Русские календарные праздники. Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:41, доклад

Описание работы

Язычество. Огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя верующими христианами, ходим в церковь, читаем молитвы.

Файлы: 1 файл

Синтез языч. и христианства в рус. праздн. культуре..docx

— 29.73 Кб (Скачать файл)

Праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы мира. Приходится он на время летнего солнцестояния  – 24 июня, канун христианского праздника  рождества Иоанна Предтечи. Купала – языческий праздник поклонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода – омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Огонь непременно надо было добыть древним способом – трением. Среди игр любимой были прыжки через костер. Считалось, что если парень с девушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб.

В некоторых местах мастерили  соломенную куклу – Купалу. Наряжали ее в женское платье, украшали. По народным поверьям, купальная ночь – таинственное время: деревья переходят  с места на место и разговаривают  между собой, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются  на шабаш. А еще в полночь цветет волшебный цветок папоротника. Длится это лишь одно мгновение, все вокруг озаряется ярким светом. Тот, кто  сумеет поймать это момент и сорвать  цветок, приобретает волшебную силу находить клады. Искали также и волшебную  разрыв-траву, которая, якобы, разрушала  железо и открывала любые замки. [Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю  Русь. с.206-207]

А вот предание, связанное  с этим праздником: «Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана  Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал  простыню, прочел молитвы, и ровно  в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти  цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда не возьмись медведи, буря поднялась…. Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассветало, и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет; оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него; налетел, да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего.» [Андреев. Русский фольклор. с.138]

Таким образом, на языческий  праздник человек шел с Евангелием, на христианский – поклонялся природе  и гадал. И после этого кто-то еще будет  утверждать, что язычество не было серьезной частью древнеславянской культуры и отмерло в момент принятия христианства.

 

 

   

И пока мы интересуемся нашими корнями, поем народные песни («Во  поле березка стояла», «Я пойду ли молоденька», «Ой, мороз, мороз» – ведь их знают все); рассказываем и читаем детям сказки, несем в дом березу на Троицу, слушаем народную и классическую музыку.… Да, пока мы живем русскими людьми, никуда не денется язычество и будет также гармонично сливаться с христианством и нашей жизнью. И это прекрасно, потому что нет ничего лучше и полезнее, чем знать свою историю, свою культуру, свои традиции.

 

  Список литературы:

 

  1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1989 г.

 

2.   Семенова М. Мы – славяне! С-П.: Азбука, 1997 г.


Информация о работе Русские календарные праздники. Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре