Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:50, реферат
Семья - один из шедевров природы. Так поэтически определяет семью американский философ Сантаяна. По Далю это "совокупность близких родственников, живущих вместе". Более расширенное понятие семьи дает энциклопедический словарь: "малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью". Семья - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
1. Введение………………………………………………….…………………2
2. «Семья - один из шедевров природы»(Дж. Сантаяна)…………………..4
3. Значение «материнской школы» и
«школы сверстников» в жизни человека………………………………….7
4. Заключение…………………………………………………………………9
5. Список литературы………………………………………………………..12
2 – 3 года считается сенситивным
периодом к овладению языками,
говорят, что в этот период
ребенок может легко овладеть
до десяти языков. С 2 – 3 лет ребенок
переживает «кризис трехлетних»
- Не сломать ребенка, не сделать его хилым безвольным, понукаемым на всю жизнь;
- Не сделать ребенка тираном. Если неудачно реагировать на приступы упрямства, можно получить привычку, средство давления.
С 3 – 6 лет – время расцвета фантазии. Ведущая деятельность этой поры – игра, дети разыгрывают сложные сюжетные игры, здесь можно наблюдать игру их фантазии. В играх в маму – папу, в магазин и др. они поражают своей наблюдательностью.
Примерно с 3 лет ребенок начинает играть не только рядом или в обществе детей, но и вместе с ними. Заботливые матери включают своих детей в общество сверстников. Термин внесен в научный оборот Г.Н. Волковым. Под «школой сверстников» подразумевается дворовая или уличная разновозрастная компания, в которую непременно попадает ребенок, если выходит на улицу поиграть. В эту компанию входят дети двора в городе, улицы или части улицы в деревне в возрасте примерно от 6 – 14 лет. В этой компании свои правила и обычаи, своя иерархия, свой язык. Известно, как сжимается сердце родителей, когда их сын выходит во двор и становится «своим» в дворовой компании. Все дети проходят «школу сверстников», но, как ни странно, абсолютное большинство их не становится ни сквернословами, ни проститутками, ни ворами, так как в большинстве семей царит нравственная атмосфера. Общаясь с семьей и со «школой», ребенок проходит нравственную закалку, может стать борцом за нравственную чистоту своей компании.
Если чадолюбивые родители все-таки уберегут ребенка от «школы сверстников», то такой ребенок окажется беззащитным при столкновениях с грубыми жизненными обстоятельствами, не способными адаптироваться к общественным отношениям.
Таким образом, если «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка как человека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становлении личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Его цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Ребенок с первых дней своей жизни слышит, что он будет помощником отца в труде (помощником матери по дому), слышит о видах труда о профессиях, о характере труда того или иного профессионала, о человеческих качествах, необходимых для занятия трудом, о рабочих инструментах и т.д. В колыбельных песнях, распеваемых матерью засыпающему ребенку; в стихах – частушках, которыми мать будит и поднимает дитя с постели; в скороговорках, которыми учит чисто произносить отдельные звуки, лейтмотивом идут темы семьи. Ежедневно вхождение родителей в мир ребенка - важнейшее педагогическое условие установления духовных отношений между родителями и ребенком, без которых невозможно их воспитательное воздействие.
Общей стержневой проблемой народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте. Народная мудрость гласит: «Чего не было в 16, того не жди в 60 лет»
Преимущество народно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирование начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен. Становление личности продолжается в беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, приучение самостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком, в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физическая ловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейся личности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновении с жизнью. Маленькая личность в ежевечерней рефлексии «залечивает душевные раны», отшлифовывает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей - у отца и матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствует атмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливается в семьях с народно-педагогическими традициями.
Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.
И на последок хотелось бы продемонстрировать одно хорошее стихотворение о семье, автор которого неизвестен.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атангулов У.Ш. Этнопедагогика : Курс лекций. - Сибай: Изд –е Сибайского института БГУ, 2004. – 158 с.
2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: Баш ГПУ, 2000. – 328 с.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 168 с.
5. Гребенников И.В. , Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. _ М.: Политиздат, 1990. – 319 с.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Акакдемия», - 2000. – 232 с.
8. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у рксского народа.- М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
9. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2-е., Политиздат, 1975. – 272 с.