Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:47, реферат
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.
Глава I
1.1Семья и ее влияние на развитие личности ребенка
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.
Современные ученые рассматривают
семью как исторически
– семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
– семья – это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.
Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:
1) социально-биологические
(интимные) отношения охватывают
сферу половозрастной
2) хозяйственно-экономические
отношения образуют
3) правовые (юридические) отношения
характеризуют правовое
4) нравственные отношения
5) психологические отношения
6) педагогические отношения
7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.
Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Характеристики семьи
Характеристики, определяющие общий план семьи:
– функции семьи,
– функции родителей,
– типы семей.
Педагогические установки родителей:
– стили семейного воспитания,( Из типов отношений определяются функции, это ко всему что я выделила относится)
– типы родительского отношения,
– стили родительского поведения,
– типы отцов и матерей,
– ошибки родителей в воспитании.
Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:
Ученые определяют функции семьи
– как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов
– как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.
В книгах и пособиях по семейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разные члены семьи.
Традиционно выделяются следующие функции:
1) воспитательная функция семьи
состоит в удовлетворении
2) хозяйственно-бытовая функция
семьи заключается в
3) эмоциональная функция семьи
— это удовлетворение ее
4) функция духовного (
5) функция первичного
6) сексуально-эротическая
7) репродуктивная функция — продолжение рода, воспроизводство населения.
Функции родителей по отношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько в:
– создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;
– удовлетворении естественных потребностей ребенка;
– обеспечении безопасности;
– обеспечении адаптации к жизни;
– и только затем в воспитании ребенка.
Обеспечить выполнение перечисленных
функций может полноценная
1.2 Роль семьи в профилактики отклоняющегося поведения у ребенка
( полностью не правильно)
Это одно из наиболее важных
направлений в деле профилактики
формирования отклоняющегося поведения
у детей и подростков. С древнейших
времен известно, что корни порока
идут от семьи. Многие проблемы можно
решить, если суметь создать наиболее
благоприятные возможности
Прежде всего, и это, во-первых, требуется
решить проблему подготовки будущих родителей
к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной
жизни и воспитанию детей включает изучение
следующих разделов:
Во- вторых, не мало важное значение
имеет создание благоприятной нравственной
обстановки в семье и во внутрисемейных
взаимоотношениях.
Обстановка в семье - это та среда, где
прежде всего формируются основы мировоззрения
растущего человека. С раннего детства
ребенок именно в семье, в этой обстановке,
в которой он живет, развивается и воспитывается,
усваивает то, какими должны быть отношения
между людьми (мужчины к женщине, взрослых
к детям, детей к взрослым), знакомится
с основами культуры общения и поведения,
проведения досуга и пр. Одновременно
в семье формируется будущий семьянин,
человек, создающий, укрепляющий и реализующий
потенциал семьи в соответствии с ее социальным
предназначением.
Следует подчеркнуть, что
безнравственная обстановка (драки,
истерические крики, грубость) помимо
отрицательного примера может привести
к серьезным психическим
В-третьих, предупреждение ошибок
в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье
родители заинтересовано относятся к
воспитанию своих детей. Однако педагогическая
неподготовленность нередко приводит
к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны
в литературе. К наиболее характерным
из них можно отнести:
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции. Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи
Информация о работе Семья и ее влияние на развитие личности ребенка