни, они легче преодолевают ролевые  конфликты, связанные с завышенными  требованиями одного из супругов к  другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее  сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет  меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно  меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

- Воспитание ребенка  в неполной семье

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все  происходит в высшей степени вежливо  и учтиво, неизменно вызывает у  детей психический надлом и сильные  переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями  роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших  усилий от того родителя, с которым  останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок  находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или  разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка  и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений  уберечь его от разрешения собственных  проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок  может сохранять эти чувства  многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена  пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять  ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым  и матерью.

Что можно сделать, чтобы  помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень  многими людьми и поэтому пусть  лучше будет так, как есть. Ребенка  можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как  и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все  реже, каждый раз вновь и вновь  вызывают у малыша ощущение, что  его отвергли. Чем меньше ребенок  в момент разделения семьи или  развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно  подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все  делает из лучших побуждений: хочет  дать сыну больше внимания, окружить большей  заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут  вместе, если они разошлись, то очень  болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом  распри между родителями, которые  открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать  тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в  своей ссоре, в своем расхождении  они больше думали о детях. Какие  угодно несогласия можно разрешить  более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

Вопрос о структуре  семьи - вопрос очень важный, и к  нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят  их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва  и тем не ставить детей в  самое трудное положение.

II.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Роль родителей в развитии ребенка.

У хороших родителей вырастают  хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто  затрудняемся объяснить, что же это  такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что  хорошими можно стать, изучив специальную  литературу или овладев особыми  методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают  в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении  ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших  родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность  не содействуют успешному родительству.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в  тяжелую минуту жизни. Любовь каждого  ребенка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей  является создание у ребенка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся. Никогда, ни при каких  условиях у ребенка не должно возникать  сомнений в родительской любви. Самая  естественная и самая необходимая  из всех обязанностей родителей - это  относиться к ребенку в любом  возрасте любовно и внимательно.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что  его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически  отвергнуть это утверждение. Все  эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при  недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный дефицит, когда  ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его  любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют  детям родители, ни от того, воспитывается  ребенок дома или с раннего  возраста находится в яслях и  детском саду. Не связано это и  с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в  воспитание материальных затрат. Более  того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический  контакт с ребенком - это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни  ребенка, искреннее любопытство  к его детским, пусть самым  пустяковым и наивным, проблемам, желание  понимать, желание наблюдать за всеми  изменениями, которые происходят в  душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости  от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может  возникнуть сам собой, его нужно  строить даже с младенцем. Когда  говориться о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с  другом.

Диалог. Как строить воспитывающий  диалог? Каковы его психологические  характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и  детей различна, что вполне естественно  при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в  общении с ним. Ребенок, даже в  самом малом возрасте, должен становиться  не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок  участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения  заключается в установлении равенства  позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая  позиция взрослого - это позиция  «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок  физически слаб, неопытен, полностью  зависим. Вопреки этому родителям  необходимо постоянно стремиться к  установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка  в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя  диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания  «тонких истин детства».

Равенство позиций в диалоге  состоит в необходимости для  родителей постоянно учиться  видеть мир в самых разных его  формах глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как  высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать  своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

Принятие. Помимо диалога  для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще  одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона  общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что  это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть  на других, в том числе непохожесть  на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми  свойственными ему качествами. Как  можно осуществлять принятие ребенка  в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным  вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают  родители в общении с детьми. Следует  категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали  привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».(7, с. 178)

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая  работа по созданию все новых и  новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых  открытий.

Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков  важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.

Контроль  за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь - это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое «Я - сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Решение этой задачи, иными  словами, предоставление ребенку той  или иной меры самостоятельности  регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.

Необходимо иметь в  виду, что устанавливаемая дистанция  связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами  личности родителей. Известно, что поведение  взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором  разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную  систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми  для человека, другие - приобретают  подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может  быть определена через те мотивы, которые  ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время  от времени определять для самих  себя те мотивы, которыми побуждается  их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными  условиями.

Дистанция, которая стала  преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно  зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения  взрослого человека. Поэтому стоит  осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

2. Ошибки семейного воспитания.

Воспитание и потребность  в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется  своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик  другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего  контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном  эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что  цель воспитания ребенка оказывается  «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и  родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах  с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время  внукам бабушки. Чаще всего при таком  воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного  круга.

