Школьная самодеятельная пресса нового времени: изменение содержательной модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:13, статья

Описание работы

В статье дается сравнение содержательной модели школьных изданий конца 90-х годов ХХ века и первого десятилетия ХХ1 века, приводятся аргументы изменения содержательной модели.

Файлы: 1 файл

Школьная пресса_изменение модели.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    ЛЕБЕДЕВА С.В. .// Сборник научной конференции факультета журналистики УрГУ «Факс». Издательство УрГУ, 2010.

 

 

 

       ШКОЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПРЕССА НОВОГО ВРЕМЕНИ:

   ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ                    

     

      Школьная самодеятельная пресса последнего десятилетия  в нашей стране развивалась в русле традиций, заложенных ее предшественниками. Первые  самодеятельные газеты и журналы издавались в учебных заведениях России задолго до революции 1917 года. Часть из них выпускалась нелегально, демократически настроенными учащимися, однако немало существовало и таких, которые инициированы были руководством гимназий и училищ с целью поддержки образовательного процесса.

Во времена советской власти эта деятельность была практически  прекращена, подростки повсеместно имели возможность участвовать в создании стенных газет или сотрудничать со специальными изданиями, выпускаемыми для них взрослыми, – областными и центральными. Бурный количественный рост школьных самодеятельных тиражных газет наблюдался в конце  80-х и начале 90-х годов минувшего века, в «перестроечное» и «постперестроечное» время. Абсолютное большинство этих изданий по типу публиковавшихся в них материалов было похоже на те, что выходили нелегально 100-150 лет назад и отражали протестные настроения молодежи того времени. Однако в течение последнего десятилетия ситуация постепенно менялась. Сравнивая современные самодеятельные газеты и журналы, которые выпускаются в образовательных учреждениях различных типов (включая дополнительное образование), с одной стороны, со школьной самодеятельной прессой столетней давности, а, с другой стороны, – с изданиями начального постсоветского периода, попытаемся проследить, какие изначальные традиции в ней продолжены, что изменилось, каковы тенденции ее развития.

 

    Школьная пресса относится к подростковой самодеятельной прессе, объединяющей также самостоятельные официально зарегистрированные подростковые издания и соответствующие «страницы»  в газетах. Эти три группы выделяет исследователь Л.А. Вяткина в своей диссертации «Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации». Вот что она пишет: «Подростковая самодеятельная пресса (ПСП) – это разновидность изданий, в которых субъектами массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь, таких, как общение, образование). В рамках совокупности информационных отношений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)». (1) Термин «самодеятельность» указывает «на способность молодых людей к самостоятельным, независимым действиям» (2)

      Участие молодежи в процессах общественной жизни, как правило, резко возрастает в период политической нестабильности, кризиса государственных отношений. В работах различных исследователей не раз подчеркивалось, что «всплески» в истории самодеятельной прессы, особенно, подростковой, характерны именно для переломных этапов в жизни общества, когда крушатся прежние идеалы и идет активный поиск новых.

В частности, в дореволюционную  эпоху на Урале, как отмечает А.В.Третьяков, «явно прослеживается три временных всплеска ученической самодеятельной прессы: 1860-1880 гг., 1906-1908 гг., 1913-1917 гг…Разумеется, на большинство изданий наложило свой отпечаток время. Нелегальные журналы конца ХIХ века были носителями народнических идей, газеты и журналы 1906-1908 годов были четко ориентированы на социал-демократическое движение». (3) Подобную социал-демократическую направленность, очевидно, имело также большинство изданий периода 1913-1917 годов, предшествовавшего Октябрьской революции.

      Чем же были в содержательном плане наполнены эти издания?  А.В.Третьяков говорит о том, что нелегальные «вольнодумские» ученические издания в начале 1870-х годов во множестве появились, в частности, в Уральском горном училище – журналы «Свободное время», «Либерте», «Среда», «Новое время».  Приводит он и примеры изданий периода следующего подъема ученической прессы, в частности: «На общем собрании учащихся шести средних учебных заведений Перми в конце 1907 года было принято решение об издании прогрессивного подпольного журнала… В результате нелегкой работы группы энтузиастов, в начале 1908 года вышел журнал «Наши думы». Издано было к маю 1908 года четыре номера журнала. Он печатался на гектографе и тираж каждого номера превышал 100 экземпляров. Содержание состояло из статей и рассказов, хроники и рисунков». (4)

    Однако, одновременно с нелегальными ученическими изданиями, как указывает А.В. Третьяков, в тот период на Урале «выходили и легальные журналы. Яркий пример – ученический литературно-художественный и научный журнал при Шадринском реальном училище «Улей», который просуществовал несколько лет». (5) Этот факт подтверждает мнение другого исследователя, Ю.Б. Балашовой. Согласно ее данным, руководство дореволюционных органов образования на рубеже XIX – XX веков уже четко осознавало значение такого, говоря современным языком, ресурса, как школьная самодеятельная пресса, и стремилось взять процесс ее развития под контроль.

