Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4
Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5
Глава 3. Роль среды в формировании личности……………………….. 8
Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Университет Российской академии образования»
Красноярский филиал
Петрова Ольга Германовна
Студентка 3 курса психологического факультета
Группа 2-31
Психология личности
Контрольная работа
Роль среды и наследственности в формировании личности
Проверил: преподаватель
Иванова Н.Г.
Красноярск 2010г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4
Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5
Глава 3. Роль среды в формировании личности……………………….. 8
Глава 4. Проблема влияния среды
и наследственности на развитие
личности…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..16
Введение
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. И, первое, с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. [1]
В истории психологии существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека.
Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.
Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.
Таким образом, ни один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности.
[1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,
Цель работы, проанализировать какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование - личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие личности.
2. Рассмотреть основные концепции, влияющие на развития личности.
3. Подвести итоги исследования.
Глава 1. Понятия «развитие» и «личность».
Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия «личность». Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития. Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. [2]
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, раскроем сущность понятия «развитие».
Развитие происходит:
2.
диалектично (переход
[2] Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208
Существуют
оптимальные сроки для
3. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.);
4. через деятельность - игру, учебу, труд.
Развитие детерминировано внутр
Глава 2. Роль наследственности в формировании личности.
Наследственность определяют
как совокупность природных свойств организма,
передаваемых от поколения к поколению,
и как «свойство живых систем воспроизводить
свою организацию, или, иначе говоря, свойство
живых организмов воссоздавать себе подобных
в ряду поколений» [3].
Наследственность сохраняет человека
как природное существо, как уникальную
популяцию (вид) в биологическом мире.
[3] Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.
С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [4]
Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.
Показатель развитости
человека проявляется через
Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».
Специальные способности
раскрывают индивидуальность личности
и «определяют успехи человека в
специфических видах
[4] Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208
К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.
Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [5]
Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.
С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности
растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
[5] Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.
Глава 3. Роль среды в формировании личности.
Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания. Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует. Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.
Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.
Среда географическая — История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.
Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности.
Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.
Домашняя и социальная среда могут оказывать
и отрицательное воздействие: пьянки и
ругань в семьях, грубость и невежество,
вопиющее унижение детей, отрицательное
влияние товарищей и друзей, особенно
старших по возрасту и взрослых; все негативное,
что совершается вокруг нас.
Микросреда — это особенности квартиры
или рабочего помещения, микроволны и
магнитные воздействия, вибрации и т.п.,
а именно геометрические формы квартиры,
высота этажа дома, дизайн стен, расстановка
мебели, излучения электроприборов, биополевые
воздействия растений и животных, отдельных
людей (с отрицательной биоэнергией) и
т.д. По-своему воздействие могут оказывать
и результаты науки и техники. Так, японскими
учеными установлено, что слушание беременными
женщинами народной или классической
музыки развивает интеллект будущего
ребенка, вызывает гармонические вибрации,
которые создают условия для увеличения
притока крови и питательных веществ,
благотворно воздействуют на развитие
нервных тканей и головного мозга
Информация о работе Роль среды и наследственности в формировании личности