Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по развитию речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
33Особенности восприятия детьми художественной литературы. Диагностика уровня восприятия детьми художественной литературы.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Проц развя эстетич воспря оч заметен в дошкол возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, реб м уже в 4—5 лет. Особенть художго восприятия реб: активность, глубокое сопереживание героям произведений. У стар дошкол появлся способть мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Напр, вместе с героями сказки дети испыт чувво страха в напряжные драматические моменты, чувво облегчения, удовлетвя при победе справедливости. Художное произве привлекает реб не тол св яркой образн формой, но и смыслов содержем. Стар дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в св суждениях сложився у них под влиянием воспитя критерии поведя чел в нашем социалист общеве. Прямое сопереживание героям, уме следить за развем сюжета, сопостав собй, описанных в произви, с теми, что ему приходилось наблюдать в ж, помогают реб сравнител быстро и правильно понимать реалисткие рассказы, сказки, а к концу дошк возраста — перевертыши, небылицы. Недостат урнь развя отвлеченного мышля затрудняет воспре детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловлет необходть помощи взр. Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Дети стар дошкол возраста под воздействием целенаправленного рукова влей способны увидеть единво содерж произведя и его художест формы,найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь-вованные др поэтами. Задачи д/с по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
36Взаимосвязь всех задач речевого развития детей как условие эффективного проведения занятий. Комплексные занятия в ДОУ, их своеобразие.
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. широко использся практикой дошкол воспя в разн сферах обучя детей. Перв часть заня решает познавате зад и развет интеллекте способти дошколв. Вль уточняет и обобщает представя детей об осени, выделяя харакные ее особсти. Втор часть заня предполагает иные програме зад и др вид дти для детей. К заню органся спеця небол выставка на тему осени. Осмотр выставки, переживание красоты - это др вид дти, кот несет в себе реше эстетичх задач. Третья часть- это художное творчево детей, ручня дть, в кот они сами станся художниками и выполют работу по св усмотрению и желанию. Так комплеке зане, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного заня - смена дти не вызовет усталости и скуки. Компле заня м б организны на самые разные темы. Напр, зане об овощах может вкл беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрыве стихотя Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисе или аппликацию плодов. Комплеке заня - это творческое дело вля, их м организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают лть реб, а сочете различх видов дти способет более легкому и быстрому формирю отношя к содержю заня.
34Задачи, содержание и формы работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОУ.Зад д/с по ознакомю детей с худной литерой строятся с учет возрастх особентей эстетго воспря. В соответи с «Программой»
Методы озакомления с худ литерой: * чтение воспитателя, дословная передача текста. Небол тексты читает наизусть.береж отноше к книге во время чтя – пример для детей. *рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускся сокращение текста, перестановка слов, включе пояснений и т. д.). знакомят со многими сказками, некот познаватми рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занх проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. * Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение вля.
Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. * Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (проводят начиная со сред гр), литерате викторины (проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку»
35Занятия как одна из форм ознакомления детей с художественной литературой. Виды, структура занятий, подготовка воспитания и детей к занятиям.
Методы озакомления с худ литерой: * чтение воспитателя, дословная передача текста. Небол тексты читает наизусть.береж отноше к книге во время чтя – пример для детей. *рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускся сокращение текста, перестановка слов, включе пояснений и т. д.). знакомят со многими сказками, некот познаватми рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занх проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. * Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение вля.
Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. * Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (проводят начиная со сред гр), литерате викторины (проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку».
Построение занятия: на одном зани следует сочетать нескко произведй. Е. А. Флерина отмечала, что произвя для детей в осн неболго размера, и 1 произведе, прочите на зани, не удовлетет познаватх интересов реб. Она считала, что объединять произведя для чтя на 1 зани нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме. Важно продумать логичю связь произведй. Сочете произведй, в кот изображены контрастные харакры/поступки, помогает лучше понять положитное или отрицное качво.Для занй харакно нале более развернутой подготовит части, вынесенной за рамки собственно заня (подготовка вля к выразитму исполнению произвя и подготовка детей к воспрю произведя). На самом занятии вступит часть, облегчающая последе воспре произведя: показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, в ст грх иногда краткая ввод беседа, подводящая к пониманию идеи, припомине знакх произведй данного автора или подобного жанра и т. д. Осн часть — чте художего произведя, использе различх приемов, облегчающих его понимание детьми (повторное чтение, рассматривание иллюстраций и т. п.). В ст гр, где занятие бывает целиком посвящено художной литуре, после работы с нов произведми идет закрепле знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме того, проводятся упря на образный словарь или на выразительность речи.
Нужно учесть, что часть программных произведений читается детям на других занятиях — по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности и других.
В настоящее время в педагогике
для определения речевой
Формы работы с книгой вне занй:
- чтение и рассказывание детям (о природе, лириче произведя, стихи, потемшки, прибаутки) болшее воздействие на ум и чувва детей. опредся в календарном плане, во время прогулки чте стихотворения. В недельном расписани опред день и время для поврторения заученх на зани стихов. Пословицы д б доступны детям. Загадка – крат образ описание пред или являя в несколько отвлеченном/иносказательном виде. зад – чтобы реб научился активно мыслить, сопосталять, сравнивать.Считалка – при выборе ведущего в игре.
- зрелища, развлечения – в
праздниках бытового харра
- самостная Дть детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитх книг, просмотрех кинофильмов, спектаклей. Одно из услй – оснащение группы нужн оборуованием, пособиями, нале мест для хранения, пользования ими. Органся в кажд возраст гр зона для литератно-худной Дти, для театралх игр. Есть уголок книги: д б доступны детям, иметься их достаточное колво, д привлекать вние детей, д б тематияе папки с картинками, фотографиями, дет рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.
Формы работы с книгой вль намечает
в еженадельгном плане (рассматриване,
обсуждение, участие в разборе, систематизации
книг и картинок). Инсценировка какигровая
Дть детей – в театрал
так обр, важно связывать худные образы с повседневной жнью детей, не ограничиваться эпизоичским прочтением книг, больше доверять эмоцной и этической действенности худного произведения
38Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).
Грамотность – определная степень владения челком навыков чтения и письма в соответсти с граматич нормами родного языка.
Обучение грамоте – проц овладения навыками чтя и письма родн речи
Виды речвой Дти: * чтение – воссоздание звукй формы слова на осн его графич изображения с целью освоения смысла информации * письмо – проц кодирования устной речи путем перевода её в графич (буквен), знаковую модель * слушание и * говорение в д/с
Осн цель подготовки детей к обучю грамате формирование у детей нов отношя у устной речи.
с 5 лет.
Фонематич слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематич воспре – уме вычленять все звуки в слове, опредть их колво и порядок, т.е. совершать анализ слова.
Показатели опред уровня осознания речи и готовности к бучю грамоте: 1. уме сосредоточить свое вниме на вербальной зад. 2. уме производить и преднамеренно строить свои высказывания. 3. уме выбирать наибол подходящие язык срва для выполнения вербальной зад. 4. уме размышлять о возможн вариантах решя вербальных зад. 5. уме оценивать выполне вербал зад.
Показатели урня готовти к обуч грамоте. Обучение: устная речь, фонемат слух и восриятие, произволть психичх процессов, мыслитлх операц3ий (анализ, синтез), пространственное воприятие, разв мелкой моторики
Сущность подготовки к обуч грамоте: - подготовность фонемат восприя и слуха детей к овладеню навыков чтя и письма, - формирование реч рефлексии, - сформированость нов отношя к устной речи.
Звуковой аналитико – синтетический метод Эльконина: в осн позицион принцип чтения: * дети умеют четко различать все гл и согл фонемы, * находить глав фонемы в словах, * ориентироваться на гл букву и опредть твердость/мягкость предшест согл фонемы * усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.
Журова. К вопр о формири у детей фонемат восприятия: Млад возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отлич одно от другого, работа по ознакмлю с звук структурой слова. Речев слух подвергается перестройке при подготовке формиря фонемат восприя. При обуч звук анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Сред возраст: при помощи фонемат схем проводят анализ слова. Интонац выделение звуков без нагляд пособия. Детям прделаг назвать звуки в разбивку. Для анализа предлож более сложн слова с соглас (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращ форма интонирования.
Информация о работе Шпаргалка по развитию речи детей дошкольного возраста