Воспитание и потребность  смысла жизни. Большие проблемы возникают  в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни  характеризует поведение взрослого  человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может  нормально функционировать, не может  мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности  смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка  могут считать, что смысл их существования  является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность  достижения. У некоторых родителей  воспитание ребенка побуждается  так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы  добиться того, что не удалось родителям  из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему  это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное родительское поведение  неосознанно для самих родителей  приобретает элементы эгоизма: «Мы  хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей  жизни...» (5, с. 42).

Ребенок лишается необходимой  независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются  во внимание возможности, интересы, способности  ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед  выбором. Он может втиснуть себя в  рамки чуждых ему родительских идеалов  только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности  родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его  личности и способностям, который  часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из-за несбывшихся надежд, и в  результате возникают глубокие конфликты  в отношениях между ребенком и  родителями.

Воспитание как реализация определенной системы. Организацию  воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом  реализации потребности достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько  на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень  компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям  немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись  ей, родители педантично и целеустремленно  приступают к ее неустанной реализации.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда  увлечение спортом приводит к  тому, что супруги строят планы  о совместных семейных походах, катании  на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем  ребенке им видится все-таки мальчик. Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Приходится встречаться  и с другим типом реализации сверхценных идеалов воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша.

В этом примере нарушение  поведения возникло как следствие  реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка.

Как видно из приведенных  примеров, предоставление ребенку той  или иной меры независимости, более  короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые  «осмысливают» воспитание.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции  и ребенок ограничивается в своей  самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда  мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько  личностными установками родителей  или особенностями детей, сколько  рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо  проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка  в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Цели воспитания. Будущие  родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребенка. На созидание такой  жизни и должно быть направленно  семейное воспитание.

Будущим родителям, которые  хотели бы воспитывать своего ребенка  не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка  с анализа самих себя, с анализа  особенностей соей собственной личности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает  вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В наше время все большее внимание уделяется изучению психологических закономерностей отношений в семье, этапов развития личности ребенка.  
Психология воспитания неразрывно связана с нравственными исканиями, мировоззренческой позицией родителей, с общим уровнем личностной зрелости и культуры.

Современный мир  не справляется со своими детьми, поэтому  так возрастает интерес родителей  к семейной педагогике и психологии. Одна за другой появляются программы  практического обучения родителей, создаются методики, выходят книги  о воспитании детей в семье.  
В наше время традиционные хозяйственные функции семьи отошли на второй план, доминирующей стала новая функция семьи, создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи, создание прочных, теплых отношений, основанных на взаимной любви и ответственности.  
        Чаще всего возникает представление, что воспитание ребенка — естественное для каждого человека дело. И это наиболее верно. Вполне естественно подходить к воспитанию как творческому процессу, индивидуальному и безграничному. В этой безграничности и заключено существо любви родителей к своим детям. Любя своего ребенка, созидая его жизнь, мы преодолеваем ограниченность собственного земного существования. Уметь любить ребенка — значит много думать, много переживать, искать, отказаться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; учиться быть родителем — значит учиться любить и уважать себя.  
         Несомненно, каждому родителю необходимы педагогические и психологические знания, но никакая книга не заменит внимательного наблюдения и умения анализировать свои поступки.  
В воспитательской деятельности, по-видимому, не существует абсолютной нормы, идеала, который можно принять за эталон.  
Естественно, избежать ошибок за долгие годы воспитания невозможно. Воспитание в семье — это жизнь, в которой возможны и сомнения, и неудачи, и поражения, которые сменяются победами.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Земска,М. Семья и личность / М. Земска. -  М., 1986. – 136с.
  2. Зинченко, В.П. Страсть стать человеком/ В.П. Зинченко // Семья и школа.-  2002. -№4. – С. 25-29


    1. Сухомлинский,  В. Мудрость родительской любви / В. Сухомлинский. -М., 1988. – 304с.
    2. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М., 1986. – 160с.
    3. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - Мн., 1980. – 256с.
    4. Макаренко, А.С. Книга на родителей / А.С. Макаренко. - М., 1988. – 304с.
    5. Словарь практического психолога / под ред Головина С. Ю. - М., 2005
    6. Сатир, В. Как строить себя и свою семью/ В. Сатир. - М., 1992.
    7. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко - М., 1987.

 


Информация о работе Роль семьи в воспитании