Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

шпора педагогика.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

1.характеристика педагогич. Деятельн.

Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности - создание условий для осуществления  перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опьгга как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и  внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним - доминирование, гуманистическую просоциапьную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические  и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.

Способами передачи опыта  общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

2.возникновение и развитие педагогики как науки.

Педагогика - наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов«пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже  существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Возникнув как наука о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь педагогика, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

-Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

-Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пределах (профессионально-технического, высшего образования и др);

-Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей,

-Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета

3.основные педагогические понятия.

К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение, образование, развитие и формирование.

Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.

Воспитание в широком социальном смысле - передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Опыт - известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения - т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Воспитание в широком педагогическом смысле - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.

Воспитание в узком педагогическом смысле - процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание - самосовершенствование личности.

Обучение- целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).

Образование - результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.

Самообразование - самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.

Развитие - процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.

4. личностные качества-педагога.

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших сфер деятельности человеческого труда. В своей деятельности учитель призван решать важнейшие для общества задачи, предъявляющие высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя.

Методы обучения взаимодействуют  в тесной связи с личностными  качествами педагога.

На занятии эти качества проявляются  в следующих его умениях:

  • видеть и утверждать возможности обучаемых, видеть в нем личность, вселять веру в успех;
  • сжимать, концентрировать информацию, но так, чтобы она была доступной для более слабых обучаемых и достаточной для сильных;
  • быть гибким и уметь композиционно перестраивать занятие с учетом складывающихся ситуаций;
  • быть доброжелательным, но и требовательным;
  • мобилизовывать внимание и поддерживать интерес обучаемых в учении;
  • предвидеть затруднения в учебе, нацеливать на преодоление этих затруднений;
  • видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления.

Чувствительность педагога при  формировании умений обучаемых проявляется в том, что он ищет (находит) в каждом его ответе что- то положительное, особенное или примечательное. Педагог понимает, что каждый обучаемый - это неповторимая индивидуальность.

Умение педагога ставить обучаемого в ответственное положение осуществляется не с помощью окрика, приказа или морализации, а с помощью веры в его успех.

Выделяют группы опорных составляющих.

1.его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать.2-Я группа личностных качеств педагога основывается на психологических механизмах, взаимодействующих с обучаемыми, а третья - на рефлексивном уровне педагогических способностей. В сложной структуре процесса общения означенные опорные составляющие группы рассматриваются нами как условные.

В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяем следующие (первая группа):

  • душевную чуткость;- чувство деликатности;
  • чувство юмора;- проявление интуиции.

Чувство такта проявляется в  следующих личностных качествах (умениях) педагога:

быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким);быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей; быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры.

5.профессиональные функции  и умения педагога ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ -

осознаннее владение субъектом  педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор  профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

Воспитатель дошкольного  учреждения выполняет две основные функции

I) материнская - проявляется  в обеспечении хорошего эмоционального  состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая, функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

  1. Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

П. Конструктивные "завтрашний день" boci планировать воспита- грамотно отбирать фа] зависимости от задач

ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.

У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя  выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

На уровне современных  требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. П ступень - бакалаврская подготовка, Ш ступень - магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.

Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод, работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т. д.

Профессиональному росту  воспитателя, приобщению его к передовым  идеям в области психолого-педагогических наук, общечеловеческим и национальным ценностям помогает систематическое

самоусовершенствование, самообразование и самовоспитание. Активизации педагогического творчества способствует овладение психологической диагностикой и аутодиагностикой, тренингом.

6.  пути и  формы овладения педагогической профессии.

Итак, для решения задач  овладения профессией намечаются следующие  пути:

  1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями.

  2. Практический. Будущий  учитель должен научиться: диагностировать  уровень развития личности и  анализировать воспитательную ситуацию, формулировать педагогическую задачу  и проектировать адекватное ей  взаимодействие; реализовывать педагогическое взаимодействие, чутко реагируя в ходе его на возникающие нюансы и умея перестроиться в соответствии с ними; анализировать результаты, умея выявить причинно-следственные связи.

  3. Исследовательский, который включает в себя: изучение теории, методологии и методики научного педагогического поиска, участие в научно-исследовательской работе студентов и в учебно-исследовательской работе: написание рефератов, докладов, рецензий, выполнение курсовых и дипломных работ.

Выделяют пути и формы  овладения педагогической профессией:

1.система профессиональной  подготовки педагогических кадров

2.профессиональное становление  – длительный процесс, путь  длиною в жизнь. 

3.професссионально личностное  самоопределение и становление  личности педагога 

4.роль и место самообразования  и самовоспитания в становлении  педагога

Система профессиональной подготовки педагогических кадров:

1.среднее профессиональное  образование

2.ВУЗ-овская ступень образования

3.Послевузовская ступень образования.

Профессиональное становление  – длительный процесс, путь длиною в жизнь.

Е.А. Климов выделил этапы  жизненного пути профессионала:

1 этап – этап выбора  профессии (оптант)

2 этап – человек выбрал  профессию и осваивает специальность,  профессию, т.е. учится (адент)

3 этап – фаза молодого  специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант)

4этап – накопление  жизненного и практического опыта,  когда человек проявляет самостоятельность  (интервал)

5 этап – фаза формирования  высокого профессионализма, выработка  собственного стиля работы (мастер)

6 этап – воспитатель  выступает как мастер своего  дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет)

7 этап – педагог, у  которого собственная школа (наставник)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.характеристика образовательной системы России. Современное российское образование - это не прерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Перечислить виды образовательных учреждений: д/с школа, лицей, гимназия, школы искусств хореогр студии и т.д. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям  относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.

8.непрерывное образование в России. Непрерывное  образование - это деятельность человека ориентированная на приобретение знаний, развития всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира. Непрерывное образование представляет собой постоянный поэтапный процесс пополнения имеющихся и приобретения новых знаний. Своей целью непрерывное образование ставит формирование способности человека быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в различных жизненных сферах.    Основные этапы непрерывного образования включают в себя детско-юношеское образование и образование взрослых. Первое включает в себя воспитание и обучение личности, предваряющее ее вступление во взрослую жизнь. В образовании взрослых обучение идет в сочетание с применением полученных знаний на практике. Как никогда современно звучит старинная пословица – «Век живи, век учись». Непрерывное образование несколько отличается от непрерывного обучения. Первое подразумевает в себе возможность неограниченного количества в течении всей жизни повышения квалификации либо кардинальной смены профессиональной деятельности. Второе относится к образованию и обучению детей, при котором ребенок попав в учебное заведение в возрасте трех-четырех лет остается в нем до студенческой поры. В настоящее время в России разрабатывается проект непрерывного образования, который будет вводиться поэтапно и со временем позволит обеспечить благоприятные возможности для всестороннего гармоничного развития личности каждого гражданина нашего общества.

 
     


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"