Роль учителя истории в экологическом образовании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:22, статья

Описание работы

Наступивший 2013 год объявлен годом экологии, что отражает значимость для государства решения современных экологических проблем, и призвано акцентировать на них внимание всех граждан России. И первыми в этом ряду должны быть учителя, так как именно учитель «в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества» [4].
Отметим, что уже на первом этапе поиска путей выхода из экологического кризиса в научном сообществе сложилось четкое понимание необходимости включения в систему подобных мер экологического образования как ее обязательного неотъемлемого компонента, что нашло отражение в содержании выработанной в 70-х годах ХХ века концепции устойчивого развития.

Файлы: 1 файл

роль учителя истории в экологическом образовании школьников.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ  УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Наступивший 2013 год объявлен годом экологии, что отражает значимость для государства решения современных экологических проблем, и призвано акцентировать на них внимание всех граждан России. И первыми в этом ряду должны быть учителя, так как именно учитель «в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества» [4].

Отметим, что уже на первом этапе поиска путей выхода из экологического кризиса в научном сообществе сложилось четкое понимание необходимости включения в систему подобных мер экологического образования как ее обязательного неотъемлемого компонента, что нашло отражение в содержании выработанной в 70-х годах ХХ века концепции устойчивого развития.

На современном  этапе экологическое образование рассматривается как непрерывный образовательный процесс, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры [3]. Более подробное определение дают С.В. Васильев, В.П. Соломин, понимая под экологическим образованием «психолого-педагогический процесс формирования у людей научных основ природопользования и охраны природы, необходимых умений, навыков и ценностных ориентаций в обращении с окружающей средой, развитие на всех этапах жизни гражданина мировоззрения, эстетических взглядов и этики поведения, основанных на непрерывной связи всего человечества и каждого человека в отдельности с будущим биосферы, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных условий и ресурсов, глубокой внутренней убежденности в необходимости разумного поведения в природе каждого члена общества» [1]. По мнению ученых [3], содержание современного экологического образования должно гармонично сочетать естественнонаучные и гуманитарные знания, рациональную и эмоциональную составляющие.

К настоящему времени сложились  три модели организации экологического образования:

- однопредметная, предполагающая  введение в образовательную практику  специализированного курса, например, учебного предмета «Экология», решающего задачу формирования экологической культуры;

- многопредметная, при  которой осуществляется экологизация  всех учебных дисциплин;

- смешанная, сочетающая  преподавание курса экологической  направленности с одновременной экологизацией остальных предметов.

Как показывает практика, наиболее эффективной является реализация смешанной модели. Это подтверждается результатами проведенных в западных странах исследований, которые выявили отсутствие связи между уровнем знаний учеников в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением [2, с. 39], то есть невозможностью решить поставленные перед экологическим образование задачи только силами специализированных курсов биолого-экологической направленности. Однако, в нашей стране курс «Экология» исключен из учебных планов школы, а согласно ФГОС среднего (полного) общего образования данный предмет может быть выбран для изучения учащимися только естественнонаучного профиля. Поэтому современное отечественное экологическое образование реализуется по многопредметной модели.

В связи с  этим в системе экологического образования возрастает роль каждого педагога, вне зависимости от его специальности и преподаваемого предмета. При этом учителя гуманитарного цикла должны в большей степени формировать у учащихся опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, который и обусловливает «избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности и сказывается на ее темпе и качестве» [5].

Учитель истории  на уроках истории и обществознания имеет возможность чаще рассматривать социально-экологические проблемы в контексте цивилизационного подхода, осуществляя экологическое образование через призму «человек – природа – общество», формировать ответственное отношение к родной природе, цели и мотивы взаимодействия с ней, реализуя гражданское и патриотическое воспитание. Идеи новой экологической этики, построенной на принципах коэволюции, в которой уравновешиваются антропоцентрический и экоцентрический экологические подходы, оптимально сочетаются с содержанием исторического и обществоведческого знания.

Таким образом, экологизация данных предметов, равно  как и других гуманитарных дисциплин, позволит обогатить экологическое содержание нравственным аспектом и реализовать в школе гуманистическую модель экологического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Васильев С.В., Соломин В.П.. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования // http://uchit.net/catalog/Psihologiya_pedagogika/101356/
  2. Калинин В. Формула экологического образования // Евразия. Природа и люди №6 1997 С.34-40.
  3. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. / Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов под редакцией профессора С.Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. С.16-26.
  4. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: «Юнисам», 1996. – 192с.
  5. Николина В.В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 55с.

Информация о работе Роль учителя истории в экологическом образовании школьников