Семья и ее влияние на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 24.23 Кб (Скачать файл)

Глава I

1.1Семья и ее влияние на развитие личности ребенка

Семья для ребенка есть ближайший  круг общения, в котором формируется  его психика и отношения с  внешним миром. Влияние родителей  на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи  является важнейшим условием его  развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут  безрезультатны без поддержки семьи.

Современные ученые рассматривают  семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:

– семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

– семья – это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Всю совокупность семейных отношений  можно разделить на семь видов:

1) социально-биологические  (интимные) отношения охватывают  сферу половозрастной структуры  и численности семьи, рождаемости,  общей гигиены, гигиены пола  и половой жизни, физического  совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) хозяйственно-экономические  отношения образуют материальную  основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего  хозяйства, распределение обязанностей  между членами семьи, материальное  обеспечение домашнего бюджета,  заботу и уход за маленькими  детьми, престарелыми родителями  и другими членами семьи;

3) правовые (юридические) отношения  характеризуют правовое регулирование  брака и развода, соблюдение  личных и имущественных прав  и обязанностей между супругами,  между родителями, детьми и другими  родственниками, вопросы наследования  и усыновления, предупреждение  правонарушений и других антиобщественных  проступков детей;

4) нравственные отношения охватывают  вопросы нравственных ценностей  семьи, прежде всего любви и  долга, заботы о нравственном  воспитании детей и взрослых  и их самовоспитании, а также  уважение к старшим, воспитание  любви к труду;

5) психологические отношения представляют  сферу взаимодействия членов  семьи и их совместимости, определяют  психологический климат в семье  и способствуют формированию  чувств и межличностных отношений,  обеспечивают развитие ребенка  как личности;

6) педагогические отношения прямо  касаются вопросов семейной педагогики  и реализации воспитательных  функций семьи;

7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений  взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Характеристики семьи

Характеристики, определяющие общий план семьи:

– функции семьи,

– функции родителей,

– типы семей.

Педагогические установки  родителей:

– стили семейного воспитания,( Из типов отношений определяются функции, это ко всему что я выделила относится)

– типы родительского отношения,

– стили родительского поведения,

– типы отцов и матерей,

– ошибки родителей в воспитании.

Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:

Ученые определяют функции  семьи

– как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов

– как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.

В книгах и пособиях по семейному  воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в  принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни  семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют  их разные члены семьи.

Традиционно выделяются следующие  функции:

1) воспитательная функция семьи  состоит в удовлетворении индивидуальных  потребностей в отцовстве и  материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в  детях. По отношению к обществу  в ходе выполнения воспитательной  функции семья обеспечивает социализацию  подрастающего поколения, подготовку  новых членов общества;

2) хозяйственно-бытовая функция  семьи заключается в удовлетворении  материальных потребностей членов  семьи (в пище, крове и т.  п.), содействует сохранению их  здоровья;

3) эмоциональная функция семьи  — это удовлетворение ее членами  потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке,  психологической защите. Именно  эта функция обеспечивает эмоциональную  стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

4) функция духовного (культурного)  общения удовлетворяет потребность  в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

5) функция первичного социального  контроля обеспечивает выполнение  социальных норм членами семьи,  в особенности теми, кто в силу  различных обстоятельств (возраста, заболеваний) не обладает достаточной  способностью самостоятельно осуществлять  свое поведение в полном соответствии  с социальными нормами;

6) сексуально-эротическая функция  удовлетворяет сексуальные, эротические  потребности членов семьи. С  точки зрения общества важно,  что семья при этом осуществляет  регулирование сексуального, эротического  поведения членов семьи, обеспечивая  биологическое воспроизводство  общества, т. е. выполняя репродуктивную  функцию;

7) репродуктивная функция —  продолжение рода, воспроизводство  населения.

Функции родителей по отношению  к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько  в:

– создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;

– удовлетворении естественных потребностей ребенка;

– обеспечении безопасности;

– обеспечении адаптации к жизни;

– и только затем в воспитании ребенка.

Обеспечить выполнение перечисленных  функций может полноценная гармоничная  семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции  психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким  семьям можно отнести семьи, в  которых совместно проживает  несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.

 

1.2 Роль семьи в профилактики отклоняющегося поведения у ребенка

( полностью не  правильно)

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения  у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно  решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления  требует решения комплекса проблем  несемейного и внутрисемейного  характера. 
Прежде всего, и это, во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.  
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;
  • внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности их предупреждения и пути преодоления;
  • основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
  • основы семейного воспитания на различных этапах возрастного 
    развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.;

Во- вторых, не мало важное значение имеет создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.  
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в этой обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением. 

Следует подчеркнуть, что  безнравственная обстановка (драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам  ребенка, преодолеть которое в последующем  исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.  
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести: 

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С.Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа; 
  • утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальное взаимоотношение между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;
  • типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: 
    попустительски - снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»;
  • демонстративность - активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность;
  • жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.

В-четвертых, формирование у  ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции. Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека. 

В-пятых, воспитание с раннего  детства волевых качеств и  чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества. 

Волевые качества - это тот  инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности. 

В-шестых, недопущение насилия  над ребенком, подавляющего волю, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. 

Специалисты-психологи рекомендуют  воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать  следующее: 

Информация о работе Семья и ее влияние на развитие личности ребенка