Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:44, шпаргалка

Описание работы

1.Педагогика как наука
как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

1.Педагогика как наука

как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

-наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

-наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести.

В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием.

Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности.

Основная функция пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики лучшие пути и способы достижения поставленной цели.

Воспитание – это понятие рассматривается в нескольких смыслах социального плана:

создание условий (материальных, духовных) для развития человека

как целенаправленная деятельности

Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на формирование знаний, умений, навыков у ученика и качество личности.

5.1Эмпирические методы педагогического исследования  

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование,педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.

Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. +  доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом, - личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет Основные виды анкет: открытые(сами),закрытые(выбрать), смешанные. +коллективное мнение 

Беседа –получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. + управлять влиянием на ответы, менять формулировку вопросов по ходу опроса, задавать уточняющие вопросы.  - беседа не подходит для массовых опросов.

Изучение школьной документации. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. + Длительное хранение в архивах, возможность обращения к прошлому. - в документе могут присутствовать искажения фактов.

Изучение продуктов деятельности –предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы 

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего.

Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. 

2.ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ  НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности . Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» . Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

     5.2 Теоретические методы педагогического исследования 

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений имоделирования. 

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой. 

 

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.  

 

3. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание).

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– мировоззрения;- поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания: умственное; нравственное; физическое;трудовое;

– эстетическое и т. д.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

4. В общем смысле под методологией науки понимают систему теоретических знаний о руководящих принципах, методах и приемах научного исследования. Методология педагогики – это система знаний об основах и струк-туре педагогической теории, о принципах и методах педагогического исследования. Основные задачи методологии педагогики: определение и уточнение предмета педагогики; осмысление основных категорий педагогики; установление принципов и методов педагогических исследований; определение направлений развития педагогики; выявление путей взаимодействия педагогической теории и практики, основных способов внедрения достижений науки в процесс обучения и воспитания; анализ отечественных и зарубежных педагогических исследований. Выделяют четыре уровня методологии педагогики – философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. 1.Философский уровень методологии педагогики. Педагогические теории, как и всякие другие, нуждаются в философском обосновании и базируются на положениях тех или иных философских учений, течений, направлений. В качестве методологической основы педагогики в настоящее время используются следующие основные философские концепции. (прагматизм , неопозитивизм,  
Экзистенциализм  , Нотомизм  , Бихевиоризм.)Кроме перечисленных, в качестве философской основы педагогических исследований выступают: философская антропология, феноменология, герменевтика.2.Общенаучный уровень методологии педагогики.Его содержаниесоставляют общенаучные подходы, то есть наиболее общие методы, приложимые ко всем или ко многим наукам. К общенаучным относятся подходы: деятельностный, системный, аксиологический, культуро-логический и некоторые другие. 3.Конкретно-научный уровень методологии педагогикисоставляют теории, относящиеся к области конкретной науки, в данном случае, педагогики. Например, некий педагог разрабатывает авторскую методику развития творческих способностей ученика в процессе обучения. В этом случае автору придется волей-неволей опираться на те представления, которые уже накоплены педагогикой и психологией в области развивающего обучения, структуры творческой деятельности и креативности как интегративного качества личности.4.Технологический уровень методологии педагогики –это организация и методы педагогического исследования.

6. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и особиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно не отражает настоящего содержания этого педагогического феномена. Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образование, во-первых, предполагает социализациюличности.Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни,способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.

7. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

ценности, ориентирующие нa саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

10.1 Сущность, структура и этапы педагогического процессаПедагогический процесс (процесс в переводе с латинского «процессус» - «движение вперед, изменение») – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. 
(«Учебно-воспитательный процесс» - неполный синоним термина «педагогический процесс»). 
Воспитание и обучение образуют единый педагогический процесс, но каждый имеет свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект. В содержании воспитания преобладают норма, правила, ценности; воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса.

Структура педагогического процесса

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру. 
ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ 
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности. 
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. 
Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели. 
Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание. 
Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами). 
Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу.

10.2 Компоненты структуры педагогического процесса

1. Целевой компонент определяет цели и задачи. 
2. Содержательный включает в себя разработка содержания образования. 
3. Операционно-деятельностный определяет процедуры по обучению и воспитанию и взаимодействию участников процесса. 
4. Оценочно-результативный включает проверку, оценку и анализ результатов воспитания и обучения, суждение об эффективности процесса.

Этапы педагогического процесса

1. Подготовительный – это этап организации педагогического процеса, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование. 
2. Основной – этап осуществления, включает в себя педагогическое взаимодействие, организацию обратной связи, регулирование деятельности и оперативный контроль. 
3. Заключительный – это анализ деятельности, включающий в себя выявление отклонений, вычленение ошибок, причины отклонений и меры по устранению ошибок.

11. Педагогический процесс– одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Закономерности педагогического процесса– это объективные, существенные, повторяющиеся связи. Наиболее общие закономерности педагогического процесса :1)динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;2)темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;3)эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;4) продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;5)эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;6)педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.принципы педагогического процесса– это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

12.

   
   
   
   

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"