Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:54, реферат
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Сферы, структуры и виды педагогической
деятельности
Выполнила:
Студентка 1 курса
РЯЛ-12
Ипатова Алина
Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная
деятельность, в свою очередь, распадается
на конструктивно-содержательную (отбор
и композиция учебного материала, планирование
и построение педагогического процесса),
конструктивно-оперативную (планирование
своих действий и действий учащихся)
и конструктивно-материальную (проектирование
учебно-материальной базы педагогического
процесса). Организаторская деятельность
предполагает выполнение системы действий,
направленных на включение учащихся
в различные виды деятельности, создание
коллектива и организацию совместной
деятельности. Коммуникативная деятельность
направлена на установление педагогически
целесообразных отношений педагога
с воспитанниками, другими педагогами
школы, представителями
Сферы ПД:
С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни
не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное
образование детей и юношества.
Почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность превращается в атрибут
общечеловеческой культуры.
Назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений
между людьми в самых различных сферах.
Выделим эти сферы:
1. Семья, семейные отношения - человек воспитывается прежде всего в семье,
испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников.
В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.
2. Сфера самовоспитания:
становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей продолжаются всю жизнь.
3. Управленческая сфера :
в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.
4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений :
установление взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.
Виды ПД:
Воспитательная работа - педагогическая
деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды, и организованное,
целенаправленное управление воспитанием
школьников в соответствии с целями, поставленными
обществом.
Воспитательная работа осуществляется
в рамках любой организационной формы,
не преследует прямого достижения цели,
потому что его результаты не так явственно
ощутимы и не так быстро обнаруживают
себя, как например, в процессе обучения.
Но поскольку педагогическая деятельность
имеет определенные хронологические границы,
на которых фиксируются уровни и качества
сформированности личности, можно говорить
и об относительно конечных результатах
воспитанности, проявляющихся в позитивных
изменениях в сознании воспитанников,
- эмоциональных реакциях, поведении и
деятельности.
Преподавание
- управление познавательной деятельностью
в процессе обучения, осуществляется
в рамках любой организационной
формы (урок, экскурсия, индивидуальное
обучение, факультатив и др.), имеет
жесткие временные ограничения,
строго определенную цель и варианты
достижения. Важнейшим критерием
эффективности преподавания является
достижение учебной цели.
Современная отечественная педагогическая
теория рассматривает обучение и воспитание
в единстве. Это предполагает не отрицание
специфики обучения и воспитания, а глубокое
познание сущности функций организации,
средств, форм и методов обучения и воспитания.
В дидактическом аспекте единство обучения
и воспитания проявляется в общности цели
развития личности, в реальной взаимосвязи
обучающей, развивающей и воспитательной
функций.
Научно-методическая
деятельность. Педагог сочетает в
себе ученого и практика: ученого
в том смысле, что он должен быть
компетентным исследователем и содействовать
получению новых знаний о ребенке,
педагогическом процессе, а практика
- в том смысле, что он применяет
эти знания. Педагог зачастую сталкивается
с тем, что не находит в научной
литературе объяснения и способов решения
конкретных случаев из своей практики,
с необходимостью обобщения результатов
своей работы. Научный подход в
работе, таким образом. является основой
собственно-методической деятельности
педагога.
Научная работа педагога выражается
в изучении детей и детских коллективов,
формировании собственного «банка» различных
методов, обобщении результатов своей
работы, а методическая - в выборе и разработке
методической темы, ведущей к совершенствованию
навыков в той или иной области, в фиксировании
результатов педагогической деятельности,
собственно в отработке и совершенствовании
навыков.
Культурно-просветительская
деятельность - составная часть деятельности
педагога. Он знакомит родителей с различными
отраслями педагогики и психологии, учащихся
- с основами самовоспитания, популяризирует
и разъясняет результаты новейших психологопедагогических
исследований, формирует потребность
в психологопедагогических знаниях и
желание использовать их как у родителей,
так и у детей.
Любой специалист, имеющий дело
с группой людей (учащихся), в большей или
меньшей степени занимается организацией
ее деятельности, постановкой и достижением
целей совместной работы, т.е. выполняет
по отношению к этой группе функции управления.
Именно постановка цели, применение определенных
способов ее достижения и мер воздействия
на коллектив - главные признаки наличия
управления в деятельности учителя-воспитателя.
Информация о работе Сфера, структура и виды педагогической деятльности