Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 01:22, доклад
В организме человека существует система направленная на организацию восприятия окружающего мира, которую называют- сенсорной(чувственной). Перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте ставятся свои задачи:
Младшие дошкольники должны научиться выделять цвет. Форму и величину, как признаки предметов. Накапливать представления об их разнообразии и об отношениях между предметами по величине.
Старшие дошкольники овладевают знаниями о сенсорных эталонах, геометрических фигурах, накапливают сенсорный опыт. Пополняют словарный запас. С помощью этих достижений дошкольник активно осваивает окружающую действительность, в процессе чего формируется восприятие дошкольника.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
В организме человека существует система направленная на организацию восприятия окружающего мира, которую называют- сенсорной(чувственной). Перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте ставятся свои задачи:
Младшие дошкольники должны научиться выделять цвет. Форму и величину, как признаки предметов. Накапливать представления об их разнообразии и об отношениях между предметами по величине.
Старшие дошкольники овладевают знаниями о сенсорных эталонах, геометрических фигурах, накапливают сенсорный опыт. Пополняют словарный запас. С помощью этих достижений дошкольник активно осваивает окружающую действительность, в процессе чего формируется восприятие дошкольника.
Восприятие является ведущим процессом в формировании познавательной деятельности дошкольника. Сущность процесса заключается в том, что он обеспечивает первичную обработку информации полученной из внешнего мира, узнавание и различение свойств предметов, их особенностей и назначения. Этот процесс помогает отличать один предмет от других, выделять из ряда других похожих или не похожих на него.
Раскрывая данный вопрос надо отметить, что успешное обучение в начальных классах школы зависит от уровня развития процесса восприятия. Развивая восприятие дошкольника, педагог способствует овладению ребенком перцептивными действиями (обследованию предмета, вычленению характерных свойств) и создает условия для формирования мышления. В свою очередь мышление направлено на познание ребенком не внешних особенностей предметов, а внутренних связей между предметами и явлениями, установление причинно-следственных связей. Уровень сформированности мышления говорит о готовности ребенка к обучению в школе.
Акцентируя свою работу на развитии восприятия цвета у детей дошкольного возрастахочу отметить, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путем,путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение задачи. Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что цвета одинаковые или что они разные.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Работу над оттенками цветов, по мнению многих авторов, целесообразно проводить с 4-х лет, поскольку с этого возраста ребенок способен воспринимать цветовые качества (насыщенность, светлота, чистота).
Подбирая дидактический материал, необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае, ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.
Все занятия провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развернутым.
Занятия я начинаю с различения двух цветов – красного и зеленого. Учитывая разную степень подготовки детей, взаимодействие выстраиваю так,в начале помогаю находить предметы по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Это небольшой комплекс занятий под названием «Разноцветный сад» уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей. Занятие провожу по подгруппам. Ведущая роль отводится взрослому, но и ребенок принимает активное участие в деятельности. Перед ребенком предметы одной формы и одного размера (например, яблоки на дереве в саду у воспитателя у детей в коробке) отличающиеся только цветом (красные и зеленые). У взрослого в руке образец – яблоко (например, красное). Непосредственно прикладывая образец к яблокам на столе, обращаю внимание ребенка на сходство предметов с образцом или отличие. Используем слова «такой», «не такой». Цвет не называем!
По такому образцу проводила целый ряд занятий. Например: «Уточки и рыбки», «Игра с цветными палочками», «Покажи шарики с цветными платочками», «Яблочки и листочки – по местам!».
Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, переходила к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный-зеленый, зеленый-желтый, желтый-синий. Всегда брала предметы двух цветов, чтобы дети могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Далее игры-занятия становятся разнообразнее, в них включается дидактический материал с усложнением. Таков цикл игр-занятий «Веселые подружки».
Здесь предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени подготовки детей. В этом цикле занятий малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов заместителей.
Сюжеты цикла знакомы ребятам. На закрепление сенсорного опыта понадобится 3-4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
После цикла игр-занятий с куклами переходим к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Комплекс игр-занятий «Мы едем, едем, едем» включает в себя группирование однородных и соотношение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов.
Все виды работ по формированию представлений о цвете использую как на специально организованных занятиях, так и в других видах деятельности: изобразительной, конструктивной, сюжетных играх, в играх на развитие мелкой моторики.
Мир цвета сказочен и прекрасен. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, поэтому развитие восприятия цвета является основой сенсорного развития чувственного опыта детей.
Литература
Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников через воспитания цвета