Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Дошкольная педагогика"
38. Виды игрушек. Педагогические и гигиенические требования к современной игрушке. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются: 1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). 2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. 3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки 4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны. 5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности 6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. 7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал. 8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции. Педагогические требования к игрушке: 1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства 2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям 3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. 4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Гигиенические требования к игрушкам: 1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала. 2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д 3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д |
44. 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. возраста. Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации. Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности. В результате исследований Эльконина, Давыдова, были определены ее структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка. Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста: 1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности. 2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности: слушать указания, воспринимать, выполнять и не мешать другим. 3.К 5-ти годам учим ребёнка определять цель. 4.На 6-м году учим не только определять цель, но и способы её достижения. Определяем цель с ориентацией на результат. На 6-м году жизни ребёнок может осуществлять текущий контроль, самоконтроль и итоговый контроль (на основе образца который дал ему педагог). Усова А.П. выделила 3 уровня развития учебной деятельности у дошкольников: 1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других. 2-й уровень. Средний – дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои достижения с достижениями других. 3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны. |
45.Основные
дидактические принципы и Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации. Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе. В дошкольной педагогике применяются следующие принципы: 1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно» 2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого). 3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному». 4.Принцип доступности. 5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету». 6. Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, когда при обучении мы опираемся на активность мысли, на активность знаний. 7. Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем. 8.Принцип учета возрастных и индивидуальных, половых особенностей. |
46.Методы обучения детей дошкольного возраста. Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и ребенка, направленныей на решение обозначенных задач. Приём это часть метода. В современной дошк. педагогике
широкое распространение 1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные 2. Репродуктивные 3.Проблемного изложения материала 4.Частично поисковые 5.Исследовательские. В дошк педагогике долгие годы широко используются методы по источнику получения знаний, которые делятся на наглядные, словесные, практические, игровые. 1.Наглядные методы включают в себя: - наблюдение; По мнению Рубенштейна наблюдение это результат осознанного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка. Для реализации наблюдения как метода необходимы следующие условия: наличие объектов для наблюдения; определение содержания наблюдения; правильная организация наблюдения. В наст время в практику вошли циклические наблюдения. Циклические наблюдения – это наблюдения состоящие из отдельно взятых циклов, каждое из которых имеет свою цель, своё содержание, но логически они взаимосвязаны. , рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и предметов; - просмотр видео, кинофильмов, слайдов, мультимедиа и т.д. 2.Словестные методы. К ним относятся: беседа, рассказ, чтение худ. произведений. 3.Практические методы: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты. - Упражнение - многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие. - Моделирование. Модель – это предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. В дошк. педагогике
для звукового анализа слова
разработаны специальные По ознакомлению детей с трудом взрослых – Крулехт. Опыты и эксперименты относятся к практическим методам. 4.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации. В результате исследований Комаровой и Николаевой были предложены следующие виды ИОС. - ИОС с игрушками-аналогами; - ИОС с литературными персонажами - ИОС типа игр-путешествий. |
24. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы. Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже. Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка. Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь. Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия. В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом. Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру. Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др. |
25. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-ое разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп. Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. Мышление детей конкретно.
Любознательность стимулирует ребенка
к исследовательской Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения. В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов. Достижением дошк-ого
возраста является развитие разных видов
деят-ти: игровой, художественной, трудовой.
Начинает развиваться учебная Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе. |
15. характеристика
семьи как социального Семья – социальный институт формирования личности. Две ветви воспитания – это семейное и общественное. Современная семья должна выполнять следующие функции: 1.Репродуктивная – рождение детей. 2.Рекреативная – семья должна оказывать материальную и морально – психологическую помощь старшим членам семьи, детям. 3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена – хранительница очага, дети – любящие родителей. 4.Воспитательная – ведущая функция. 5.Коммуникативная – умение общаться 6.Хозяйственно – экономическая. Существуют различные подходы к классификации семей: 1.По структуре родственных связей: простую (мама, папа и ребёнок), сложную (мама, папа, ребёнок, дедушка, бабушка и т.д.) 2.По наличию обоих супругов: полные, неполные, материнские (мать-одиночка) 3. по характеру взаимоотношений: Азаров выделяет: - идеальную, негативную, среднюю семью. Буянов выделяет: гармоничную, распадающуюся, распавшую, неполную. В совр. педагогике различают след типы семей: благополучную, неблагополучную, псевдоблагополучную. |
73.Формы сотрудничества ДУ с семьей. Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам работы с родителями относятся: - родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. - исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. - родительская конференция. - тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. - Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов. - день открытых дверей - спортландии, утренники, клубы, секции, турпоходы Индивидуальные: - Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. - Анкетирование - Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке - консультации - «конверт откровений» - индивидуальные поручения: оформление, индивидуальная работа по организации семинара-практикума - телефон доверия /работает 1 раз в неделю в определённое время/ Наглядно-информационные: уголок для родителей, разнообразные выставки, информационные листки, памятки для родителей, родительская газета, папки–передвижки, выставки достижений детских работ «Я рисую» и др. |
77. Преемственность
в работе дошкольного В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой. Воспитатель подготовительной группы и учитель первого класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Планом совместной работы
могут предусматриваться Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После посещения школы можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками. Второе посещение школы может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной работы в школе. При этом совсем необязательно сразу вести детей на урок. Лучше познакомить их с библиотекой. В мае беседу с детьми о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распределяется в течение года. Ее не должно быть много. Нужно оставить детям возможность что-то еще узнавать и потом. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности. |
74.Готовность
ребенка к школе как целостное, Психологи и педагоги
выделяют общую и специальную
готовность к обучению в школе. Следовательно,
в дошкольном учреждении должна осуществляться
общая и специальная Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: - готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. - готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их. |
47???.Современные подходы к организации обучения в ДУ. В 90-е годы 20в возникла необходимость пересмотра подходов к организации обучения в ДУ. В данный период не оправдывало себя: - учебно–дисциплинарная модель обучения; - методы и формы организации обучения; - среда, в условиях
которой организовывалось В результате исследований Коротковой и Михаленко был определено, что обучение дошкольников должно быть: воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно-действенным, эстетическим. Также в результате их исследований был осуществлён переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно – ориентированной. В основу положена педагогика сотрудничества. Субъект субъективные отношения. Перешли на подгрупповую форму обучения, сократилось общее количество занятий и в качестве ведущей формы обучения признана игра. |