- Представление о научной методологии
Методология –
- Философская методология – границы научного познания
Философская методология – основа
методологии конкретного научного
управления.
- общенаучная методология – обоснование универсальных правил, средств и форм научного познания, которые можно
применить к широкому кругу дисциплин.
- Специально – научная методология – те же проблемы, что и в общенаучной методологии, но в рамках конкретной науки, основываясь на объекте и предмете данной науки.
Метод – обоснованный и нормативный
способ построения научного знания. Путь
исследования.
Методика – реализация метода
- Экспериментальное исследование, как способ постижения истины.
Отличия экспериментального исследования от
других форм познания:
- Основан на норме исследований, осуществления которых предполагает
осознание цели, средств исследования
и ориентации на воспроизводимый результат
Виды эксперимента:
- Эмпирическое исследование – запрос практики
- Теоретическое исследование – в теории
По характеру:
- Функциональные – направлен на познание реальности, без учета
практического эффекта;
- Прикладные – цель – получение знаний, которые будут использоваться при решении задач
- Многофункциональные – в рамках отдельной науки
- Междисциплинарные – вымешивание специалистов других наук
По целям:
- Поисковые исследования – исследования, направленные на решение проблем, которые еще никто не ставил или не решал подобным методом
- Критические исследования – с целью опровержения теории, модели, гипотезы, закона. Проводится там, где накоплены теории и эмпирический запас закономерностей
- Воспроизводимые исследования – точное повторение эксперимента – предшественника для подтверждения достоверности, надежности и объективных результатов
Гипотеза – научное
предположение, вытекающее из теории,
которое не подтверждено и не опровергнуто
Гипотезы:
- Теоретическая – для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления разногласий между теорией и экспериментальным результатом
- Эмпирическая – экспериментально – проверенная
Принципы:
- Верификационная – относительная – любая гипотеза может
опровергаться
- Фальсификационная - абсолютная – опроверженная гипотеза подтверждения не подлежит
Экспериментальная теория не всегда
вытекает из теории и выделяется 3 вида
гипотез по происхождению:
- Основываясь на теории, служит для проверки следствий
конкретной теории или модели
- Для подтверждения или закономерность открытых ранее, формулируется по принципу: все подходит
Особенности психологического эксперимента:
Психологический эксперимент – совместная
деятельность экспериментатора и экспериментуемого.
Которая организуется экспериментатором
и направлена на исследование особенностей
психики испытуемого.
Общение – процесс, регулирующий
совместную деятельность – проблема эксперимента.
Особенности психологического
эксперимента:
- Инструкция. Ставится задача испытуемому,
она не тождественна задачи, потому что
инструкции может и не быть, но задача
стоит всегда. В зависимости от субъекта,
инструкция может быть вкулючена в контекст
в общение; может быть устранена (младенцы);
инструкция может отсутствовать, когда
испытуемый не знает, что над ним проводится
эксперимент. Инструкция должна быть не
меняема, но иногда происходит изменение,
так как она не идентична сама себе с разными
испытуемыми
- Специфика объекта экспериментального исследования:
- Уникальность и неповторимость каждого индивида, идентичность объектов исследования в психологическом исследовании условная
- Динамичность, нестабильность психических феноменов
- Объект является и субъектом, который активно реагирует на все предъявляемые
воздействия, взаимодействует с экспериментатором
и оценивает экспериментальную ситуацию
в целом
- Исследуемые явления в психологическом эксперименте определяется не только теми особенностями, которые специально выделяет экспериментатор, но и испытывают
влияния со стороны – внешняя переменная
Особенности инструментария.
Типы:
- Измерители
- Инструменты воздействия
Отличия:
- На состояния инструмента являет состояние субъекта (состояние экспериментатора)
- Отступление от инструкции
- Процессы вариации, возникающие в общении
- Во время интерпретации данных экспериментатор является составляющей измерительного прибора (проективный тест)
- При изменении психических свойств существуют закономерности:
- чем выше сложность психической системы, которую измеряют, тем
проще инструмент
- чем сложнее система измерения, тем больше изменений в измерительный инструмент вносит испытуемый
- испытуемый может вводить изменение в инструментарий – испытуемый воздействует на инструмент
- сам инструмент оказывает воздействия на испытуемого
- объект контролирует измерительный инструмент
Влияние эффектов общения
на результаты эксперимента:
- ошибка отношения к наблюдаемому, которая связана с пониманием испытуемым
критерии принятия решения при выборе
реакции
- ошибка связана с мотивацией испытуемого. Вступая в эксперимент испытуемый модет быть мотивирован любопытством, гордостью, чеславием и действовать не в соответствии с целью экспериментатора, а в соответствии со своим понимаем, целью и смысла эксперимента.
- Ошибка личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.
Методы, способствующие
снижения эффектов общения – позволяют контролировать влияния
методов испытуемого на результат экспериментов
- Метод плацебо – слепой или двойной слепой
опыт – контролируется эффект «Пегмилиона»,
эффект «Розенталя» - подбирается идентичные
контрольно – экспериментальные группы,
процедуры повторяются в обоих случаях,
но сам экспериментатор не знает, какая
группа получает нулевое воздействие,
а какая реальное воздействие.
- Метод обмана – основан на целенаправленном введение в испытуемых в заблуждение; 1) экспериментатор придумывает ложные гипотезы и цели, не зависимые от реальных, и они сообщаются испытуемым. гипотиза здравого смысла. 2) когнетивно - плацебым – сложные теоретические
конструкции. 3) сокрытие истинных целей
- Метод скрытого эксперимента - эксперимент так включается в жизнь испытуемого, что он и не подозревает, что является объектом исследования. Возникают проблемы этического плана – 1) испытуемый полностью под контролем
исследователя и является объектом манипуляции;
2) трудно контролировать внешнюю переменную.
- Метод независимого измерения зависимых параметров – применяется крайне редко, трудно реализовать, эксперимент проводится по обычному плану, но эффект воздействия
измеряется не в ходе эксперимента, а при
контроле результатов учебной или трудовой
деятельности бывшего испытуемого.
- Контроль восприятия испытуемым ситуации. После проведении эксперимента с испытуемым проводится пост - экспериментальное
интервью, где выявляется отношение испытуемого
к экспериментатору, к эксперименту, к
понимании инструкции, принятие цели
исследования, и все пробы, которые искажают
эксперимент – устраняется.
Ошибки эксперимента:
- Эффектр Розенталя – экспериментатор видит подтверждение
своей гипотезы в результате эксперимента
- Эффект Плацебо – основан на механизмах внушения или самовнушения, содержание – эффект возникает при его объективном отсутствии воздействия
- Эффект Хотторна – привлекаемые к участию в эксперименте испытуемые расценивают
это приглашение как проявление внимание
к нему лично и ведут себя так, как ожидает
от него экспериментатор.
- Эффект Аудитории – влияние постороннего человека на
результаты испытуемого. Закономерности:
Виды эксперимента:
- Идеальный эксперимент – в котором контрольно – экспериментальная
группа уравнена по исследуемому параметру,
а внешняя переменная контролируется.
- Квази - эксперимент, псевдо – эксперимент – берутся
2 естественные группы
Переменные в исследовании:
- Независимая переменная - меняется только по желанию
исследователя. Условия независимого
эксперимента; уровень заданий;
- Зависимые переменные - меняются при изменении
независимой переменной. Время выполнения
заданий; количество ошибок
- Внешняя переменная – все переменные, относящиеся
к личной истории человека.