Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:40, тест
Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.
Шкала предназначена для подростков 10-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Шкала социальной компетентности
Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.
Шкала предназначена для подростков 10-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
№ пп |
Шифр субшкалы |
Пункт шкалы |
Оценка 1,2,3 |
Примечания |
1. |
У |
Обладает чувством собственного достоинства |
||
2. |
С |
Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки |
||
3. |
П |
Умеет принимать решения и выполнять их |
||
4. |
О |
Имеет друзей-сверстников |
||
5. |
И |
Интересуется происходящим в стране и мире |
||
6. |
Об |
Ответственно относится к |
||
7. |
И |
Любит читать |
||
8. |
С |
Самостоятельно правильно |
||
9. |
П |
Выполняет намеченное дело до конца |
||
10. |
Об |
Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой . |
||
11. |
И |
Читает газеты, журналы |
||
12. |
О |
Умеет прийти на помощь другому человеку |
||
13. |
У |
Проявляет требовательность к себе |
||
14. |
П |
Владеет средствами, способами достижения цели |
||
15. |
О |
Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками |
||
16. |
С |
Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги |
||
17. |
П |
Может составить план выполнения задания и придерживаться его |
||
18. |
И |
Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио |
||
19. |
У |
Правильно реагирует на собственные неудачи |
||
20. |
С |
Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга |
||
21. |
И |
Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации |
||
22. |
У |
Правильно относится к собственным успехам |
||
23. |
О |
Можно полностью довериться, положиться |
||
24. |
Об |
Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины |
||
25. |
И |
Умеет находить нужную информацию (в книгах, в Интернете и т. п.) |
||
26. |
Об |
Участвует в делах класса, школы |
||
27. |
У |
Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности |
||
28. |
Об |
Выполняет повседневную работу по дому |
||
29. |
П |
Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь |
||
30. |
О |
Получает удовольствие от общения со сверстниками |
||
31. |
С |
Самостоятельно распределяет свое время |
||
32. |
П |
Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им |
||
33. |
У |
Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни |
||
34. |
О |
Умеет согласовывать свои потребности,
желания с потребностями |
||
35. |
Об |
Без напоминаний выполняет домашние задания |
||
36. |
С |
Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями |
Порядок проведения
Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.
Зачитывается последовательно каждый пункт и оценивается ответ, занося его в соответствующую графу бланка. Для оценки используется трехбалльная шкала:
- школьник полностью владеет
указанным навыком, умением,
- владеет ими отчасти,
3 б. - не владеет.
Обработка результатов
Путем суммирования баллов по всем пунктам подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (табл. 1).
Таблица 1. Показатели социального возраста
Группа |
Количество баллов |
Социальный возраст |
Девочки |
102-108 |
9 |
96-101 |
10 | |
89-95 |
11 | |
82-88 |
12 | |
75-81 |
13 | |
70-76 |
14 | |
63-69 |
15 | |
56-62 |
16 | |
49-36 |
17 | |
Мальчики |
95-108 |
9 |
88-94 |
10 | |
81-87 |
11 | |
74-80 |
12 | |
67-73 |
13 | |
62-66 |
14 | |
57-61 |
15 | |
50-56 |
16 | |
43-36 |
17 |
1. Вычисляется коэффициент
СК = (СВ-ХВ)х0,1,
где СК - коэффициент социальной компетентности; СВ - социальный возраст; ХВ - хронологический возраст.
2. В соответствии с ключом (табл. 2) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 2. Ключ
№ пп |
Субшкала |
Шифр субшкалы |
Пункты |
1. |
Самостоятельность |
С |
2,8,16,20,31,36 |
2. |
Уверенность в себе |
У |
1,13, 19,22,27,33 |
3. |
Отношение к своим обязанностям |
Об |
6, 10,24,26,28,35 |
4. |
Развитие общения |
О |
4,12, 15,23,30,34 |
5. |
Организованность, развитие произвольности |
П |
3,9, 14,17,29,32 |
6. |
Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями |
И |
5,7, 11, 18,21,25 |
Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника. В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
2. Вычисляется коэффициент
(СВ-ХВ)х0,1,
где СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере; СВ - социальный возраст; ХВ - хронологический возраст.
Интерпретация результатов ,
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от -1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
0-0,5 - социальная компетентность
подростка в целом
0,6-0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников;
0,76-1 - подросток существенно
0-(-0,5) - социальная компетентность
подростка в целом
(-0,6)-(-0,75) - отставание в развитии социальной компетентности;
(-0,76)-(-1) - существенное отставание
в развитии социальной компетен
Данные по отдельным субшкалам
позволяют качественно
Оценка результатов диагностики в 4-балльной шкале
4 балла - коэффициент социальной
компетентности соответствует
3 балла - коэффициент социальной
компетентности незначительно
2 балла - коэффициент социальной компетентности значительно превышает норматив (0,76 - 1)
1 балл - коэффициент социальной
компетентности значительно
6 «А» класс
№ |
Фамилия, имя |
Средний балл |
Социальный возраст |
Коэффициент |