Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:38, доклад

Описание работы

Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично.

Файлы: 1 файл

Схема нормального развития детской речи (по Гвоздеву).doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

 

Период

Под- 
период (этап)

Воз- 
раст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура  слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существи- 
тельные

Глаголы

Прилага- 
тельные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Предложения из аморфных слов-корней

Однословное предложение

1г. 3 м. 
1г. 8 м.

отдельные  аморфные слова  в роли предложений (27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов 
(22 слова)

Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов)

Нет

Нет

Нет

Часто воспроизводится  один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га».

а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.

Нет

Нет

Предложения из двух слов-корней.

1г. 8 м.

Объединяет в одном  предложении два аморфных слова

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы  во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай».

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова. В  трехсложных  часто путается один из слогов.

Хь, ць, й. Часто опускается начальный  звук в слове или конечный согласный

Появляется в середине некоторых  слов: льк, ськ, цьк,

Нет

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов

1г.10м. 
2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается  приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично.

Разграничено начинают употреблять  следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и (фонетич. всегда и);  Иногда предложный с окончанием–е 
Суффиксы уменьшительности

Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки.

Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода

Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не

В трехсложных словах все еще  опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться  количество слов в четырех -сложных словах

К 2 годам твердые:     

н, т, д

Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком

Нет

Усвоение  флексой  системы языка

2 года

2 г. 6 м.

Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами.

Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др.

Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а,

-ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и).

Усваивается число в изъявительном  наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее  время. В прош.времени смешивается  род.

23 прилагательных. Иногда нарушается  согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.

Появляются предлоги: в. на, у, с.

Союзы: и, то ,а, потому что,

тогда, когда.

В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки.

Твердые

с, л, затем:

ы, в, р, з.

Смешение артикуляционно близких  звуков.

Все еще не усвоены, хотя некоторые  группы согласных произносятся правильно.

Нет

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Усвоение служебных  частиц речи

2 г. 6м. 
3  года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные  предложения, усваиваются служебные  части речи. Остается неусвоенной  категория рода.

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности.

Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».

С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Нарушается редко, главным образом  в малознакомых словах.

Ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение групп согласных

Нет

Усвоение морфологической  системы русского языка

 

3 года 
4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

Разграничение  однозначных морфологических  элементов по типам склонения  и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы.

Продолжается влияние окончания  –ов  на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении.

Часто нарушается чередование в  основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок.

Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.

Усваиваются сравнительные степени  наречий.

Предлоги:  по, до, вместо, после.  Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы

при усвоенном наклонении.

Звуковая сторона речи усвоена

После 3-х лет оценка чужого и  своего произношения. Вопросы о значении слов.

 

4 года 
6 лет

Иногда затруднения  в построении придаточных предложений  с союзным словом который.

Усваиваются все частные грамматические формы.

Овладевает окончательно всеми  типами склонения. Имеют место нарушения  согласования числительного с существительным в косвенных падежах.

Нарушается чередование  в основах глагола при создании новых форм.

Усваивается согласование прилагательных с другими частями  речи во всех косвенных падежах.

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

 

С 4-х лет  6 мес. Попытка объяснить  слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления  по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.



Информация о работе Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)