Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:27, контрольная работа
Со старых фотографий, изображающих юную привлекательную аристократку или благородную пожилую даму, смотрят прямо на нас, согревая лучистым теплым взглядом, удивительно молодые, полные внимания и понимания глаза. Это — Мария Монтессори (1870—1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях человеческих знаний — философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ
ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития»
Красноярск 2013г.
Введение…………………………………………………………
Введение
Со старых фотографий, изображающих юную привлекательную аристократку или благородную пожилую даму, смотрят прямо на нас, согревая лучистым теплым взглядом, удивительно молодые, полные внимания и понимания глаза. Это — Мария Монтессори (1870—1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях человеческих знаний — философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире.
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии. М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.
Последовательное знакомство с теорией и практикой Монтессори-воспитания хотелось бы предварить описанием события из жизни Марии Монтессори, которое привело ее к «открытию ребенка», дало представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление своей дальнейшей деятельности.
Закончив медицинское образование и получив формальное разрешение заниматься врачебной практикой, Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Сегодня это обстоятельство — предмет гордости итальянцев, признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было связано со значительными сложностями.
Мария Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-врача казалось чем-то если не неприличным, то, во всяком случае, неуместным. Открыто высказывались сомнения относительно того, что женщина может работать успешно на этом чисто мужском поприще. С большим трудом Монтессори нашла место в клинике для душевнобольных детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей работой, поскольку никто не знает, что, собственно, надлежит делать с этими детьми. Мария начала работу с наблюдения за больными. То, что она увидела — будничный, не приукрашенный быт далеко не худшей детской больницы, — глубоко потрясло ее. Этот опыт помог ей понять особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской, лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже самых простых игрушек у этих детей не было. В больничной палате вообще не было ничего, кроме кроватей. Для своих игр дети скатывали из оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на полу. Только наигравшись вдоволь, они съедали основательно перепачканные хлебные кусочки. Мария Монтессори поняла, какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие.
Стремление
к саморазвитию и
Свой
педагогический метод,
Основой метода Монтессори
стали опыты Клода Бернарда по воспитанию
лиц с ограниченными возможностями. работы
известного французского психиатра Эдуарда
Сегена, опубликованные в Париже в середине
XIX века, и экспериментальные исследования
врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара,
в частности, его известный труд «О речевом
развитии Дикого из Аверона», посвященный
воспитанию ребенка-маугли. Наибольшее
влияние имели работы Эдуарда Сегена,
который предложил ряд теоретических
принципов воспитания, успешно применяемых
в современной педагогике и получивших
распространение во многом благодаря
Монтессори.
Интересна история знакомства
Монтессори с трудами Сегена. В 1896 году
Мария Монтессори начала работу в качестве
врача-ассистента на психиатрическом
отделении университетской клиники. Довольно
быстро у нее появилось убеждение, что
этим детям помочь может не столько врачебный,
сколько педагогический подход. Начался
интенсивный поиск современных методик
воспитания детей с проблемами развития.
Многие компетентные источники и специалисты,
занимающиеся данной темой, ссылались
на работы Эдуарда Сегена. Однако работы
с анализом новизны авторского подхода,
описание конкретных методик и упражнений,
разработанных Сегеном, в библиотеках
Европы отсутствовали. С большим трудом
Монтессори удалось получить оригинальную
работу Сегена. Мария изучила педагогическую
систему, разработанную французским психиатром,
и уже в 1898 году начала экспериментальную
работу с детьми. Монтессори применила
основную идею Эдуарда Сегена — использование
дидактического материала в целях развития
восприятия путем тренировки. Успех от
ее занятий с детьми невозможно было не
заметить. Во время открытого экзамена
по орфографии и письму ее выпускники,
имеющие несомненные признаки умственной
отсталости, демонстрировали те же результаты,
что и их сверстники, посещающие начальную
школу. Сама Монтессори, однако, писала:
«В то время, когда все удивляются успехам
моих идиотов, я размышляю о причинах,
ограничивших развитие детей наших обычных
школ».
В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме «Дома ребенка». Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет.
2. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящим чудом" назвал это событие английский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел.
Еще большее смятение это событие внесло в жизнь М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.
Стремясь опереться на современные научные знания, она вновь поступает в университет — на философский факультет, где изучает экспериментальную психологию и одновременно преподает педагогическую антропологию. Позднее сама М. Монтессори вспоминала, что ее воодушевляла великая вера, хотя она и не знала, будет ли когда-нибудь возможность проверить правильность отстаиваемой ею идеи.
Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество начальных школ, внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем. Дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения.
Так, постепенно, у М. Монтессори кристаллизуется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. Отсюда она делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика, связанного по рукам и ногам школьной дисциплиной, то, как же его можно образовывать и воспитывать. Вместо того чтобы содействовать физическому развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе. М. Монтессори приходит к выводу, по ее выражению, "глубокому, как наитие", что методы, которые применялись ею столь эффективно для обучения аномальных воспитанников, могут быть продуктивно использованы и для развития нормальных детей.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и предпочитала использовать термин "руководительница" вместо "учитель".
Убежденный противник классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый - все их выбросить. В "Доме ребенка" были установлены легкие переносные столики, маленькие стулья и кресла, так что даже трехлетний ребенок мог их легко переставлять в соответствии со своими потребностями. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом.
Широкое применение дидактических средств, созданных Монтессори, - так называемых материалов - достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя - не над детьми, а только над материалами, - она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Продолжая линию И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори создала дидактические материалы, которые, будучи важнейшей частью "педагогической среды", становились органичной частью жизнедеятельности ребенка. Они служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.
Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делал сам, следуя "основным правилам" класса и напоминая другим детям о необходимости соблюдать их. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения.
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.
Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются “внутренние часы” ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.
Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить, даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.
Информация о работе Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития