Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:42, шпаргалка
1. Концепции: эволюционно- биологическая(воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве), психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
2. Школа и воспитание в древнем мире. Древний мир существовал более 5 тыс. лет (от 5 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Древние цивилизации накопили богатый опыт образования и воспитания.
3. Школа в древней Индии.
15 . Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13 вв. Просветительная деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Предположения о появлении письменности у Восточных славян до принятия христианства опираются на сообщения иностранных ученых и писателей. Отметим, что с конца 10-начало 11 века распространение письменности ускорилось. В 988 году Киевскими князями была принята новая религия – христианство. В этот период Киевская Русь представляла собой мощное феодальное государство, объединившее множество земель. Введение христианства вызвало потребность к грамотным людям, которые нужны были для служения в церквях, переводов, служебных книг. На полоцкой земле найдено немало памятников, которые свидетельствуют о широком распространении письменности среди населения. Выдающейся просветительницей была Е. Полоцкая(1110-1173). Позже Е. П. открыла свой монастырь и школу при церкви, в которой девочек обучали рукоделию, чтению, воспитывали в них культуру поведения. На туровской земле известен просветитель Кирилл Туровский (12в). Ему принадлежит множество поучений; все произведения К. Т. преследуют воспитательные и образовательные цели. Например: показать хорошее, научить избегать плохого, необходимость читать книги. Важным средством просвещения являются произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, песни. Они выражали высокие идеалы человека, рассказывали о борьбе добра и зла, о значении труда, о различных предметах, явлениях народа.
18 . Эпоха Нового времени и изменения в организации образования в 17-18 в.в. Педагогическая мысль начала Нового времени(Ф.Бэкон,В.Ратке). В 17-18 в. педагогика и школа в западной Европе и северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма тормозили воспитание и образование. В это время появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследовании, отыскать законы педагогического процесса. Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению зарождались в недрах феодализма. В преддверии нового времени в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским, 17 столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. Все более очевидной становилась роль светского образования.
Ярким примером проявления указанных тенденции может служить творчество ряда мыслителей. Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) целью научною познания считал освоение сил природы путем последовательных экспертов. Провозгласив власть человека над природой. Ф.Бэкон вместе с тем видел ею частью окружающею природною мира.
Немецкий педагог Вольфган Ратке (1571-1635 гг.) также отстаивал природосообразность обучения, которое трактовал, как движение от простого и известного к сложному и непознанному. В работе "Всеобщее наставление" Ратке приводил мысль о создании Демократических учебных заведении. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека, как условия счастливого существования. Ратке создал новую пауку — методологию образования. Он установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.
21 . Педагогическая теория Джона Локка (1632 -1704 гг.). - Англичанин, жил, когда в Англии победила буржуазная революция. Он приветствовал победу революции.
Некоторое время работал в университете. Позже был домашним врачом в семье лорда. Он написал ряд трудов. Наиболее полно свои взгляды изложил в книге «Мысли о воспитании». 1) своих трудах Локк отстаивал договорную теорию происхождения государства и право человека рождаться свободным. Он считал, что душа ребенка подобна чистой доске, и следствием является высокая оценка им в роли воспитания в развитии человека. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, джентльмена умеющею вести свои дела толково и предусмотрительно. Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалять тело ребёнка, добиться того чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильно поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами всегда будут являться пример, среда, окружение ребёнка. Воспитание привычек должно начинаться с самого возраста. Грубостью, насилием нельзя добиться положительных результатов. Необходимый результат дадут ласковые слова. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка. Локк выступает противником телесных наказаний. Локк придавал большое значение религиозному воспитанию. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Воспитатель, занимаясь ребёнком должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Локк отрицательно относился к школам, он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от детей простолюдинов.
19-20 . Педагогическая система Яна Каменского (1592-1670). Родился в семье принадлежащей к общине "чешских братьев" в 1592 г. Получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины, и возглавлял братскую школу. В 1631 он составил учебную книгу "открытая дверь языков и всех наук". В 1632 году он создал выдающееся произведение «Великая Дидактика», которая положила начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила его имя во всем мире. Его книга «Мир чувственных вещей в картинках». В эти же годы он написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста "Материнская школа"'. Каменский написал 7 томов огромного труда "Общий совет об исправлении дел человеческих", в котором он наметил гуманную и демократическую программу всестороннего исправления всех и во всем. Главные идеи дидактики Каменского носят сенсуалистический характер: познание реальною мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы все дети — богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельской местности - обучались в школе родного языка. Он выдвинул идею всеобщего начального обучения. Каменский возмущался тем, что "между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности". По мнению Каменского, имеются 3 задачи воспитания: 1.познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);2.управление собой (нравственное воспитание); 3.стремление к Богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Каменский считал, что человек как часть природы подчиняется её главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Каменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода (по 6 лет каждый): I. детство (от рождения до 6 лет). 2. отрочество (6-12 лет). 3. юность (12-18 лет). 4. возмужалость (18-24 года). Для 1-ого периода он предлагает материнскую школу. Для 2-ого — школу родного языка. Для 3-его — гимназию. Для 4-ого — академию. Для каждой ступени (кроме академии) он подробно разработал содержание обучения. Каменский в основе познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных толкований над ними. Он выдвинул требования к обучению: сознательность учения (нет смысла в бессмысленной зубрежке), систематичность обучения (организовывать учебный материал, чтобы он не казался ученикам хаосом), посильность обучения (следует давать только тот материал, который доступен но возрасту), прочность усвоения знаний. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся. Он установил понятие школьного года, с его делением на четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий. Каменский придавал большое значение учителю. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, быть образцом добродетелей, которые он должен передавать ученикам. Педагогическая теория Каменского является большим вкладом в мировую культуру.
25 . Тенденции и развитие образовательной школы в странах Западной Европы в 19 веке. В 19 в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самооцененность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.
Вершинами педагогической мысли 19 века стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных школьных систем. Школа существовала в ситуациях социальных потрясении (Европейские революции и воины). Школа развивалась при поступательном движении экономики, интенсивном росте промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. К концу столетия и ведущих странах Западной Сиропы были заложены основы повои школы. В Западной Европе сказывались традиции сословной школы. Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов: Песталоцци, Герберта и др.
22 . Движение Просвещение во Франции (ХVIII). Французские просветители о сущности человека и его воспитание. К середине 18 в. во Франции наблюдается мощный подъем педагогической мысли. В этот период усилилось движение, направленное против порядков феодальною общества. Передовые мыслители критиковали существование общественною отношения. Считали, что несправедливый общественный строй нужно заменить таким, который обеспечит людям благополучие и счастье. Этот общественный строй должен быть согласован с естественным порядком в мире. Его могут создать люди, которые руководствуются знаниями, ибо разум есть мерило всякой правды.
Такая новая идеология получила название Просвещение. Французские просветители верили в могучую силу воспитания и были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздадут мир, что путем просвещения будут уничтожены предрассудки невежества, отпадет все отрицательное, свойственное феодализму.
К. А. Гельвеции отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что вес представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятии. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. К. А. Гельвеций утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, т.к. они рождаются с одинаковыми духовными способностями.
Д. Дидро страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки. Он придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущении разумом. Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим.
Ш. Л. Монтескье выдвинул программу формирования подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии, замены сословной школы системой демократического образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.
Ф. Вольтер писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его в сторону добродетели, либо в сторону преступления".
23 . Теория естественного общечеловеческого воспитания Жанн-Жако Руссо.
Философ, писатель, один из представителей эпохи просвещения. Сын часовщика из Женевы. Путем самоподготовки достиг в науке очень высоких рубежей и стал одним из образованных людей своего времени. Из Женевы в 1741 году попадает в Париж. Знакомится с французской философией. Начал заниматься литературной деятельностью. Он написал ряд работ, в которых выступали противоречивые неравенства. Но своему мировоззрению Руссо выражал взгляды мелких собственников. Он писал, что власть и богатство создали неравенство. Человек испорчен современным обществом. Существование людей должно поддерживаться личным трудом. А в действительном мире многие присваивают результат чужого труда. Мировую известность принес Руссо роман "Эмиль" или "О воспитании" (1762 г.)
Руссо показывает путь воспитания свободного человека нового общества. Он утверждал, что дети должны воспитываться естественно, вместе с природой, т.е. в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. Воспитание человек получает от 3-х источников: от природы, окружающих людей, вещей.
Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития этих способностей и органов.
Воспитание
вещами это собственный опыт человека.
Правильным бывает воспитание тогда, когда
все факторы действуют