Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
1.характеристика педагогич. Деятельн. Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опьгга как основы и условия развития. В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним - доминирование, гуманистическую просоциапьную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность. Способами передачи опыта
общественного поведения и |
2.возникновение и развитие педагогики как науки. Педагогика - наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов«пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. Развиваясь педагогика, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: -Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. -Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пределах (профессионально-технического, высшего образования и др); -Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, -Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета |
3.основные педагогические понятия. К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение, образование, развитие и формирование. Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе. Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание в широком социально Опыт - известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения - т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития. Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни. Воспитание в широком педагогич Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Самовоспитание - самосовершенствование личности. Обучение- целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы. Знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения. Умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности. Навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия). Образование - результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся. Самообразование - самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования. Развитие - процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического. |
4. личностные качества-педагога. Педагогическая деятельность - одна из сложнейших сфер деятельности человеческого труда. В своей деятельности учитель призван решать важнейшие для общества задачи, предъявляющие высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя. Методы обучения взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога. На занятии эти качества проявляются в следующих его умениях:
Чувствительность педагога при формировании умений обучаемых проявляется в том, что он ищет (находит) в каждом его ответе что- то положительное, особенное или примечательное. Педагог понимает, что каждый обучаемый - это неповторимая индивидуальность. Умение педагога ставить обучаемого
в ответственное положение Выделяют группы опорных составляющих. 1.его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать.2-Я группа личностных качеств педагога основывается на психологических механизмах, взаимодействующих с обучаемыми, а третья - на рефлексивном уровне педагогических способностей. В сложной структуре процесса общения означенные опорные составляющие группы рассматриваются нами как условные. В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяем следующие (первая группа):
Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога: быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким);быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей; быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры. |
5.профессиональные функции и умения педагога ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей. Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции I) материнская - проявляется
в обеспечении хорошего
П. Конструктивные "завтрашний день" boci планировать воспита- грамотно отбирать фа] зависимости от задач ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой. У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др. На уровне современных требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. П ступень - бакалаврская подготовка, Ш ступень - магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики. Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод, работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т. д. Профессиональному росту
воспитателя, приобщению его к передовым
идеям в области психолого- самоусовершенствование,
самообразование и |
6. пути и формы овладения педагогической профессии. Итак, для решения задач овладения профессией намечаются следующие пути: 1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями. 2. Практический. Будущий
учитель должен научиться: 3. Исследовательский, который включает в себя: изучение теории, методологии и методики научного педагогического поиска, участие в научно-исследовательской работе студентов и в учебно-исследовательской работе: написание рефератов, докладов, рецензий, выполнение курсовых и дипломных работ. Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией: 1.система профессиональной
подготовки педагогических 2.профессиональное 3.професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога 4.роль и место Система профессиональной подготовки педагогических кадров: 1.среднее профессиональное образование 2.ВУЗ-овская ступень 3.Послевузовская ступень образования. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь. Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала: 1 этап – этап выбора профессии (оптант) 2 этап – человек выбрал
профессию и осваивает 3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант) 4этап – накопление
жизненного и практического 5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер) 6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет) 7 этап – педагог, у
которого собственная школа ( |
7.характеристика К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. |
8.непрерывное образование в России. Непрерывное образование - это деятельность человека ориентированная на приобретение знаний, развития всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира. Непрерывное образование представляет собой постоянный поэтапный процесс пополнения имеющихся и приобретения новых знаний. Своей целью непрерывное образование ставит формирование способности человека быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в различных жизненных сферах. Основные этапы непрерывного образования включают в себя детско-юношеское образование и образование взрослых. Первое включает в себя воспитание и обучение личности, предваряющее ее вступление во взрослую жизнь. В образовании взрослых обучение идет в сочетание с применением полученных знаний на практике. Как никогда современно звучит старинная пословица – «Век живи, век учись». Непрерывное образование несколько отличается от непрерывного обучения. Первое подразумевает в себе возможность неограниченного количества в течении всей жизни повышения квалификации либо кардинальной смены профессиональной деятельности. Второе относится к образованию и обучению детей, при котором ребенок попав в учебное заведение в возрасте трех-четырех лет остается в нем до студенческой поры. В настоящее время в России разрабатывается проект непрерывного образования, который будет вводиться поэтапно и со временем позволит обеспечить благоприятные возможности для всестороннего гармоничного развития личности каждого гражданина нашего общества. |
|