Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:22, статья
Наступивший 2013 год объявлен годом экологии, что отражает значимость для государства решения современных экологических проблем, и призвано акцентировать на них внимание всех граждан России. И первыми в этом ряду должны быть учителя, так как именно учитель «в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества» [4].
Отметим, что уже на первом этапе поиска путей выхода из экологического кризиса в научном сообществе сложилось четкое понимание необходимости включения в систему подобных мер экологического образования как ее обязательного неотъемлемого компонента, что нашло отражение в содержании выработанной в 70-х годах ХХ века концепции устойчивого развития.
РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В
Наступивший 2013 год объявлен годом экологии, что отражает значимость для государства решения современных экологических проблем, и призвано акцентировать на них внимание всех граждан России. И первыми в этом ряду должны быть учителя, так как именно учитель «в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества» [4].
Отметим, что уже на первом этапе поиска путей выхода из экологического кризиса в научном сообществе сложилось четкое понимание необходимости включения в систему подобных мер экологического образования как ее обязательного неотъемлемого компонента, что нашло отражение в содержании выработанной в 70-х годах ХХ века концепции устойчивого развития.
На современном этапе экологическое образование рассматривается как непрерывный образовательный процесс, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры [3]. Более подробное определение дают С.В. Васильев, В.П. Соломин, понимая под экологическим образованием «психолого-педагогический процесс формирования у людей научных основ природопользования и охраны природы, необходимых умений, навыков и ценностных ориентаций в обращении с окружающей средой, развитие на всех этапах жизни гражданина мировоззрения, эстетических взглядов и этики поведения, основанных на непрерывной связи всего человечества и каждого человека в отдельности с будущим биосферы, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных условий и ресурсов, глубокой внутренней убежденности в необходимости разумного поведения в природе каждого члена общества» [1]. По мнению ученых [3], содержание современного экологического образования должно гармонично сочетать естественнонаучные и гуманитарные знания, рациональную и эмоциональную составляющие.
К настоящему времени сложились три модели организации экологического образования:
- однопредметная, предполагающая
введение в образовательную
- многопредметная, при
которой осуществляется
- смешанная, сочетающая
преподавание курса
Как показывает практика, наиболее эффективной является реализация смешанной модели. Это подтверждается результатами проведенных в западных странах исследований, которые выявили отсутствие связи между уровнем знаний учеников в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением [2, с. 39], то есть невозможностью решить поставленные перед экологическим образование задачи только силами специализированных курсов биолого-экологической направленности. Однако, в нашей стране курс «Экология» исключен из учебных планов школы, а согласно ФГОС среднего (полного) общего образования данный предмет может быть выбран для изучения учащимися только естественнонаучного профиля. Поэтому современное отечественное экологическое образование реализуется по многопредметной модели.
В связи с этим в системе экологического образования возрастает роль каждого педагога, вне зависимости от его специальности и преподаваемого предмета. При этом учителя гуманитарного цикла должны в большей степени формировать у учащихся опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, который и обусловливает «избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности и сказывается на ее темпе и качестве» [5].
Учитель истории на уроках истории и обществознания имеет возможность чаще рассматривать социально-экологические проблемы в контексте цивилизационного подхода, осуществляя экологическое образование через призму «человек – природа – общество», формировать ответственное отношение к родной природе, цели и мотивы взаимодействия с ней, реализуя гражданское и патриотическое воспитание. Идеи новой экологической этики, построенной на принципах коэволюции, в которой уравновешиваются антропоцентрический и экоцентрический экологические подходы, оптимально сочетаются с содержанием исторического и обществоведческого знания.
Таким образом, экологизация данных предметов, равно как и других гуманитарных дисциплин, позволит обогатить экологическое содержание нравственным аспектом и реализовать в школе гуманистическую модель экологического образования.
Литература.
Информация о работе Роль учителя истории в экологическом образовании школьников