Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:07, статья
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка.
Муниципальное Специальное (Коррекционное) Образовательное Учреждение
Общеобразовательная школа - детский сад №2
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Консультация
Тема: «Русская народная сказка как средство формирования образности речи».
Тирасполь 2014 – 2015учебный год.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что в
отечественной педагогике и психологии
наблюдается повышенный интерес к проблеме
развития речи: проводятся научно-практические
конференции по вопросам развития речи
ребенка; обобщаются психолого-педагогические
данные, направленные на развитие образной
речи детей дошкольного возраста; выходят
в свет постановления, касающиеся проблем
воспитания и обучения детей.
Формирование образной речи имеет огромное
значение для развития связной речи, что
является основой воспитания и обучения
детей в дошкольном возрасте. Дети способны
более глубоко осмысливать содержание
литературного произведения и осознавать
некоторые особенности художественной
формы, выражающей содержание, поэтому
возможность формирования образной речи
возникает именно в старшем дошкольном
возрасте (А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В.
В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина,Е.В.Савушкина).
В методике развития речи дошкольников
имеется немало исследований, посвященных
использованию сказки в развитии речи
детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е.
М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой,
Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все
они свидетельствуют о возможности эффективного
использования русской народной сказки
для развития образной речи детей.
В теории русского языка образность речи
принято понимать как выразительно-изобразительные
качества речи, сообщаемые ей лексическими
и грамматическими средствами (экспрессивной
лексикой, особыми аффиксами, тропами
фигурами).
М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. В. Гавриш,
О. С. Ушакова В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева,
М. Н. Мирошкина под образной речью понимают
умение ребенка правильно использовать
такие выразительные средства, как метафора,
сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные
слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко,
точно, убедительно выражать свои мысли
и чувства. Указания на необходимость
работы над образными средствами языка
так же содержатся в трудах Е. А. Флериной.
Одним из наиболее эффективных путей развития
образной речи дошкольников, исследователи:
Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, М. М. Алексеева,
В. И. Яшина, Т. Б. Филичева признают использование
разных жанров литературы, устного народного
творчества, в особенности – русской народной
сказки.
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса». Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы. Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений. Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении. Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям. Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.
При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.
2. Рассматривание иллюстраций и
накапливание у дошкольников
представлений о том, как рисунки
художников помогают понять
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают
вообразить себя художниками-
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков
из текста по заявкам детей.
При таком чтении ребенок
2. По просьбе педагога дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Педагог напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?»
4. Драматизация отрывков, наиболее
интересных в плане обогащения
и активизации словарного
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя. М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты. Л.Б. Фесюкова, используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько
- срифмовать два слова (кузнец
– удалец), а затем можно и
нужно переходить к
- составить достаточно длинное
распространенное предложение
Также для развития образной речи автором предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:
- Подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);
- Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- Сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);
- Разобрать слова с одинаковым
написанием, но в различных по
смыслу значениях. Этому способствует
правильное ударение (мука – мука),
а порой и различный контекст
(собачий хвост – собачий
- Объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);
- Придумать похожие слова (синонимы);
- Придумать сказку от
По мнению Л.Б. Фесюковой, которого придерживаемся и мы, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы.
Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи
и обучения родному языку дошкольников
[Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М.
: «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи
детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение,
1981. – 255 с.
3. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников
и младшего школьного возраста [Текст]
/ Л. Д. Короткова. – Центр гуманитарной
литературы «РОН», 2004. – 125 с.
4. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольника с
художественной литературой [Текст] / О.
С. Ушакова, Н. В. Гавриш. –М. : ТЦ «Сфера»,
1998. – 224с.
5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст]
/ Л. Б. Фесюкова. – Харьков, 1997. – 464 с.
Информация о работе Русская народная сказка как средство развития образности речи