Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:38, доклад
Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично.
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Период |
Под- |
Воз- |
Развитие предложения (фразы) |
Усвоение частей речи |
Слоговая структура слова |
Усвоение звуковой стороны языка |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений |
Грамматический строй |
Существи- |
Глаголы |
Прилага- |
Местоимения, наречия |
Служебные части речи |
Звуки |
Стечения согласных | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Предложения из аморфных слов-корней |
Однословное предложение |
1г. 3 м. |
отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) |
Нет |
Несколько названий лиц,
предметов |
Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) |
Нет |
Нет |
Нет |
Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га». |
а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. |
Нет |
Нет |
Предложения из двух слов-корней. |
1г. 8 м. |
Объединяет в одном предложении два аморфных слова |
Нет |
Несклоняемые |
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». |
Нет |
Нет |
Нет |
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов. |
Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный |
Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, |
Нет | |
Усвоение грамматической структуры предложения |
Первые формы слов |
1г.10м. |
Рост предложения до 3-4 слов |
Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. |
Разграничено начинают употреблять
следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием
–ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный
с окончанием–е |
Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. |
Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода |
Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) |
Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не |
В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах |
К 2 годам твердые: н, т, д |
Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком |
Нет |
Усвоение флексой системы языка |
2 года 2 г. 6 м. |
Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. |
Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др. |
Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и). |
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. |
23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже. |
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. |
Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. |
В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. |
Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. |
Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. |
Нет | |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |
Усвоение служебных частиц речи |
2 г. 6м. |
Развитие сложного предложения |
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. |
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности. |
Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». |
С 3-х лет устанавливается |
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений |
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. |
Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. |
Ч, ш, ж, щ, твердый ц |
Заканчивается усвоение групп согласных |
Нет | |
Усвоение морфологической системы русского языка |
3 года |
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения |
Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. |
Продолжается влияние |
Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок. |
Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. |
Усваиваются сравнительные степени наречий. |
Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении. |
Звуковая сторона речи усвоена |
После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. | |||
4 года |
Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. |
Усваиваются все частные грамматические формы. |
Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. |
Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. |
Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. |
Употребляется одно деепричастие сидя |
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. |
С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
Информация о работе Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)