Роль волонтёрства в формировании негативного отношения студентов колледжа к наркомании и наркопреступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:59, научная работа

Описание работы

Добровольчество предполагает мотивацию, не связанную с извлечением прибыли, отсутствие компенсации от государства, мотивацию через личную вовлечённость. Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу деятельности человека - работу с социально незащищённымими слоями населениями (инвалидами, престарелыми); работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение; развитее проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют в постоянно идущих процессах политических и социальных изменений. Волонтёрство является наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области, так называемого третьего сектора - сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...……….3

Волонтёрское движение………………………………………………………………...…7

История возникновения волонтёрского движения в мире……………………………....7
История возникновения волонтёрского движения в России…………….…....………...8
Особенности волонтёрского движения в России.............................................................10
История развития волонтёрского движения в ФГО СПО «Пашковский сельскохозяйственный колледж»………………………………………………………………..12
Наркомания……………………………………………………………………………..15

Из истории наркомании…………………………………………………………………..15
Проблема наркомании…………………………………………………………………....17
Предпосылки и мотивы потребления наркотиков у молодёжи………………………..19
Физиологические последствия наркомании……………………………………….........22
Методы противостояния наркомании…………………………………………………...22

Профилактика наркомании………………………………………………………........23

Общественность в профилактике наркомании…………………………………………24
Отечественный опыт профилактики наркомании………………………………….......29
Педагогические меры профилактики………………………………………………........30

Задачи и методы работы волонтёрского движения по профилактике наркомании………………………………………………………………………………….......33
4. Работа студенческого волонтёрского штаба «ФГО СПО Пашковский сельскохозяйственный колледж» по профилактике наркомании и формировании негативного отношения студентов колледжа к наркомании и наркопреступности……...............................................................................................................35

Волонтёры колледжа сегодня (анализ деятельности, основные направления работы).....................................................................................................................................36
Работа волонтёрского штаба и осуществление проектов по профилактике наркомании..............................................................................................................................41

Заключение………………………………………………………………………......................49

Список использованной литературы……………………………………………………........52

Приложение……………………………………………………………………………..……......53

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

•    Приобретение или хранение без цели сбыта наркотических  средств в небольших размерах;

•    Потребление наркотических  средств без назначения врача (имеются в виду случаи, когда лицо к административной ответственности еще не привлекалось);

 

•    Невыполнение   родителями   или   лицами   их   заменяющих,   обязанностей   по воспитанию несовершеннолетних детей, в силу чего они потребляют наркотики без назначения врача;

•    Незаконный   посев   или   выращивание   масличного   мака   и   отдельных   сортов конопли;

Уголовные меры: В уголовном порядке  преследуются за:

•    Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотическое  средство в крупном размере;

•    Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, пересылка, либо сбыт наркотических  средств;

•    Хищение, либо вымогательство наркотических средств;

•    Склонение к потреблению  наркотических средств;

•    Организация, или содержание притонов для потребления наркотических средств;

•    Посев   или   выращивание   запрещенных   к   возделыванию   растений,   а   также культивирование   сортов   конопли,   мака   или   других   растений,   содержащих наркотические вещества;

И всё же вышесказанное - это карательные  меры. Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

 

Безусловно, пропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И, несмотря на нехватку средств в милиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно не достаточно.

Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально-техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся  ситуации является привлечение к  профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования, а также волонтёров. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам  профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических  заболеваниях, вооружение их конкретными  психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам  увлечений,   позволит  уже  в  ближайшем  будущем  оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Зарубежный опыт профилактики. Программа «12 шагов»

В пособии «Психолого-педагогическое обеспечение работы в системе противодействия наркотической зависимости молодёжи» я нашёл описание зарубежной программы «12 шагов». Я считаю её очень эффективной, т. к. в лечат наркоманов по программе тоже бывшие наркоманы. Они смогут лучше всех понять других наркозависимых. И всё же эту программу можно улучшить, если включить в программу лечения ещё и квалифицированных специалистов. Также эта программа отчасти опирается на религию, ведь даже атеисты , отчаявшиеся освободиться от наркотиков начинают верить в бога от безысходности.

 

В международной практике можно  выделить следующие основные модели профилактики:

• медицинская модель ориентирована  преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

•  образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

•  психосоциальная модель своей  главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В 1953 году появилось сообщество анонимных наркоманов, которое взяло за основу программу «12 шагов».«Анонимные наркоманы - это общественная организация, состоящая только из наркоманов, сообщество мужчин и женщин, для которых наркотики стали самой главной проблемой.

«В своей работе сообщество руководствуется  двенадцатью шагами, перечисленными ниже:

1. Мы признали свое бессилие перед наркотиками, признали, что потеряли контроль над своей жизнью.

2. Мы пришли к убеждению, что  сила, более могущественная, чем  наша собственная, может возвратить  нам здравомыслие.

3. Мы решили отдать нашу волю  и нашу жизнь под защиту Бога, как мы его понимаем.

4. Мы произвели тщательное и  бесстрастное исследование своего поведения.

5.  Мы признались перед Богом,  перед собой и другими людьми в сущности своих ошибок.

 

 

6. Мы полностью подготовились  к тому, чтобы Бог избавил нас  от всех отрицательных черт характера.

7. Мы смиренно попросили Его  искоренить эти наши недостатки.

8. Мы составили список тех  лиц, кому мы причинили зло,  и приготовились возместить им  всем причиненный нами ущерб.

9. Мы лично возместили ущерб всем этим лицам, кому только возможно, кроме тех случаев, когда возмещение причинило бы им или другим людям вред.

10.  Мы продолжали критически  наблюдать за своим поведением, и когда ошибались, то своевременно признавали это.

11. С помощью молитвы и размышления  мы старались углубить свой контакт с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о понимании Его воли, и чтобы Он дал нам силы исполнить ее.

12. Добившись духовного пробуждения  в результате прохождения этих шагов, мы старались делиться этим опытом с наркоманами и применять эти принципы во всех наших делах.

Члены анонимных наркоманов годами и даже десятилетиями посещали собрания, так как «12 шагов» - это программа духовного роста, а он - бесконечен.

В своей работе группы анонимных  наркоманов руководствуются двенадцатью традициями:

1. Наше общее благо должно  быть превыше всего - личное  выздоровление зависит от единства  анонимных наркоманов.

2. Для осуществления целей нашей группы нет авторитета выше, чем любящий Бог, такой, каким он существует в сознании членов нашей группы. Наши лидеры - это люди, которым мы доверяем, они нами не управляют.

3. Единственное условие для членства  в анонимных наркоманах - это желание бросить употреблять наркотики.

 

4. Каждая группа должна быть  самостоятельной, кроме тех случаев,  когда дело касается других групп или сообщества в целом.

5. Каждая группа анонимных наркоманов  имеет только одну основную  цель - делиться своим опытом с  теми наркоманами, которые все  еще страдают этим недугом.

6.  Ни одна группа анонимных  наркоманов не должна позволять никаким посторонним организациям или учреждениям, даже тем, которые работают в смежных областях, выступать от имени анонимных наркоманов, а также не должна финансировать или поддерживать их в обществе. Деньги, собственность или желание престижа не должны отвлекать нас от нашей основной цели.

7. Каждая группа анонимных наркоманов  должна сама себя содержать,  не принимая никаких посторонних  пожертвований.

8.  Сообщество анонимных наркоманов  должно всегда оставаться непрофессиональной группой, но центры службы могут приглашать профессиональных работников.

9. Сообщество анонимных наркоманов  как таковое не имеет руководящих органов, но мы можем создавать комитеты и советы службы, непосредственно отчитывающиеся перед теми, кому они служат.

10.  Сообщество не занимает никакой позиции по вопросам, не относящимся к деятельности общества, поэтому название «анонимные наркоманы» никогда не должно упоминаться в общественных спорах, дискуссиях.

11.  Наши отношения с обществом основаны на разъяснении, а не на агитации. Нам необходима личная анонимность в контактах с печатью, радио или телевидением.

12. Анонимность является духовной основой всех наших традиций; это постоянно напоминает нам о необходимости ставить принципы выше интересов любой отдельной личности

3.2. Отечественный опыт профилактики наркозависимости.

 

Конечно начинать профилактику надо с как можно более раннего  возраста, ведь зачастую именно эти, самые  первые сведения и убеждения о  наркомании становятся самыми стойкими. Лучше если впервые ребёнок об этом услышит от школьного нарколога.

Анализируя обстановку в области  профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицей и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Анализ системы наркологической помощи в России показывает, что сегодня в стране существуют все формы работы с химически зависимыми пациентами. В России стали возникать общественные организации, занимающиеся проблемами наркомании помимо государственной наркологической службы. Они объединяют родственников наркоманов, целью этих организаций является содействие развитию общедоступной системы помощи наркозависимым и их семьям.

Группа анонимных наркоманов «Вертикаль»  родилась в 1989 году. Со временем стали  появляться новые группы, в настоящее время в Краснодаре существуют подобные группы. Философия этих и многих других центров основана на «12 шагах анонимных наркоманов».

3.3 Педагогические меры профилактики.

Сейчас наверное каждый подросток в промежутке от 7 до 18 лет просматривает около 20-30 различных фильмов о вреде курения, алкоголя и наркомании. Но, к сожалению, результат зависит от индивидуальных свойств характера человека. По сути дела после просмотра первых 5 фильмов почти у всех подростков формируется личное мнение о наркотиках, которое потом очень трудно изменить.

Любая профилактическая программа  должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих  направлений:

- распространение информации о  причинах,  формах и  последствиях

злоупотребления наркотическими средствами.

 

- формирование    у    подростков    навыков    анализа    и    критической

оценки информации, получаемой о  наркотиках, и умения принимать

правильные решения.

- предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении – коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и  оказание адекватной помощи в преодолении  проблем, ведущих к появлению  тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для  их успешной реализации:

- возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.

- влияние на уровень притязаний и самооценку.

- свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.

- возможность привлечения специалистов по профилактике.

Вот чего не следует допускать, работая  в области антинаркотического просвещения:

1. Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.

2. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

 

3. Разового характера действий, направленных на профилактику: такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

4. Ложной информации: даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

5. Упоминания о культурных предпосылках  употребления наркотиков.

6. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных  кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет 20%, от медикаментозного лечения всего лишь - 1%.

Большая роль в профилактике наркомании должна принадлежать родителям. Исследования показали, что близкие, теплые отношения  между родителями и детьми-подростками - лучшая защита от наркотиков.

Основные направления профилактической антинаркотической работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

1.  Профилактическая работа с родителями

1.1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.

Информация о работе Роль волонтёрства в формировании негативного отношения студентов колледжа к наркомании и наркопреступности