Шпаргалка по "Истории педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История педагогика"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 53.72 Кб (Скачать файл)

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должгны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом  проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" ( disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые разнообразные:

Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему "делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?", отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.

Нужно было доказать или  опровергнуть аристотелевский силлогизм "Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное".

Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена  проповедь слова Божьего по запрету  светской власти.

Можно ли связать заклинанием  демонов и силы тьмы?

Допускается ли поединок и  турнир по каноническим законам?

Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

О верности наложниц священникам.

Вполне серьезно обсуждалось  отношение к такому сюжету: поп  навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал  в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: "Кто там?". Поп  в ответ сказал: "Никого кроме  нас".

Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?

Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались  резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен . Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Именно в университетах разгорелась борьба между номинализмом и реализмом, через университеты в Западную Европу проникали материалистические тенденции аверроизма, а в 13 веке Парижский университет стал ареной ожесточенной схватки между аверроистом Сигером Брабантским и столпом ортодоксальной схоластики Фомой Аквинским. Многие школяры жили в соответствии с советом, который давал в 13 веке своим ученикам известный преподаватель из Оксфордского университета Эдмунд Абингдонский: Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра".

Таким образом, первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства  церковных и светских властей, Нередко  они превращались в очаги распространения  свободомыслия и еретических  идей, связанных с городской культурой  и бюргерской оппозицией феодальному  строю и католической церкви и  уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.

Но к 15-16 вв. университетская  схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного  и научного развития. Гуманисты резко  отрицательно относились к старому  университетскому образованию и  быту. Возникновение и развитие опытной  науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали  полной ломки средневековой системы  образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной  науке. Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

 

14. Особенности развития стран Востока в Средние века

Периодизация истории  средневекового Востока. Восточные  цивилизации. Восточные цивилизации  в эпоху Средневековья. Особенности  восточных цивилизаций: Коллективистский, харизматический характер общественных отношений. Преимущественно сословно-корпоративный  характер общественной  иерархии. Вертикальный характер общественных связей. Слабое развитие частной собственности. Этатизм. Традиционность, статичность.

Мусульманская цивилизация. Ислам как ее духовная основа. Возникновение  ислама и объединение арабов. Цивилизационное значение арабской культуры. Суннизм и шиизм. Активность и традиционализм мусульманской цивилизации.

Государство и общинно-кастовый строй Индии. Индия под властью мусульманских правителей. Появление в Индии европейцев.

Конфуцианская цивилизация. Бюрократические монархии. Превосходство  средневековой китайской культуры над европейской. Япония Рождение государства (III–сер. VII вв.).

15. На смену раннему  средневековью в Западную Европу  пришла новая эпоха позднего  европейского Средневековья, прошедшая  под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV -  начало XVII вв.). 

Это было время интенсивного развития экономической жизни и  производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки  и искусства, мощного духовного  подъема.

В этот период получают большое  развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время  великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение  книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в  Индию и мн. др.

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко  и мн. др.

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео  Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др.

Деятели эпохи Возрождения  – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и  прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все  самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать  им, они и назвали свое время  «Возрождением», то есть восстановлением  античной традиции.

Новая эпоха выдвигала  новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального  воспитания с опорой на традицию, авторитет  и волю, то в эпоху Возрождения  наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

В последующие столетия центр  тяжести стал смещаться в сторону  индивида с его способностями  и потребностями, стремлениями и  мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

Возрождение, оставаясь в  строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный  религиозно-нравственный стержень, универсальный  для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный  подражания и культивирования идеал  высокой гражданственности.

Внимание гуманистов к  педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить  и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и  обучением.

В рассматриваемую эпоху  произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков  с характерной для нее религиозной  обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного  человека включал в себя представления  о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты  призывали к нравственному воздействию  на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

Свои идеи педагоги-гуманисты  отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека.

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать  более тесным связям человека с другими  людьми, гуманисты соединяли с  идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического  развития. 

По мнению гуманистов, в  условиях усилившегося разделения труда  и возросшей мобильности образование  было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно  оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и  восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и  достижению жизненного успеха.

По их мнению, образование  обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и  волю, делало поступки человека сообразными  культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Колыбелью европейского Возрождения  оказалась Италия. Борьба итальянских  городов за свою независимость, пробуждение  чувства причастности к единому  этносу породили духовное движение, которое  выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре  и Томазо Кампанелла.

Вслед за Италией идеи Возрождения  проникают в соседнюю Францию, где  культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В  дальнейшем идеи гуманизма распространились  на всей территории центральной и Северной Европы.

Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле  и Мишель Монтень.

Европейскую славу и признание  снискали философские и педагогические идеи Эразма Дезидерия Роттердамского и Томаса Мора.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогике"