Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:44, реферат
Актуальность темы. Институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.
Введение
3
1.
Семейное воспитание и его значение
5
2.
Семейные отношения и их воспитательное значение
8
3.
Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
14
Заключение
18
Список литературы
Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мы исполняем только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут - сначала из подражания, потом по убеждению - управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.
Дети, начав свою жизнь беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему-либо другому лишившиеся отца или матери, в зрелые годы чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца – умным и умелым, хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит, и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.
В тех семейных неполадках, которые образуются, когда между мужем и женой является третье лицо, особенно близкое тому или другому, точно так же обнаруживается потребность детей в любви и ласке и смутно сознаваемые ими права на отца и мать. Пока дети в том возрасте, когда они не понимают, в чем дело, они все же относятся к этому третьему лицу враждебно, как к нарушителю их прав, отнимающему у них то, что принадлежит им: время, любовь, заботы о них того или иного родителя. Позже они являются либо судьями, либо несчастными людьми. В детях сказывается весьма сильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми.
Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее самого близкого из людских союзов и не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги и отец и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей. Если нет этого уважения, нет дружеских отношений, то в чем бы это ни выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-то неладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно, и дети бывают разные, но можно признать скорее правилом, чем исключением, что дети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей и что для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать – плохие люди, что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителей бранится, другой - плачет.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать, потому что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, что по традиции она больше привыкла к этому, а поэтому может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.
С годами значение этого непосредственного ухода утрачивает первенствующую роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки.
Они хотят слышать сказочки, они любят поговорить, порасспросить, сами рассказать что-нибудь, выступают на сцену игры и занятия. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот. Понемногу дети приобретают черты, свойственные полу. Намечаются характеры: усидчивые, вдумчивые или непоседы и живые, спокойные и впечатлительные, забияки и смирненькие. И опять-таки на одних лучше влияет отец, на других мать, потому что во всех такого рода услугах детям сказывается натура, склад, характер взрослого, которые не могут быть одинаковы у отца и матери. Если брать во внимание только время, то мать по-прежнему отдает им больше времени; что касается существа дела, то влияние отца может быть и одинаково и больше материнского, по крайней мере, на некоторых детей, хотя он и меньше бывает с ними, чем мать. Не зря же говорят, что «родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома». Вопрос не в количестве времени, а в качестве влияния, которое определяется многими причинами, лежащими в личных свойствах человека.
Разделение влияния отца и матери есть явление естественное. Никто не может дать больше того, чем он может дать. Ни ревности, ни огорчению тут не должно быть места, потому что эти чувства неуместны, когда явление естественно, они неизбежно повлекут за собой неполадки, которые вызовут вопрос: кто же прав - отец или мать? Главное же, детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери.
Поддержка не должна выражаться в признании за одним из родителей положения своего рода «старшего». В глазах детей родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра. Естественно, если ребенок набедокурил без матери, но при отце, мать все равно будет знать об этом, потому что отец ей расскажет. Но это будет не жалоба, не апелляция к старшему, а простое сообщение. И то, что сделал один, того не должен переделывать другой. Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, обнаружил слабость, то об этом можно переговорить между собою.
Дети в семье такие же члены ее, как и все остальные, но малолетние. Жизнь семьи общая. У взрослых есть свои права, есть они и у детей; у взрослых есть обязанности, и у детей они есть, посильные, соответствующие их возрасту, но есть. Когда дети легли спать, в детской не шумят; но когда работает отец, то дети не входят к нему, чтобы не помешать. Взрослые берегут свои вещи, и дети должны стараться беречь их. День расписан, и дети должны обедать вовремя, гулять и спать ложиться вовремя. Они приучаются в семье к порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности, и это достигается тем легче и прочнее, чем жизнь взрослых складывается разумнее, любовнее, проще, носит наиболее трудовой характер.
Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.
Если мы хотим, чтобы дети наши были друзьями нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннего детства стать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: не лги, будь откровенен с родителями, не скрывай от них ничего, сделав что-нибудь дурное, имей мужество сознаться. Надо не только самому не лгать и не рядиться в плащ проповедника добродетели, а жить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят (хотя бы и позже), потому что они могут осудить только за дурное, а не за несчастье, потому что они способны оценить многое из того, что мы считаем достоинством человека, и рады будут найти это хорошее в своих родителях.
Семья только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей - нет семьи.
Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, в своем отношении к детям, к прислуге, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным.
Каждому известно, как часто приходится слышать, матерей, открывающих в своих детях разные удивительные достоинства, таланты, способности. Но еще в этой родительской любви, гордости и могут встречаться преувеличения, то в основе чувства эти вполне естественны. Дело, в которое вложил свою душу, в которое потрачено много сил, каждому дорого. Тем более если это дело - воспитание живой души.
Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка.
Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми.
Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод в первые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых. В частности, по данным А. Г. Харчева, из 500 несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца. 4
Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. 5
В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья— специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности».
Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.
Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.
Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.
Информация о работе Семейные отношения и их воспитательное значение