Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание ред.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Эмоциональный тон семейного  воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт  характера. Разные способы родительского контроля также можно представить  в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений  стоит не только распределение власти , но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей  варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах дети  имеют  почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются детьми и на самом деле бывают более жесткими и строгими,  чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут  и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения  детей с родителями складываются обычно тогда, когда  родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно  и вместе с тем  гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется  лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает  себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут  ли они в сторону  авторитарности или либеральной  всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают  либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». 

Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то в подростковом возрасте неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым, давно забытым счетам.

Как ни велико влияние  родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К  старшим классам стиль взаимоотношений  с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения  ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует  себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

В  основе  эмоциональной  привязанности ребенка к родителям  первоначально лежит зависимость  от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не  хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том,  что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает  ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

 Социологи считают  репродуктивную функцию семьи  главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное  стремление человека к продолжению  своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические  механизмы воздействия не нужно  забывать, что воспитание детей требует  самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

           Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

 

 

  • Принимать активное участие в жизни семьи;

 

  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

 

  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

 

  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

 

  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

 

  • Уважать право ребенка на собственное мнение;

 

  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

 

  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Цель воспитания - содействовать  развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка  и демократичность в отношениях с ним.

 

Список  литературы:

 

  1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190
  2. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия», стр.270
  3. Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс», стр.133
  4. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г. стр. 70
  5. Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»
  6. «Педагогика» под ред. Сластенина В.А. и др., М. 2002г., из. «Школьная пресса», стр. 482
  7. «Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г., стр. 241
  8. «Социальная педагогика» под ред. М. А. Галагузовой, 1999г., изд. «ВЛАДОС» стр. 166
  9. Спок Б. «Ребенок и уход за ним», М. 1998г., изд. «Машиностроение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Семейное воспитание