     Ю.Б.Балашова пишет: «Издание школьных журналов и сборников в начале века (ХХ-го – С.Л.) представляет собой управляемый педагогический процесс. Именно момент управляемости, менеджмент взрослых отличает ситуацию в ученической журналистике начала века от предшествующих этапов. Данный педагогический прием направлен на актуализацию собственно культурных интересов учеников, что препятствовало их погружению в политику».(6) Речь в данном случае идет в основном об изданиях, выходивших в средних учебных заведениях обеих столиц и городов Центральной России. Автор приводит выдержку из стенографического отчета заседаний Государственного совета  за 1904 год, где прямо указано, что тогдашнее министерство образования занималось официальной регламентацией ученических журналов, давало указания, о том, что ученические газеты, журналы, литературные альманахи должны выходить под контролем представителей  педагогического персонала.

       В сущности, они призваны были заполнить досуг учащихся, и, одновременно, стать помощником в учебном процессе. Вот какую цитату из «Журнала учеников пензенской гимназии» приводит Ю.Б.Балашова: «Цель нового органа – дать возможность мыслящему ученику правильно и последовательно излагать свои мысли по интересующему его вопросу, самостоятельно им избранному, – способствовать, таким образом, его умственному развитию». (7) Автор утверждает: «Настоящий бум ученических журналов захлестнул не только обе столицы; пассионарный подъем школьной журналистики наблюдался и в провинции, причем, вовлеченными в этот процесс оказались самые, казалось бы, периферийные учебные заведения страны».(8) В качестве доказательства данного утверждения можно привести, помимо упоминавшихся изданий,  «Записки математического кружка при Оренбургском реальном училище», которые издавались с 1906 по 1914 год. Их упоминает в своей работе А.В.Третьяков. (9)

      Таким образом,  вскоре после своего возникновения во второй половине XIX века школьная самодеятельная пресса в России имела, судя по всему, две основных содержательных модели. Первой придерживались ученические издания по большей части нелегальные, отражавшие вначале народнические, а затем социал-демократические настроения молодежи. Они наполняли свои газеты и журналы критикой существующих в обществе порядков, материалами, в сатирическом свете изображавшими ближайшее окружение – педагогов, церковнослужителей, чиновников. Вторая модель была концептуально иной, использовавшие ее издания отказывались от публикаций, отражавших какие-либо политические взгляды и критические настроения, они концентрировали внимание на литературных произведениях, и научных занятиях и открытиях, на изложении позитивных моментов окружающей действительности. Курировали эти издания, чаще всего, педагоги и представители администраций учебных заведений.

     После нескольких  десятилетий фактического отсутствия в советских школах какой-либо прессы (не считая стенных газет и редких литературных альманахов, выходивших очень малым тиражом), в середине 80-х годов прошлого века в образовательных учреждениях начинают появляться первые печатные газеты и журналы. Расцвет ее пришелся на переломный «постперестроечный» период (конец 80-х и  90-е годы), чему в немалой степени способствовало повсеместное распространение ксерокса и другой множительной техники. Инициаторами появления школьной самодеятельной прессы в тот момент почти всегда были сами подростки, старшеклассники, они сами определяли, чем наполнить номер, писали тексты и редактировали издания, взрослые в данный процесс вмешивались редко. Для многих газет, выходивших в школах или являвшихся межшкольными, в конце прошлого века были характерны «протестные» настроения. Можно сказать, что их содержательная модель была близка к той, что существовала у нелегальных изданий дореволюционного периода. Это было вызвано естественной причиной – необходимостью заполнения идеологического вакуума, возникшего после ухода с исторической арены пионерии и комсомола – организаций коммунистической направленности.

   Одним из своеобразных манифестов молодежи того времени можно считать песню Виктора Цоя «Мы ждем перемен». Среди основных тем самодеятельной подростковой прессы того времени были, во-первых – критика различных явлений общественной жизни, во-вторых – поддержка рок-н-рола, обсуждение творчества рок-певцов (в то время имевшего яркую протестную окраску), рок-групп, рок-движения в целом, в-третьих – критика школы, порядков в ней, в-четвертых – размышления о себе. Издания, в которых подростки со свойственным им максимализмом отчаянно критиковали собственных учителей и руководство школ, нередко после выхода нескольких номеров «уходили в подполье» и, в конце концов, переставали существовать. Однако таких было меньшинство. Большинство газет и журналов, выступавших против негативных общественных явлений, обсуждавших современные музыкальные течения и свойственные подростковому возрасту проблемы,  были вполне легальными. Мало того, их финансировали администрации учебных заведений, либо спонсоры, либо – межшкольные газеты – комитеты по делам молодежи: в те годы почти  все стремились выглядеть защитниками общечеловеческих ценностей и демократии. 

