Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".
1.Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каж-дый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, тоесть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказываетвлияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.Во-вторых, подчеркивается практическое значение педа-гогики. Ее рассматривают как одну из сфер человеческой де-ятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовкиего к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимо-связь народной (житейской) педагогики с педагогическиммастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновре-менно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует исовершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. По-этому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и сис-темного знания о развивающейся личности, которое «добыва-ется» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дис-циплину, которая включает в себя теоретические и практиче-ские аспекты обучения и воспитания человека на всех возраст-ных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогиче-ским, так и непедагогическим специальностям.В-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется педагогиче-ской культурой человека, качеством полученного им образова-ния, уровнем развития образовательной сферы в обществе.
Таким образом, педагогика — это наука, изучающая сущ-ность, закономерности, принципы, методы и формы организа-ции педагогического процесса как фактора и средства разви-тия человека на протяжении всей его жизни.
2. Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
3.
Предметом педагогики является
педагогический процесс, обес-
4. Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное .
воспитание — это целена-правленное формирование личности на основе развития у нее:
1) определенных отношений;
2) мировоззрения;
3) форм поведения (как
проявление отношений и
зрения).
Можно выделить следующие направления воспитания: ум-ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
обучение»
— понимается как специально организованный
процесс целенаправленного
образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
5. В систему педагогических наук входят:
1) общая педагогика
2) история педагогики
3) сравнительная педагогика
4) возрастная педагогика
5) специальная педагогика
6) методики преподавания различных дисциплин
7) профессиональная педагогика
8) социальная педагогика
9) исправительно-трудовая педагогика
10) лечебная педагогика
6. Формы и типы связей педагогики с другими науками:
1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управле-ния динамическими системами, системно-деятельност- ного отношения к развитию личности;
2) применение методов других наук, например, математи-ческого моделирования и проектирования, анкетирова-ния и социологического опроса;
3) использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные воз-растные периоды жизни человека (физиология), о лич-ностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторах ее успешной деятельности (психология);
4) объединение усилий
педагогов и представителей
5) разработка понятий
из разнообразных областей
дагогической квалиметрии3, моделировании и др
7. Выделяются следую-щие парадигмы:
1) знаниевая и культурологическая,
2) технократическая и гуманистическая,
3) социетарная и человекоориентированная,
4) педоцентристская и детоцентристская
Основным положением знание-вой парадигмы образования является идея трансляции учащи-мися системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности. Культурологическая парадигма в большей степени ориен-тирует образовательный процесс не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обуче-ния, поведения, общения. Сущность технократической парадигмы образования заклю-чается в организации обучения и воспитания на основе репро-дуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффек-тивное достижение ими четко фиксированных эталонов усво-ения знаний и опыта. Гуманистическая парадигма ориентирует на измене-ние образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопе-реживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности. Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методи-ка, новаторство и творчество педагога являются определяющи-ми при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интере-сы ребенка учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей,учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государ-ственного управления обществом. В рамках же человекоориентированной (антропологиче-ской1) парадигмы человек является непреходящей ценностью.Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются,прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.
8. Методология педагогики — учение о принципах, методах,формах и процедурах познания и преобразования педагогиче-ской действительности.
9. Существует два уровня методологии: I — уровень практи-ческой деятельности; II — уровень науки. На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах дея-тельности человека. На II уровне методология — это учение о принципах орга-низации, формах и методах научного познания.
10. Функции методологии педагогической науки (педагогики):
1) гносеологическая (познавательная) функция, реализа-ция которой обеспечивает описание (что есть?), объяс-нение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция обес-печивает целеполагание и конструктивное описание пу-тей, способов, технологий достижения поставленных об-разовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализациякоторой способствует разработке системы оценок, кри-териев эффективности педагогических моделей, преоб-разований, инноваций и т. д.;
4) рефлексивная функция
направлена на анализ и осмыс-
5) функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;
6) эвристическая (творческая)
функция заключается в по-
11Основными методологическими подходами в педагогике являются:
1) системный;
2) личностный;
3) деятельностный;
4) полисубъектный (диалогический);
5) аксиологический;
6) культурологический;
7) антропологический;
8) этнопедагогический.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Деятельностный подход предполагает рассмотрение иссле-дуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса,эволюции, развития. Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущ-ность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Аксиологический (или ценностный) подход выступает свое-образным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выпол-няет роль механизма связи между практическим и абстракт-но-теоретическим уровнями познания и отношений к окру-жающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим осно-ванием аксиологию — учение о ценностях и ценностной струк-туре мира. Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальныетрадиции народа, его культуру, национально-этническую обряд-ность, обычаи, привычки. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824—1870). В его понимании — это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при по-строении и осуществлении педагогического процесса
12Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
-принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
-принцип структурности, позволяющий описывать сис-темы как структуры через раскрытие совокупности свя-зей и отношений между ее элементами;
- принцип взаимозависимости внешних и внутренних фак-торов системы;
-принцип иерархичности, предполагающий рассмотрениеобъекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, какэлемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемым, в свою очередь, как си-стемы;
-принцип множественности представления системы, озна-чающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
-принцип историзма, требующий изучения системы и ееэлементов не только как статических, но и как динамич-ных, имеющих историю своего развития.
13
14
15
16
17Национальная система образования включает:
-участников образовательного процесса;
-образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
-учреждения образования и другие организации, обеспе-чивающие эффективное функционирование системы об-разования;
-государственные органы управления образованием, вклю-чающие Министерство образования Республики Беларусь,управления и отделы образования местных исполнитель-ных и распорядительных органов (республиканского, ре-гионального, местного уровней управления).
18Основное образование в республике имеет следующие уровни:
дошкольное;
общее базовое
общее среднее;
профессионально-техническое;
среднее специальное;
высшее;
послевузовское.
19Специальное образование (для учащихся, имеющих психо-физические особенности) может осуществляться на всех уров-нях основного образования.Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравствен-ном и физическом развитии личности при получении основ-ного образования, углублении профессиональной компетент-ности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров.
20 К учреждениям образования относятся: