Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все, что  ребёнок в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [1]. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с  ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Ребёнок может приниматься  родителями таким, какой он есть (безусловная  любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует  их ожиданиям, когда хорошо учится и  ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребёнок как  бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная  любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). В  педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. Воспитание в семье - это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

  1. Семейное воспитание.

Семейное воспитание —  общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и  воспитательной средой. Влияние семьи  особенно в начальный период жизни  ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном  единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность  традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние  оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного  воспитания

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного  воспитания:

  1. физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  2. нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  3. интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  4. эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  5. трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
  1. Типы семейного воспитания

Сколько семей, столько и  особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и  детьми в семьях. В основу анализа  положено видоизменения отношения  как одного из фундаментальных характеристик  межличностных отношений. Отношения  определяются по степени напряжённости  и последствием негативного влияния  на воспитание детей.  
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. 
Отзывчивые семьи. Отношение между взрослыми и детьми нормальное, но существует определённая дистанция, которую дети и родители стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не достаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и в интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешние отношения благополучны, но некоторые глубины, сокровенные связи могут нарушаться. 
Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста заставляют смотреть на жизнь прагматически, во всём видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целю – поступить в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднён. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишённые духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасности, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекаю своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные повреждения. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они ещё не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают одностороннее увлечение детей во вред учёбе, основным занятием, а в некоторых случаях с аморальными поступками. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их аргументам и доводам. Ведь дети будучи не правы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного воспитания, различие характеров, противоборствующие желания, отрицательные эмоции. 
Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведёт к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Что происходит в таких семьях не трудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным увлечениям, водке. Основные конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъёма, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие этих переживаний взрослыми ведёт к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.  
На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личностей своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах не полных семей, пьянства, отрешённость отца от семьи. На то существуют объёктивные и субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% - к отцам: «отец пьёт много», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально» [3].

  1. Методы семейного воспитания

Методы нравственного воспитания в семье - это пути и приемы духовно-душевного  влияния семьи на нравственное становление  личности, характер ее отношения к  себе и окружающему миру:

1. Информационно-символические:

- имя, которое дают ребенку  при рождении и которое чаще  всего используют в общении  с ним,

- жесты, мимика родителей в  отношении к поступкам и действиям  ребенка и других людей,

- слово-информация о людях и  их поступках,

- совместное размышление,

- обсуждение и оценка житейских  событий и поступков,

- прояснение проблемы,

- обсуждение плана предстоящих  действий,

- взаимоанализ результатов общения.

2. Разъяснительно-распорядительные:

- рассказ,

- беседа,

- диалог,

- внушение,

- побуждение к самостоятельному  действию,

- требование,

- пример-опора, пример-поддержка,

- приказ,

- контроль за ролевым поведением,

- запрет,

- отрицательная оценка-осуждение  проступка ребенка;

3. Стимулирующе-побудительные:

- пример взрослых в поступках  и нравственных действиях,

- положительная оценка и поощрение  успехов,

- сочувствие, сопереживание в трудном  положении,

- духовная поддержка нравственных  действий и стремлений ребенка,

- взаимоанализ нравственных поступков,

- принятие на себя ответственности  за свое поведение;

4. Действенно-практические:

- содействие - помощь - сотрудничество - самостоятельный поступок - добродетельные  осознанные действия,

- целенаправленная нравственная  деятельность,

- самоорганизация поведения детей  и взрослых,

- "нравственное закаливание" (упражнение в репертуарах социально-ролевого  поведения).

Условия успешного семейного воспитания

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии у ребенка:

-физической культуры,

- культуры общения с близкими  людьми,

- культуры домоведения, и бытового  поведения,

- культуры труда и досуга,

- культуры адекватного полоролевого  поведения,

- культуры общения,

- культуры самоорганизации ребенком  времени своей жизни. [2]

IV. О родительском авторитете

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не  слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых  дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются  родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что  после такого рассмотрения легче  будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом ,которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

Информация о работе Семейное воспитание