Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Сравнительный анализ влияния семейного воспитания на ребенка в России и Западной Европе.

Содержание работы

Введение 2
1. Семейное воспитание в России 3
2. Семейное воспитание в Западной Европе 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание_Лариса.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

Семейные связи, понятие родственного долга ослаблены правом первородства. Все имущество издавна переходит по наследству одному лишь старшему сыну. Его остальные братья и сестры в принципе не получают ничего и должны устраивать свою судьбу самостоятельно. Родители здесь и теперь редко делают какие-либо сбережения специально для того, чтобы впоследствии предоставить их потомству. Они, прежде всего, стремятся обеспечить детям хороший старт в жизни и выталкивают птенцов из гнезда, как только чувствуют, что они могут учиться летать самостоятельно.

Примечательно, что в японской семье, где также существует право первородства, дело обстоит совершенно иначе. Отчий  дом, а на селе семейный надел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при необходимости  вправе обращаться все родственники. Целиком, наследуя отцовское имущество, старший сын одновременно принимает на себя роль и ответственность главы семьи, причем не только по отношению к престарелым родителям, но и к младшим братьям. Если кто-то из них остался без работы, он может рассчитывать, что его жену и детей всегда приютят в родительском доме.

Сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представляется совершенно не совместимой с канонами частной жизни. Бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охотно возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласятся быть для них постоянными бесплатными няньками, слишком ценя свою независимость.

Семья меньше ограждает ребенка от внешнего мира. И влияние родителей, стало быть, сознательно уступает свой приоритет влиянию социальной среды. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье. Он с малолетства чувствует себя не только самостоятельной, но и социально ответственной личностью.

Подросток обычно обладает меньшим багажом знаний, но большим опытом человеческих взаимоотношений, большим умением вести себя в обществе взрослых, чем его зарубежные сверстники. Его подчиненность собственной семье меньше связывает его. Но зато он полнее сознает свои права и обязанности в собственном социальном окружении.

Связь школы  с семьей в Западной Европе постоянно  усиливается. Показателен в этом отношении пример Франции. Ещё несколько  лет назад французская школа  стояла особняком от семьи. Сказывалось  влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс  обучения и одновременно мнение о  семейном воспитании как главном  пути формирования характера ребёнка. Философ и писатель Ален считал, например, что семья живёт прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Слепая любовь не позволяет отцам и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья — важнейшая среда детского развития, в которой родители остаются главными наставниками своих детей.

Иной  подход к проблеме "школа —  семья — ребенок" у представителей нетрадиционной педагогики — "нового воспитания". Французский ученый Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребёнок попадает в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребёнком и окружением, они первые воспитатели и учителя. Родители должны развить у ребёнка желание учиться. Для этого предлагается постоянно находить поводы для мотивации обучения. При случае рекомендуется посетить будущую школу. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов, научить ребёнка быть на "ты" с книгой, поощрять самостоятельное чтение. Вредно говорить юному книгочею, что он меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников. Педагоги рекомендуют не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе и за её стенами. Недопустимой считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем. Активными сторонниками сотрудничества семьи и школы являются во Франции общественные организации родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей образования, учащихся и их семей. Существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два — в сфере общественного и одно — в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является основанная в 1946 г. Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн. членов). Основанный в 1934 г. Национальный союз родителей учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем Церкви. Кроме указанных общенациональных ассоциаций, в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых можно указать Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (создан в 1968 г.), который главной своей задачей считает защиту светскости воспитания и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов (создана в 1970 г.), которая занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог с представителями школьных властей. Её члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и пр. "Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам", — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественной школы. Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения.

 

Заключение

 

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила  связь между образом жизни, который  закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими  его людьми, из которых действительно  складывается его судьба.

Завершая работу над рефератом  можно сделать вывод, что роль семейного воспитания велика как  в России, так и в Западной Европе, но семейные традиции, семейный уклад, семейный быт во многом различаются. Общим для семейного воспитания России и Западной Европе является воспитание полноценного члена общества.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на поведение ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

 

Список литературы

 

  1. Климантова Г.И. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 11 (167).
  2. Гатто Дж. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.
  3. Парфентьев П. А. Без школы: Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату. М.: Ресурс, 2011.
  4. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы.  – Режим доступа:  http://pedagogika-cultura.narod.ru /private/Articles/ N_7/Nikinina_08_2.htm

Информация о работе Семейное воспитание