Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:13, шпаргалка

Описание работы

1. Педагогика, как наука, ее объект. Ее роль в развитии общества
2. Современный этап развития педагогического знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
3. Связь педагогики с другими науками

Файлы: 1 файл

педагогика отв22222.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Педагогика шпора. Здесь всё кроме 5-ого вопроса.

1. Педагогика, как наука,  ее объект. Ее роль в развитии  общества

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. К задачам педагогики относится формирование, обозначение и исследование закономерностей воспитания и образования, управления системами образования и воспитания. Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Функции педагогики – 1) общая теоретическая, состоит из теоретического анализа педагогического процесса. 2) прогностическая, состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (прогноз). 3) практическая – разрабатывает новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами

2. Современный этап  развития педагогического знания  основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики—общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся  систему педагогических наук. Педагогической науке также в определенной мере свойственна интеграционная сила: отвлекаясь от специфики отдельных учебных дисциплин, изучаемых частными методиками, и особенностей организации учебно-воспитательной работы в разных учебных заведениях, педагогика устанавливает общие закономерности обучения и воспитания различных групп учащихся. Так, в последние годы обращается большое внимание на разработку общих основ педагогики, выявление общих закономерностей теории обучения - дидактики и теории воспитания, которые должны учитываться при разработке ее частных отраслей.

3. Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

4. Основные категории  педагогики. Педагогическими категориями  называют основные педагогические  понятия, к которым относится  воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение. Одним из  основных понятий в педагогической науке является понятие «воспитание». Это понятие можно сформулировать как целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Под воздействием воспитания посредством общественных институтов у человека формируется определенное отношение к окружающему миру, возникают цели и принципы, нравственные ценности.

Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний. Различают дошкольное образование, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку педагогического состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются определенные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников цели. В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто обладающая определенным набором знаний в определенной области, но умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности, пополнять недостающие элементы системы знаний с помощью логических рассуждений и выводов из практической деятельности. Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. Существенным элементом обучения является возбуждение интереса у учеников к предлагаемому для усвоения материалу, активизация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних. Понятие обучение имеет тесную связь не только сообразованием, но и с воспитательной деятельностью. Обучая, педагог еще и воспитывает своих учеников, прививая им попутно, в результате личностного взаимодействия идеологические, нравственные, мировоззренческие установки.

6. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование имеет огромное государственное значение и направлено на улучшение жизнеобеспечения общества, развитие его цивилизованности и культуры. Для конкретной человеческой личности получение образования имеет целью приобретение умений, знаний и навыков в определенной профессиональной направленности, способность к их практическому применению, развитие собственного умственного и духовного потенциала, способностей к самообучению. Для успешного процесса образования государство обязано обеспечить материальную основу и создать организационную структуру образовательной системы. Основным элементом в получении образования является общеобразовательная школа. Знания, получаемые в процессе школьного обучения, носят базовый характер и во многом определяют дальнейшее направление образования человека, помогают ему определить склонности к той или иной деятельности и создают предпосылки к выбору профессии. Школьное образование характеризуется активным управлением со стороны педагогического состава и контролируемого ими процессом самообразования.

Современные условия  жизни дают человеку огромное количество возможностей для самостоятельного приобретения знаний, поэтому сложно оценивать объективно уровень образованности человека в целом. Доминирующее направление образованности оценивать еще сложнее, так как, человек, находясь в постоянном поиске, может в разные периоды жизни интересоваться и совершенствовать свои навыки и умения в разных областях науки и видов деятельности. Современный образованный человек считается таковым, при условии обладания им не только профессиональных возможностей, но и определенных духовных и моральных ценностей. Образование направлено на формирование всесторонне развитой, целостной личности, соответствующей нормам и требованиям современного общества. Образование, являясь частью педагогического процесса, должно содержать элементы, способствующие привить человеку социально-приемлемые нормы и правила поведения, создать правильное представление о функциях и возможностях человека в обществе.

7. Дошкольное  образование. Детский сад. Даёт элементарные знания. Выполняют попечительские, здравоохранительные и социальные функции. Базовое образование. включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли и др.). Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и

профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное. Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных 
заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных 
исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), 
академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными 
школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая 
перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.


