Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая педагогика".
1.Предмет и задачи педагогики
как науки и учебной Педагогика – наука
о целенаправленном процессе передачи
человеческого опыта и Основное отличие состоит в том, что задача науки – проводить исследования, а задача школы и учреждений профессионального образования – осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся. Основные категории педагогической науки: ВОСПИТАНИЕ – передача жизненного опыта; ОБРАЗОВАНИЕ – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности. ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика. РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах. САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога |
2.Понятие о системе Основные «ветви» древа педагогической науки следующие. Общая педагогика Дошкольная педагогика Педагогика Специальная педагогика (дефектология) Педагогика профессионально- Исправительно-трудовая педагогика Военная педагогика Педагогика высшей школы Основные отрасли педагогики: Общая педагогика Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста) педагогика среднего специального образования; отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.) социальная педагогика; сравнительная педагогика; исправительно-трудовая педагогика; коррекционная педагогика лечебная педагогика. |
3.Проблема целеполагания в Проблемы: 1. Цель – исходный момент,
первый элемент проф. деятельности
педагога. Цель воспитания – процесс
воспитания – Результат 2. Цель – идеальное
представление о результате 3. Цель как продукт идеальный оч. подвижна, динамична. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит. 4. Проблема целеполагания
связана с проблемой 5. Неумение педагогов
переводить глобальные цели |
4.Методология и методы педагогической науки. Методология – наука о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности. В педагогике – совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности. •Метод исследования в науке – это путь познания объективной реальности. •Методика педагогических исследований опирается на ряд общенаучных принципов и подходов: qСистемный подход к педагогическим явлениям и фактам; qЛичностный подход (уважение прав, свобод, уникальной ценности личности); qДеятельностный подход qСоответствие этическим и правовым нормам. •Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические - системы, -явления, -процессы. •Предметами исследования бывают -элементы педагогического процесса, -связи и соотношения элементов (система зависимостей) •По целям методы педагогических исследований можно классифицировать, разделив на три большие группы: -фундаментальные(раскрывают) -прикладные(определяют) -разработки(создают) •По характеру действий исследователя научно-педагогические методы можно подразделить на -Теоретические(сравнение, -Эмпирические(наблюдение,пис. устн опр) -Экспериментальные(констат, |
5.Характеристика процесса Общая характеристика областей развития: Физическая-Включает рост и изменения тела человека Когнитивная-Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Психосоциальная-Включает развитие личности и межличностных отношений. Человек -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения ) Индивидуальность- выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. |
6.Движущие силы,
закономерности и факторы Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека. На формирование человеческой личности оказывают влияние факторы. - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении. К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле. Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследственность - биологический фактор. |
7.Возрастные и индивидуальные
особенности развития личности.
Возрастные периодизации Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами - годами жизни человека. · Дошкольное детство: Младенчество (0-1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет). · Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет). · Ранняя взрослость: Юность(18-23года). · Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет). · Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет). физическое развитие: 1. В молодом возрасте человек развивается быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется. 2. Физически человек 3. Каждый орган человеческого
тела развивается в своем |
8.Понятие и содержательные
компоненты целостного Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов. Содержательная цел-ть пед.процесса: знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий); умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых навыкам; опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда навык заранее не известен; опыта эмоционально- Главные этапы педагогического
процесса: подготовительный(целеполагание Основной(постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. заключительный(анализ достигнутых результатов) |
9.Понятие о педагогической Наиболее масштабная педагогическая система — это система образо-вания. Воспитательная система школы — это способ организации жизнедеятельности школы, который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей. Структурные компоненты педагогической системы: цели обучения и воспитания (общие и частные цели) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив); объекты обучения и воспитания (те же); осваиваемый опыт, т. е. содержание образования — знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений; педагогические средства (методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания). |
|||