Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и  воспитательной средой. Влияние семьи  особенно в начальный период жизни  ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного  воспитания

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного  воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного  воспитания

Яндекс.ДиректВсе объявленияДетская Обувь в 3 раза дешевле! Онлайн-гипермаркет Детской Обуви! SALE 70%! Доставка! Адрес и телефон lamoda.kz Психология дистанционное обучение Семейная психология. 1,2 высшее, переподготовка, курсы. bakalavr-magistr.ru 

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного  воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного  воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние  на выбор методов, средств, форм воспитания.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного  воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного  воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние  на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и  воспитательной средой. Влияние семьи  особенно в начальный период жизни  ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного  воспитания

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного  воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного  воспитания

Яндекс.ДиректВсе объявленияДетская Обувь в 3 раза дешевле! Онлайн-гипермаркет Детской Обуви! SALE 70%! Доставка! Адрес и телефон lamoda.kz Психология дистанционное обучение Семейная психология. 1,2 высшее, переподготовка, курсы. bakalavr-magistr.ru 

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного  воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного  воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние  на выбор методов, средств, форм воспитания.

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи  с этим они достаточно прочно увязаны  с общими методами воспитания, но имеют  соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка  осуществляется исключительно индивидуально  и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также  приспособлении к его психическим  и личностным особенностям;

б) выбор методов  зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о  ценностях, стиля отношений в  семье, особенностей воспитательного  взаимодействия и др.

Вследствие этого  методы семейного воспитания несут  на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько  и разновидностей методов. Однако, в  большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

·     метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

·     метод поощренияпредполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

·     метод совместной практической деятельностиподразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

ü  метод принуждения (наказания)предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что  в семейном воспитании могут применяться  и другие методы педагогического  взаимодействия с детьми. Это обусловлено  спецификой семейного воспитания в  каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

¨      знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

¨      личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

¨      в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

¨      учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут  возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы  соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено  в моделях семейного воспитания.


Информация о работе Семейное воспитание