Семья как субъект педагогического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель: показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия. Для реализации этой цели необходимо решить такие задачи:
1. Проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
2. Дать понятие семье как жизнедеятельной системе;

Содержание работы

Введение. 2
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия 3
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 3
1.2 Функции значение семьи 5
1.3 Проблемы семьи 7
2. Социально-педагогические аспекты развития личности. 10
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Семья как субъект педагогического взаимодействия.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, серьезной  социально-экономические и духовно- нравственные трудности нашей жизни являются существенными факторами, которые дестабилизируют традиционные семейные отношения, усиливают их неустойчивость.

Отсутствует и должная  подготовка подрастающих поколений  к семейной жизни, которая бы способствовала достижению горении в брачных отношениях. Наше общество, как никогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, в устранении многих перекосов, допущенных в отношении семьи в прошлом.

Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации её воспитательных функций.

Многие специалисты  считают, что в России необходимо разработать национальную программу помощи семье, которая включала бы следующие компоненты:  исследовательский, политический, правовой, образовательный и информационный.

Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований проблем семьи, сбор, обработку и уточнение данных о семье в официальной статистике, публикации экспертов.

Политический компонент  – пропаганду существующих реальной политики, оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в отношении семьи.

Правовой компонент  предусматривает надзор существующего  законодательства  в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на поддержание и укрепление семьи.

Образовательный компонент  содержит проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и других акций по проблемам семьи и семейной политики.

Информационный компонент  включает данные, представленные другими странами, выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них: безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов семьи; насилие по отношению к женщинам и детям;  эксплуатация и заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и другие.

Все эти проблемы актуальны  и сегодня для многих стран  мира, а для России в особенности.

2. Социально-педагогические аспекты развития личности

Важной категорией для  понимания процесса развития ребенка  во времени служит введенное Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними ) концепций развития:

  1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;
  2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит  идея о неравномерности процесса развития, о двух его типах5:

  • Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;
  • Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных  этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

  • Нечеткость границ периода;
  • Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
  • Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит,  самым существенным содержанием развития в кризисе  будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным  критерием и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого6.

Развитие характеризуется  определенной динамикой – совокупностью  всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его  механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выгодского, продолжение и развитие его последователями  Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов.

 

Таблица 1. Этапы возрастного развития личности7.

Возраст

Ведущая

деятельность

На что направлена

( тип отношений)

Пространство

развития

Психологическое

новообразование

0-2 месяца

Кризис новорожденности

2 месяца-

1 год - младенчество

Непосредственное

Эмоциональное

общение

Сенсомоторное

Развитие отношения

Ребенок- родитель,

Объект - субъект

Семья, кроватка,

Перемещение

на руках матери

Потребность в

Общении с другими

Людьми и эмоцио-

нальное отношения

1 год

Кризис одного года – появление  предметно-манипулятивных действий

1-3 года – раннее

детство

Предметно-

Орудийная деятельность

Манипуляции с предметом и речь;

Отношение

Ребенок –родитель.

Семья и ближайшие родственники,

Квартира как зона

изучения

Речь и наглядно-

Действительное мышление

3 года

Кризис трех лет

4-6 лет – дошколый

возраст

Ролевая игра

Межличностные

Отношения

Ребенок - родитель

Семья, детсад, двор, как внешние ограничения и не самостоятельность в выборе границ

Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности

7 лет

Кризис семи лет

7-12 лет

младший школьный

возраст

Учение

Первичное знание.

Ученик-учитель

Объект-субъект

Семья, школа (класс), двор как «чужое пространство»

Произвольное психическое явление форм внутреннего плана  действия. Рефлексия

13 лет

Кризис тринадцати лет ( подростковый )

14-17 лет

Общественно полезное, учебная, организационная

Трудовая деят-сть и общение

Отношения в различныз соц. Системах

Человек-человек

(субъект- субъективный)

Школа как « Целое», двор или улица; Секция, клуб и др. сфера не формального общения.

Стремление к взрослости и самостоятельности; Критическое отношение к действительности; Образ «Я», самооценка

17 лет

Кризис семнадцати лет ( юношеский  возраст)


 

 

Понимание возрастного  развития как процесса освоения новых  деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине ( семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение  деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном  обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

  1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
  2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
  3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

 

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Сегодня все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.

 

Список литературы

 

  1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика-Просвещение, 1987.
  2. Горленко Г.Е. Введение в профессию социального педагога. - Красноярск.: Издательство Ореол, 2001
  3. Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. -  Красноярск.: КГУ, 1996.
  4. Смирнов С.А. Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. -  М.: Издательский центр Академия, 1998.
  5. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Мысль, 1993.

1 Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика-Просвещение, 1987. – с. 84.

2 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Мысль, 1993. – с. 115.

3 Смирнов С.А. Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. -  М.: Издательский центр Академия, 1998. – с. 74.

4 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Мысль, 1993. – с. 18.

5 Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. -  Красноярск.: КГУ, 1996. – с. 67.

6 Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика-Просвещение, 1987. – с. 91.

7 Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. -  Красноярск.: КГУ, 1996. – с. 50.


Информация о работе Семья как субъект педагогического воздействия