Шкала социальной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:40, тест

Описание работы

Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.
Шкала предназначена для подростков 10-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Файлы: 1 файл

Шкала социальной компетентностиПрихожан.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Шкала социальной компетентности

Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление  уровня социальной компетентности подростков.

Шкала предназначена для подростков 10-16 лет и позволяет выявить  как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

№ пп

Шифр субшкалы

Пункт шкалы

Оценка 1,2,3

Примечания

1.

У

Обладает чувством собственного достоинства

   

2.

С

Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки

   

3.

П

Умеет принимать решения и выполнять  их

   

4.

О

Имеет друзей-сверстников

   

5.

И

Интересуется происходящим в стране и мире

   

6.

Об

Ответственно относится к школьным обязанностям

   

7.

И

Любит читать

   

8.

С

Самостоятельно правильно оценивает  качество своей работы

   

9.

П

Выполняет намеченное дело до конца

   

10.

Об

Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой .

   

11.

И

Читает газеты, журналы

   

12.

О

Умеет прийти на помощь другому человеку

   

13.

У

Проявляет требовательность к себе

   

14.

П

Владеет средствами, способами достижения цели

 

15.

О

Может самостоятельно познакомиться  с незнакомыми сверстниками

 

16.

С

Самостоятельно делает покупки, при  этом правильно распределяет деньги

 

17.

П

Может составить план выполнения задания  и придерживаться его

 

18.

И

Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио

 

19.

У

Правильно реагирует на собственные  неудачи

 

20.

С

Проявляет самостоятельность в  выборе друзей, занятий во время досуга

 

21.

И

Может использовать компьютер для  занятий, получения новой информации

 

22.

У

Правильно относится к собственным  успехам

 

23.

О

Можно полностью довериться, положиться

 

24.

Об

Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины

 

25.

И

Умеет находить нужную информацию (в  книгах, в Интернете и т. п.)

 

26.

Об

Участвует в делах класса, школы

 

27.

У

Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности

 

28.

Об

Выполняет повседневную работу по дому

 

29.

П

Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь

 

30.

О

Получает удовольствие от общения  со сверстниками

 

31.

С

Самостоятельно распределяет свое время

 

32.

П

Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и  т. п.) и умеет подчиняться им

 

33.

У

Проявляет уверенность в своей  способности добиться успеха во взрослой жизни

 

34.

О

Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих

 

35.

Об

Без напоминаний выполняет домашние задания

 

36.

С

Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями

 

 

Порядок проведения

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.

Зачитывается последовательно  каждый пункт и оценивается ответ, занося его в соответствующую графу бланка. Для оценки используется трехбалльная шкала:

- школьник полностью владеет  указанным навыком, умением, ему  свойственна указанная форма  поведения;

- владеет ими отчасти, проявляет  время от времени, непостоянно;

3 б. - не владеет.

Обработка результатов

Путем суммирования баллов по всем пунктам подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (табл. 1).

Таблица 1. Показатели социального возраста

Группа

Количество баллов

Социальный возраст

Девочки

102-108

9

 

96-101

10

 

89-95

11

 

82-88

12

 

75-81

13

 

70-76

14

 

63-69

15

 

56-62

16

 

49-36

17

Мальчики

95-108

9

 

88-94

10

 

81-87

11

 

74-80

12

 

67-73

13

 

62-66

14

 

57-61

15

 

50-56

16

 

43-36

17


 

1. Вычисляется коэффициент социальной  компетентности (СК) по формуле:

СК = (СВ-ХВ)х0,1,

где СК - коэффициент социальной компетентности; СВ - социальный возраст; ХВ - хронологический  возраст.

2. В соответствии с ключом (табл. 2) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 2. Ключ

№ пп

Субшкала

Шифр субшкалы

Пункты

1.

Самостоятельность

С

2,8,16,20,31,36

2.

Уверенность в себе

У

1,13, 19,22,27,33

3.

Отношение к своим обязанностям

Об

6, 10,24,26,28,35

4.

Развитие общения

О

4,12, 15,23,30,34

5.

Организованность, развитие произвольности

П

3,9, 14,17,29,32

6.

Интерес к социальной жизни, наличие  увлечений, владение современными технологиями

И

5,7, 11, 18,21,25


 

Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника. В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

2. Вычисляется коэффициент социальной  компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:

(СВ-ХВ)х0,1,

где СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере; СВ - социальный возраст; ХВ - хронологический возраст.

Интерпретация результатов ,

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от -1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

0-0,5 - социальная компетентность  подростка в целом соответствует  его возрасту (социально-психологический  норматив);

0,6-0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников;

0,76-1 - подросток существенно опережает  своих сверстников по уровню  социальной компетентности, что  может свидетельствовать о чрезмерно  быстром взрослении как неблагоприятной  тенденции развития;

0-(-0,5) - социальная компетентность  подростка в целом соответствует  его возрасту (социально-психологический  норматив);

(-0,6)-(-0,75) - отставание в развитии  социальной компетентности;

(-0,76)-(-1) - существенное отставание  в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам  позволяют качественно проанализировать сферы "опережения" и "отставания" в социальной компетентности и составить  соответствующую психолого-педагогическую программу.

Оценка результатов  диагностики в 4-балльной шкале

4 балла - коэффициент социальной  компетентности соответствует норме  (_ 0,5 - + 0,5)

3 балла - коэффициент социальной  компетентности незначительно отклоняется  от норматива (0,6-0,7 или -0,6 - -0,75)

2 балла - коэффициент социальной  компетентности значительно превышает норматив (0,76 - 1)

1 балл - коэффициент социальной  компетентности значительно отстает  от норматива (- 0,76 - -1)

6 «А» класс

Фамилия, имя

Средний балл

Социальный возраст

Коэффициент



Информация о работе Шкала социальной компетентности