 

8. Образовательная  система в России 1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей). 2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы. 3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании. 4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым. 5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

9. Принципы  гос. политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

10. Сущность, особенности,  цель, задачи воспитания. Воспитание  – это организованное целеустремленное  воздействие более опытного человека  – воспитателя на воспитанника. На протяжении всей жизни воспитание остается всегда основной направляющей силой, воздействующей на личность.

 Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. В современной педагогике воспитание ставит перед собой массу задач, важнейшими из которых являются:1) целостное, гармоничное, всестороннее формирование личности; 2) привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности; 3) развитие нравственных и эстетических сторон личности; 4) развитие волевой и эмоциональной сфер человеческого характера, его целеустремленности; 5) приобщение к научным, культурным, историческим ценностям общества; 6) воспитание патриотизма и патриотической идеологии в соответствии с современной политикой государства; 7) развитие индивидуальных способностей, склонностей, желаний и возможностей человеческой личности в интеллектуальной, физической или другой области жизнедеятельности; 8) создание условий для разных видов познавательной деятельности в целях расширения кругозора, повышения уровня образования и культурного опыта; 9) развитие гибкости и способности к быстрой и адекватной реакции на изменение внешних факторов со стороны социальной, политической и культурной жизни общества

11. Закономерности и принципы воспитания

Закономерностями являются определенные связи различных компонентов воспитания, реализация которых помогает достичь наибольших успехов в воспитании. Наиболее важными сторонами воспитания являются: действия воспитателя должны определяться целью воспитания, воспитание должно способствовать формированию личности, способность и мотивация к самовоспитанию играют большую роль в успешном протекании воспитательного процесса, активное участие в воспитательном процессе, как педагогов, так и воспитанников, единство всех сторон педагогической деятельности, обеспечение необходимого уровня квалификации педагогов и соответствующего содержания воспитания, опора на внутренние потребности и интересы воспитанников, последовательность воспитания должна учитывать базовые знания и умения человека.  В современной педагогической науке можно выделить ряд основных принципов воспитания: общественная направленность, связь с жизнью и трудовой деятельностью, опора на положительное воспитание, единство воспитательных воздействий. Общественная направленность воспитания. Воспитание нового поколения должно способствовать формированию определенной идеологии, политических взглядов, должно быть направлено на упрочнение государственного строя. Соблюдая требования государства, воспитанию придается общественная направленность. К таким мерам относится создание частных школ, ориентированных на подготовку людей определенных слоев общества. Педагоги, в свою очередь, должны стремиться к созданию реальных условий общения между воспитанниками, благодаря чему у них формируются навыки поведения и общения. Опора на положительные качества человека – одно из главных положений воспитания. Основа его в том, что в каждом человеке, даже если он кажется плохим во всем, есть положительные качества, предопределенные человеческой природой. К ним относится любовь к животным, отзывчивость, доброта, щедрость, человеколюбие и т. д. Единство воспитательных воздействий. Воспитание только тогда будет продуктивным, когда все окружение человека, имеющее непосредственное влияние на формирование его личности будет иметь согласующиеся между собой, не противоречащие друг другу цели воспитания. Усилия специально организованных учреждений, семьи и общественности должны дополнять друг друга и находиться во взаимном соответствии. Для достижения таких условий воспитания, каждый человек, причастный к этому процессу должен помнить и учитывать направленность и требования других сфер влияния на своего воспитанника.

12. Методы воспитания. Методы воспитания - специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. Проблема создания новых, наиболее эффективных, приемов воспитания постоянно стоит перед педагогами всех сфер педагогической деятельности. Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности. Причины выбора метода воспитания: 1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов. 2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания 3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. 4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого 5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. 6. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога. В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

13.Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. 
          В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности.  При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.

14 Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

Обучение сводится к  усвоению учениками информации по определенным дисциплинам, оказывает большое влияние на развитие и формирование личности. Знания, как предмет усвоения учениками, можно разделить на три взаимосвязанные и дополняющие друг друга составляющие: теоретическую, практическую и нравственно-мировоззренческую. Теоретическая составляющая включает научную сторону обучения, как его содержание.

Практическая – подразумевает  применение полученных знаний, умений и навыков в профессиональной и повседневной деятельности. Нравственно-мировоззренческая – заключается в культурном, эстетическом и идеологическом воспитании личности. Правильно организованный процесс обучения позволяет ученику в полной мере овладеть и теорией, и практикой, а так же сформировать позитивное и адекватное мировоззрение учащегося. В связи с этим, обучение является важным и эффективным средством воспитания личности. В настоящее время под образованием понимают и обучение, и вытекающее из него воспитание личности. Образование – это обладание человеком определенной системой научных теоретических знаний, практических навыков и умений, связанных с ней, достаточно высокого уровня развития умственных и творческих способностей, нравственно-эстетической культуры, идеологической зрелости и патриотизма, определяющие сущность и индивидуальный облик личности этого человека.

15. Различные подходы к обучению. В современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, проблемное, программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного- главное требование и основной критерий эффективности. Проблемное обучение (ПбО) Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действительные результаты обучения. Программное обучение («ПО»). Основная цель ПО - улучшение управления учебным процессом. ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему помощь. Особенности ПО: учебный материал разделяется на отдельные порции; учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем, при правильном ответе учащийся получает новую порцию материала, при неправильном- получает помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся работает самостоятельно; педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях; в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО (программные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины). Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач - предъявления информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.

16. Понятие и содержание  образования. Обучение – процесс  социально обусловленный, вызванный  необходимостью воспроизводства  человека как субъекта общественных  отношений. Элементы содержания  образования: Знания. Установление и выведение в опыте способы деятельности. Опыт творчества. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности. Исходя из этого можно определить, что процесс обучения – есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых. Содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Составные части содержания образования: Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения; Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

17.  Принципы обучения.Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. 1. Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме.2. Принцип наглядности. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. 3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. 4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. 5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. 6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. 7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке.

18. Вспомогательные формы обучения. Учебный процесс включает в себя:  лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, диспут, консультация, зачёт, конференция, экзамен. Все формы находятся в сложном взаимодействии. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.  Семинар. Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Практическая работа - форма организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Лабораторная работа - особая форма учебного занятия, позволяющая студенту осуществить действенную проверку качества усвоения им учебного материала. Диспут — устный ученый спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющ. разные точки зрения по к.-л. вопросу, проблеме. Конференции учебные - организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы. Конференция по своим особенностям близка к семинару (свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов) и является его развитием. Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами.  Зачет. Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений, а, прежде всего для обучения, развития и воспитания каждого учащегося посредством индивидуальной работы. Экзамен - итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений

19 Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. 
Основными функциями семьи являются следующие: - репродуктивная функция семьи состоит в удовлетворении потребности родителей в детях; - воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении потребности в родительстве, контактах с детьми, в передаче им накопленного социально-культурного опыта, в самореализации в детях; - хозяйственно-бытовая функция семьи заключается во взаимном оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим; - экономическая функция семьи состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;  
- функция первичного социального контроля заключается в формировании и поддержании правовых и моральных санкций (позитивных или негативных) для поощрения следования моральным нормам в семье и обществе или для наказания при нарушении этих норм;  
- функция духовного общения состоит во взаимном духовном обогащении членов семьи, в поддержании дружеских отношений в брачном союзе; - социально-статусная функция семьи заключается в удовлетворении потребностей членов семьи в социальном продвижении; - досуговая функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в совместном использовании свободного времени, во взаимообогащении своих интересов; - эмоциональная функция семьи заключается в получении психологической защиты, эмоциональной поддержке членами семьи друг друга, в удовлетворении потребности личности в счастье и любви; - сексуальная функция семьи состоит в удовлетворении сексуальных потребностей супружеской пары. Семья  - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

