Шпаргалка по "Общая педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая педагогика".

Файлы: 1 файл

shpory.docx

— 23.67 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи педагогики  как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики.

Педагогика – наука  о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни  и деятельности.

Основное отличие состоит  в том, что задача науки – проводить  исследования, а задача школы и  учреждений профессионального образования  – осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся.

Основные категории  педагогической науки:

ВОСПИТАНИЕ – передача жизненного опыта; ОБРАЗОВАНИЕ – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – процесс  взаимодействия учителя и ученика. РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов  в интеллектуальной и нравственной сферах. САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога

2.Понятие о системе педагогических  наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими  науками.

Основные «ветви» древа  педагогической науки следующие.

Общая педагогика

Дошкольная педагогика

Педагогика общеобразовательной  школы

Специальная педагогика (дефектология)

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования

Исправительно-трудовая педагогика

Военная педагогика

Педагогика высшей школы

Основные отрасли  педагогики:

Общая педагогика

Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего  возраста)

педагогика среднего специального образования;

отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)

социальная педагогика;

сравнительная педагогика;

исправительно-трудовая педагогика;

коррекционная педагогика

лечебная педагогика.

3.Проблема целеполагания в педагогике. Понятие и социальная обусловленность  цели воспитания.

Проблемы:

1. Цель – исходный момент, первый элемент проф. деятельности  педагога. Цель воспитания – процесс  воспитания – Результат воспитания

2. Цель – идеальное  представление о результате деятельности. Будучи объективной по своему  происхождению, цель субъективна:  педагоги, декларирующие одну и  ту же цель, подразумевают разные  варианты этой цели.

3. Цель как продукт идеальный  оч. подвижна, динамична. Цель развивается  вместе с субъектом, который  ее ставит.

4. Проблема целеполагания  связана с проблемой образовательных  стандартов. В стандартах закрепляются  цели воспитания и образования

5.  Неумение педагогов  переводить глобальные цели образования  в цели собств. пед. деятельности. Достижение цели происходи решением сист. задач, в проц. выполнения, кот. цель отодвигается на второй план. Искусство пракического целеполагания сост. В умении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели.

4.Методология и  методы педагогической науки.

Методология – наука о  принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности. В педагогике – совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности.

•Метод исследования в науке – это путь познания объективной реальности.

•Методика педагогических исследований опирается на ряд общенаучных принципов и подходов:

qСистемный подход к педагогическим явлениям и фактам;

qЛичностный подход (уважение прав, свобод, уникальной ценности личности);

qДеятельностный подход

qСоответствие этическим и правовым нормам.

•Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические

- системы,

-явления,

-процессы.

•Предметами исследования бывают

-элементы педагогического процесса,

-связи и соотношения элементов (система зависимостей)

•По целям методы педагогических исследований можно классифицировать, разделив на три большие группы:

-фундаментальные(раскрывают)

-прикладные(определяют)

-разработки(создают)

•По характеру действий исследователя  научно-педагогические методы можно подразделить на

-Теоретические(сравнение,анализ,синтез)

-Эмпирические(наблюдение,пис. устн опр)

-Экспериментальные(констат,преобр,контр)

5.Характеристика процесса развития  человека. Диалектика понятий человек,  индивид, личность, индивидуальность.

Общая характеристика областей развития:

Физическая-Включает рост и изменения тела человека

Когнитивная-Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и реше­нию проблем.

Психосоциальная-Включает развитие личности и межличностных отношений.

Человек -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения )

Индивидуальность- выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

6.Движущие силы, закономерности и факторы развития  личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

На формирование человеческой личности оказывают влияние факторы. - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследственность - биологический фактор.

7.Возрастные и индивидуальные  особенности развития личности. Возрастные периодизации развития  человека.

Все виды периодизации соотносятся  с различными возрастами - годами жизни  человека.

· Дошкольное детство: Младенчество (0-1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).

· Школьный возраст: Младший  школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет).

· Ранняя взрослость: Юность(18-23года).

· Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).

· Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

физическое развитие:

1. В молодом возрасте  человек развивается быстрее  и интенсивнее; по мере того  как он становится старше, темп  развития замедляется.

2. Физически человек эволюционирует  неравномерно: в один период –  быстрее, в другие – медленнее.

3. Каждый орган человеческого  тела развивается в своем темпе;  в целом части тела развиваются  неравномерно и непропорционально

8.Понятие и содержательные  компоненты целостного педагогического  процесса. Диалектика, основные этапы,  закономерности и принципы педагогического  процесса.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.

Содержательная цел-ть пед.процесса:

 знаний - теоретических  сведений, содержащих в обобщённом  виде опыт, накопленный человечеством  (в том числе - знаний о способах  действий);

умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях  по готовых навыкам; 

опыта творческой  деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда навык заранее не известен;

 опыта эмоционально-ценностного  и волевого отношения к окружающему  миру.

Главные этапы педагогического  процесса: подготовительный(целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса)

Основной(постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

взаимодействие педагогов  и учеников;

использование намеченных методов, средств и форм педагогического  процесса;

создание благоприятных  условий;

осуществление разнообразных  мер стимулирования деятельности учеников;

обеспечение связи педагогического  процесса с другими процессами.

заключительный(анализ достигнутых результатов)

9.Понятие о педагогической системе.  Педагогические инновации. Оптимизация  педагогической системы.

Наиболее масштабная педагогическая система — это система образо-вания.

Воспитательная  система школы — это способ организации жизнедеятельности школы, который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей.

Структурные компоненты педагогической системы:

цели обучения и воспитания (общие и частные цели)

субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);

объекты обучения и воспитания (те же);

осваиваемый опыт, т. е. содержание образования — знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

педагогические средства (методы, формы, материально-технические  средства обучения и воспитания).

     
       
       

 

       
       
       
       
       

 

       
       
       
       
       

 

       
       
       
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Общая педагогика"