Сфера, структура и виды педагогической деятльности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Файлы: 1 файл

Введение в пед профессию сферы структуры виды ПД.pptx

— 334.48 Кб (Скачать файл)

Сферы, структуры  и виды педагогической

 деятельности

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

РЯЛ-12

Ипатова Алина

Структура педагогической деятельности

В отличие от принятого  в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к  педагогической деятельности преобладает  подход выделения ее компонентов  как относительно самостоятельных  функциональных видов деятельности педагога.

Н.В. Кузьмина  выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных  компонента: конструктивный, организаторский  и коммуникативный. Для успешного  осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная  деятельность, в свою очередь, распадается  на конструктивно-содержательную (отбор  и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического  процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически  целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Сферы ПД:

С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни

не исчезло семейное  воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное

 образование детей и юношества.

Почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность превращается в атрибут

общечеловеческой  культуры.

Назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений

между людьми в самых различных сферах.

Выделим эти сферы:

1. Семья, семейные отношения - человек воспитывается прежде всего в семье,

испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников.

В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.

2. Сфера самовоспитания:

становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей  продолжаются всю жизнь.

3. Управленческая сфера :

в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.

4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений :

установление  взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.

 Виды ПД:

  
 Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. 
 Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

  Преподавание - управление познавательной деятельностью  в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной  формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет  жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием  эффективности преподавания является достижение учебной цели.  
  Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

  Научно-методическая деятельность. Педагог сочетает в  себе ученого и практика: ученого  в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать  получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика - в том смысле, что он применяет  эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной  литературе объяснения и способов решения  конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов  своей работы. Научный подход в  работе, таким образом. является основой  собственно-методической деятельности педагога.  
  Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая - в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

 Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психологопедагогических исследований, формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.  
  Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.


Информация о работе Сфера, структура и виды педагогической деятльности