    Исследователь Л. А. Вяткина, руководившая в указанный период городской газетой старшеклассников (Екатеринбурга) «Окно» писала в 1997 году: «Основная тематика газеты «Окно» остается неизменной: рок-н-ролл, критика школы, размышления о себе и происходящем в окружающем мире, стране». Она подчеркивает: это вовсе не значит, что поголовно все старшеклассники были в то время приверженцами рока, музыкальные вкусы многих ограничивались так называемой «попсой». Однако среди желавших стать авторами «Окна» и других школьных изданий, среди взявшихся за перо, чтобы увидеть свои размышления напечатанными на газетной странице, таких было явное большинство. Можно вспомнить издававшуюся в те годы в гимназии № 9 газету «За рок», в самом названии которой прослеживается ее направленность. В центре дополнительного образования «Галактика» Орджоникидзевского района Екатеринбурга в 90-е годы прошлого века выходила газета «Седьмая пятница». В ней печатались очень искренние  материалы подростков, затрагивавшие, в частности, серьезные вопросы отношений ребят в школе, честности, порядочности, ответственности – как детей, так и взрослых – и многие другие.

Благодаря участию на протяжении последних двух десятков лет в различных фестивалях и конкурсах школьных и подростковых изданий, общению с руководителями и авторами таких газет и журналов, а так же многолетней работе в областном Союзе юнкоров (ныне – Детско-молодежная организация юных корреспондентов Свердловской области), удалось собрать немало фактического материла, касающегося развития данного вида СМИ в конце ХХ – начале ХХI века. Есть основания утверждать, что школьная пресса последнего десятилетия (2000-2010 годы) по содержанию во многом отличается от той, что мы видим в конце прошлого века, когда произошло ее фактическое возрождение. Отметим при этом, что количество самодеятельных изданий, выпускающихся в образовательных учреждениях, в постсоветской России неуклонно растет.

       Прежде всего, по мере наступления так называемой «путинской стабильности» критический пыл школьных изданий постепенно снижается или вообще сходит на нет. Причин тому несколько, упомянем лишь те, что, на наш взгляд, имеют непосредственное отношение к школе и образованию. В российской школе на рубеже веков, происходят серьезные изменения – в сторону демократии. Автору в те годы довелось присутствовать на годичном совещании работников образования Среднего Урала, где тогдашний министр образования области Валерий Вениаминович Нестеров выступил с докладом, смысл которого сводился к изменению отношений «учитель-ученик» с «субъект-объектного» на «субъект-субъектный». И дело не ограничивалось только докладом: все чаще в школах стали проводиться дискуссии, в том числе, по поводу государственной политики; активнее стали работать школьные советы, где детям многое позволялось высказывать; в Екатеринбурге и в других городах появились городские Советы старшеклассников, инициировавшие ряд мероприятий, к которым подключались взрослые. Сам В.В.Нестеров был образцом демократичных отношений с учащимися, достаточно было понаблюдать его общение с кадетами во время ежегодного Большого кадетского сбора. Объекты для потенциальной критики в школе, конечно, остались, но количество их уменьшилось, и реализовывать себя, раз за разом выступая с негативными материалами, для подростков стало уже не так престижно, да и просто не интересно.

В то же время, в подростковой прессе появляется много тем для обсуждения, явлений, которые вызывают интерес и которых раньше или не было совсем, или они были в зачаточном состоянии, или просто под запретом. Среди них – различные молодежные субкультуры, компьютерные игры и Интернет-сообщества, взаимоотношения полов.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой  момент: общество на рубеже веков несколько  устало от борьбы, от поисков «чернухи», возникла даже некоторая жажда позитивных новостей и материалов. И молодежи, подростков, при всем их стремлении к обновлению, эта тенденция тоже коснулась. В 1999 году корреспонденты журнала старшеклассников гимназии № 177 «Класс!» Константин Фоминцев и Данила Литяев брали интервью у Владислава Петровича Крапивина – известного писателя, создателя юнкоровского отряда «Каравелла», активного защитника прав и интересов детей. На вопрос «Жалеете ли вы о чем-то?» они получили ответ: «Я слишком много времени в своей жизни потратил на борьбу…» Это высказывание вполне симптоматично.

Наконец, обращает на себя внимание явная тенденция: взрослые, в частности, педагоги, руководители образовательных учреждений и органов образования, начинают обращать на школьную прессу все более пристальное внимание. В одном из интервью с автором статьи упоминавшийся уже В.В.Нестеров заметил, что он не собирается проводить в области конкурс школьных изданий, потому что понимает, что большинство из них будет создано специально для участия в данном конкурсе: «галочка» в отчете при оценке работы наших школ по-прежнему имеет большое значение. Однако конкурсов таких проводится много на городском, региональном, межрегиональном и Всероссийском уровне, участие в них давно стало престижным для любой школы или молодежной организации. Престижным стало и само наличие газеты или журнала в школе, и зачастую администрация сама инициирует их создание и даже назначает ответственного из учителей. Разумеется, в таком печатном органе речь не идет о критике школьных порядков.

Информация о работе Школьная самодеятельная пресса нового времени: изменение содержательной модели