Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:44, шпаргалка
1.Педагогика как наука
как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
1.Педагогика как наука как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. -наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. -наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объект педагогики – воспитание в широком смысле. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман) Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести. В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием. Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности. Основная функция пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики лучшие пути и способы достижения поставленной цели. Воспитание – это понятие рассматривается в нескольких смыслах социального плана: создание условий (материальных, духовных) для развития человека как целенаправленная деятельности Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на формирование знаний, умений, навыков у ученика и качество личности. |
5.1Эмпирические методы педагогического исследования К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование,педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. + доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом, - личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса. Анкетирование – метод сбора информации с
помощью анкет Основные виды анкет: открытые(сами),закрытые( Беседа –получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. + управлять влиянием на ответы, менять формулировку вопросов по ходу опроса, задавать уточняющие вопросы. - беседа не подходит для массовых опросов. Изучение школьной документации. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. + Длительное хранение в архивах, возможность обращения к прошлому. - в документе могут присутствовать искажения фактов. Изучение продуктов деятельности –предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. | |
2.ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности . Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» . Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.
|
5.2 Теоретические методы педагогического исследования К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений имоделирования. Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.
Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.
| |
3. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание). Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: – определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; – мировоззрения;- поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Виды воспитания: умственное; – эстетическое и т. д. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. |
4. В общем смысле под методологией
науки понимают систему теоретических
знаний о руководящих принципах, методах
и приемах научного исследования. Методология педагогики – это система
знаний об основах и струк-туре педагогической
теории, о принципах и методах педагогического
исследования. Основные задачи методологии педагогики:
определение и уточнение предмета педагогики;
осмысление основных категорий педагогики;
установление принципов и методов педагогических
исследований; определение направлений
развития педагогики; выявление путей
взаимодействия педагогической теории
и практики, основных способов внедрения
достижений науки в процесс обучения и
воспитания; анализ отечественных и зарубежных
педагогических исследований. Выделяют четыре уровня методологии
педагогики – философский, общенаучный,
конкретно-научный и технологический. 1.Философский
уровень методологии педагогики. Педагогические
теории, как и всякие другие, нуждаются
в философском обосновании и базируются
на положениях тех или иных философских
учений, течений, направлений. В качестве
методологической основы педагогики в
настоящее время используются следующие
основные философские концепции. (прагматизм
, неопозитивизм, | |
6. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей. Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
9. В современных работах по педагогике,
особенно в учебниках и особиях для учителей,
популяризируется некая понятийная формула:
«Образование = Обучение + Воспитание».
Она совершенно не отражает настоящего
содержания этого педагогического феномена. Образование
— сложный и длительный процесс построения личностью своего образа,
своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно,
включает процессы воспитания и обучения,
но одновременно предполагает социализацию
и индивидуализацию личности, ее физическое,
интеллектуальное, нравственное, художественное
развитие. Образование, во-первых, предполагает социализациюлично В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни,способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста. |
7. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.); ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); ценности, ориентирующие нa саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.); ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.); ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.)
8. | |
10.1 Сущность, структура и этапы
педагогического процессаПедагогический процесс (процесс
в переводе с латинского «процессус» -
«движение вперед, изменение») – это направленное и организованное
взаимодействие взрослых и детей, реализующее
цели образования и воспитания в условиях
педагогической системы.
|
10.2 Компоненты структуры педагогического процесса 1. Целевой компонент определяет цели
и задачи. Этапы педагогического процесса 1. Подготовительный – это этап организации
педагогического процеса, включающий
в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование
и планирование. | |
11. Педагогический процесс– одна из
важнейших, основополагающих категорий
педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается
специально организованное, целенаправленное
взаимодействие педагогов и учащихся
(воспитанников), направленное на решение
развивающих и образовательных задач. Закономерности педагогического
процесса– это объективные,
существенные, повторяющиеся связи. Наиболее общие закономерности
педагогического процесса :1)динамика педагогического
процесса предполагает, что все последующие
изменения зависят от изменений на предыдущих
этапах, поэтому педагогический процесс
носит многоступенчатый характер – чем
выше промежуточные достижения, тем весомее
конечный результат;2)темп и уровень развития
личности в педагогическом процессе зависят
от наследственности, среды, средств и
способов педагогического воздействия;3)эффективность педагогического
воздействия зависит от управления педагогическим
процессом;4) продуктивность педагогического
процесса зависит от действия внутренних
стимулов (мотивов) педагогической деятельности,
от интенсивности и характера внешних
(общественных, моральных, материальных)
стимулов;5)эффективность педагогического
процесса зависит, с одной стороны, от
качества педагогической деятельности,
с другой стороны – от качества собственной
учебной деятельности учащихся;6)педагогический процесс
обусловлен потребностями личности и
общества, материально-техническими, экономическими
и другими возможностями общества, морально-психологическими,
санитарно-гигиеническими, эстетическими
и другими обстоятельствами, при которых
он осуществляется.принципы педагогического процесса– это основные требования
к организации педагогической деятельности,
указывающие ее направление и формирующие
педагогический процесс.Задача осмысления
и регулирования такой столь разветвленной
и многогранной деятельности, как педагогическая,
требует разработки достаточно широкого
круга норм разной направленности. принципы
воспитания – рассмотрены в разделе,
посвященном воспитанию; |
12. | |