20 Типология семей. Семья представляет собой ячейку общества или группу родственников, не всегда живущих рядом, но постоянно общающихся между собой. Семьи подразделяются в зависимости от полноты семьи, продолжительности брака, возраста супругов, наличия детей, их возраста и числа. В зависимости от числа детей бывают следующие типы семей: Многодетные - это семьи, где есть 5 и более детей. Среднедетные - это семьи, где есть 3-4 ребенка. Это вполне достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для появления динамики внутри группы. Малодетные - это семьи, где есть 1 или 2 ребенка. В зависимости от формы брака выделяют полигамную и моногамную семью. Полигамная семья бывает тогда, когда у одного из супругов есть больше одного брачного партнера. Моногамная представляет собой семью, состоящую из двух партнеров. Помимо этих классификаций, семьи подразделяются на такие типы: Полная семья - это семья, где есть оба супруга. Неполная характеризуется отсутствием одного из супругов. Авторитарная семья представляет собой семейные отношения, где господствует один из супругов. Эгалитарная семья - это семья, где между мужем и женой равноправные супружеские отношения. Сложная семья - заключается в том, что к ней постоянно присоединяются другие родственники. Нуклеарная семья - это семья, которая состоит из супружеской пары и их детей. Существует еще одна классификация семей. В соответствии с ней, семьи бывают традиционные и современные. Традиционный тип семьи представляет собой форму отношений, где жена зависит от мужа, а дети от родителей. В таких семьях дети часто вырастают с низкой самооценкой. Современный тип семьи появился в середине 19 века. Он характеризуется чувственной стороной интимности и брака, здесь уважается частная жизнь. В такой семье дети очень желанны, родители к ним очень привязаны. Дети в семьях такого типа испытывают повышенное внимание, они думают, что им все можно.

22. Социально-правовая защита детей в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

21. Основные трудности семейного воспитания. Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма. Типичные трудности и недостатки семейного воспитания:  недостаточная педагогическая осведомленность родителей;  нехватка времени для общения с детьми;  недопонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения.  Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными представлениями.

23.Основные условия  преодоления недостатков семейного  воспитания. 
1.создать макс. усл-я для развития ребенка.2.передать опыт создания и воспитания детей в семье и отношение к старшим.3.научить детей полезным прикладным навыкам и умениям.4.воспитать чув-во собственного достоинства.5.любить окр.мир. 
Принципы:1.гуманность и милосердие к растущему чел-ку.2.вовлечение детей в жизнь семьи,как равноправ.участников 
3.доверительность отношений в семье.4.последовательность старших в своих требованиях. 
5.оказание помощи ребенку

24. Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования

Управление- это процесс, предполагающий четкую постановку цели, организацию процесса образования, проверку и контроль. Под системой образования понимается совокупность системы преемственных образовательных учреждений, программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности: 1).Сеть реализующих их образовательных учреждений, различных организаций, норм. 2).Система органов управления образов и подведомственных им учреждений и предприятий

 В Российской Федерации  существует и действует Закон  «Об образовании», принятый в  1992 году, на основе которого реализуется управление системой образования в России. В законе «Об образовании» прописаны основные принципы, по которым осуществляется управление образовательной системой.

1). Принцип гуманизма  в образовании подразумевает  главенствующее значение интересов человека, его безопасности, здоровья, свободы выбора. 2). Общедоступность образования подразумевает возможность каждого гражданина Российской Федерации получить образование желаемого уровня.3).  Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах. 4).Свобода и плюрализм в образовании означает возможность выбора направления образования, образовательного учреждения с учетом его специфики, приоритетных методик и уровнем квалификации педагогов.

5). Демократический, государственно-общественный принцип состоит в учете потребностей общества в области образования  6). Автономность образовательных учреждений позволяет им придерживаться собственной политики в организации, не противоречащей законам Российской Федерации в этой сфере. Организация системой образования реализуется в соответствии с Федеральной программой развития образования, которая принимается Федеральным Собранием РФ на определенный срок. Программа содержит три основных раздела: 1) аналитический. 2) концептуальный 3) организационный. Государство обязано заботиться о соблюдении правил организации образовательных учреждений, независимо от их правовой основы. Каждый гражданин страны имеет право на получение образования.

25 Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль. Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполагание. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагание и производится на основе результатов педагогического анализа в направлении определенных целей. Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

26.Факторы социализации. 

Социализация, как уже  отмечалось, осуществляется в различных  ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств  на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.

   В отечественной  и западной науке имеются различные  классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее  логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.Н. Мудрик. Он выделил основные факторы с о ц и а л и з а ц и и, объединив их в три группы:

   макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию  всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

   мезофакторы (мезо  — средний, промежуточный) —  условия социализации больших  групп людей, выделяемых по  национальному признаку (этнос как  фактор социализации);

по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

   микрофакторы, к  ним относятся те, которые оказывают  непосредственное влияние на  конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др



Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"