Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Теория и методика природоведения дошкольников".
В45. Содержание и формы работы с родителями по ознакомлению детей с природой Р-та с род-ми по экол-му восп-ию дошк-ков явл-ся одной из составных частей р-ты ду. В наше время проблемы экол-го восп-ия вышли на первый план. Наша задача — показать род-ям необх-ть восп-ия у д-й экол-кой куль-ры. Экол-кая куль-ра — это знания, практич-кие навыки, эстетич-кие пережив-я — эмоц-ное отнош-ие и практич-кие поступки и поведение д-й (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). В работе с род-ми по экол-му восп-ию д-й необх-мо использовать как традиц-ые формы (род-кие СОБР-я, конс-ции, беседы, конференции), так и нетрадиц-ые (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог — родитель; педагог — ребенок — родитель. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень род-лей, психол-кое сост-ие семьи, ее микроклимат). Важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. При выборе форм общения с род-ми надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать род-лей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Н-р, при орган-ции род-го собр-ия на тему «Задачи экол-го восп-ия» в-ль может провести предв-ное анкет-ние род-лей с целью выяснения их понимания связанных с экол-ким восп-ем проблем. Род-кое собр-ие можно начать с КВН между командой детей и род-лей, затем, после ухода детей, проанализ-ть вместе с род-ми данное мер-тие. Эффект-ной формой р-ты
с род-ми явл-ся, н-р, круглый стол
«Воспитание доброты к природе» Еще одна форма р-ты с семьей — педагогические ширмы, в которых род-лям необходимо давать четкие, конкретные, практич-кие советы по узкой теме. При этом род-ли должны получать ответы на интересующие их вопросы. Н-р: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить вним-ие. Здесь же в-ль может предлагать род-лям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. Такую форму р-ты, как консультации, н-р «Использование худ-ой лит-ры в эколом восп-ии дошк-ков в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить род-лям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами род-ли вначале прочитали ее. Такие формы р-ты дают возможность продемонстрировать род-лям, какие знания о природе есть у д-й, показать, что эти знания необходимы для форм-ия основ экол-кой культуры. |
В42.Передовой
педагогическтй опыт: понятие, изучение,
обобщение и распространение
лучшего опыта организации Понятие «передовой педагогический опыт (ППО)» обычно рассматривают в широком и узком смысле слова. ППО в широком смысле следует понимать высокое проф-ное мастерство педагога, когда значительные положит-ные рез-ты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. ППО в узком смысле несет в себе элементы творч-го поиска, новизны, оригинальности; это новаторство. Передовой характер пед-го опыта определяется по следующим критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творч-ая новизна, актуальность, объективность, стабильность, действенность, возможность творч-го применения, новизна. В процессе изучения, обобщения, распространения и внедрения ППО можно выделить несколько этапов. 1. Выявление опыта и его оценка. Передовой опыт выявляется в процессе длит-го набл-ния за работой педагога. 2. Изучение опыта. Приступая к изучению опыта, необходимо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику изучения. Основной метод изучения опыта — непосредственное наблюдение за работой педагога. При изучении опыта пед-ой д-ти целесообразно использовать следующие методы: М-д наблюдений, м-д беседы, изучениедокументации педагога, тестирование детей, анкетирование педагога, родителей, изучение продуктов д-ти детей, эксперимент (апробирование идей, методик на практике), м-д самооценки, социометрия. 3. Анализ и обобщение
опыта. Главная задача анализа
и обобщения передового 4. Распространение опыта. Оно проводится в различных формах. Педагогические чтения, конференции, школы ППО, семинары-практикумы, курсы ПК, выставки, стенды, альбомы, заметки, статьи в газетах и журналах. Ознакомление с лучшим опытом работы помогает практическим работникам совершенствовать методику воспитания детей, развивать и повышать качество учебно-воспит-ной работы с детьми. |
В55. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между д/с и школой предполагает ориентацию, направленность работы ду на требования, предъявляемые в школе и, наоборот. Осн-ми задачи преемственности являются: 1. Установление связи между программами, формами и методами работы д\с и школы. 2.Установление связи в физич-ом, умст-ом, нравств-ом, труд-ом и эстетич-ом разв-ии. 3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 4. Сформированность активно- 5. Осуществление преемств-ти
д\с и школы в форм-ии 6. Преемственность содерж-ия образ-ния и восп-ния в д\с и первом классе школы. Наиболее действенными Формами работы школы и д\с являются: I. посещение восп-ми д\с уроков
в школе, а учителями школ
занятий в д\с с последующим
обсуждением, вынесением 2. совместные тематич-ие 3. проведение род-их собраний в ст-х группах с участием учителей и восп-лей; 4. изучение восп-лем и учителем
программ д\с и I класса с
целью выявления, какими 5. орг-ция разл-ых мер-тий по
подг-ке д-й к школе с 6. беседы учителей с восп-ми о детях, уходящих I сентября в школу, устная хар-ка о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отнош-ии д-й к старшим, о развитии познават-ых интересов, о волевом разв-ии, а также о разв-ии интеллекта: пытливости, любозн-сти, критичности и т. д.; 7. совместная подг-ка к 8. Взаимопосещения утренников и концертов. |
В48.Технические средства в ознакомлении детей с природой: значение, виды аппаратуры, методика их использования Классиф-ция ТСО: по хар-ру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые ср-ва и аппаратура); по функциональному назнач-ю (комбинированные ср-ва - компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технич-ие комплексы и группа вспомогательных ТСО). В улучшении орг-ции учеб-й работы и повышения ее кач-ва большую помощь педагогам могут оказать технич-ие, аудиовизуальные ср-ва обуч-я. К техническим средствам обуч-ия относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и спец-но созданные дид-ие мат-лы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. Экранно-звуковые средства. При озн-ии д-й с пр-дой в д\с использ-ие диапазитов, диафильмов и телефильмов формирует у д-й предст-ия о динамике явл-ий пр-ды – росте и разв-ии раст-ий и жив-ых, о труде взрослых, показывая явл-ия, которые протекают в пр-де длит-ное время. Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом в-ля или чтением имеющегося в диафильме текста. Для озн-ния д-й могут быть использованы следующие диафильмы: «Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Животные – обитатели суши и водоёмов» и др. По статичности изображения приближаются к дид-ким картинкам. Но они так же, как картины, дают возможность показать явл-ия более крупным планом, что помогает сосредоточить вним-ие д-й на изображ-ии длит-ное время, а серии кадров позволяют показать измен-ие и разв-ие явл-ий, а также для их конкретизации, расширения и обобщения. Сюжетные диафильмы, кинофильмы, телефильмы вызывают у д-й особый интерес в связи занимательностью сюжета. Это способствует активному воспр-ию зн-ий, вызывает особое отнош-ие к событиям на экране. Сюжетные диафильмы, кинофильмы и телефильмы используют с разными целями: для конкретизации зн-ий, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явл-ие, расширения зн-ий, форм-ния береж-го отнош-ия к пр-де. К просмотру фильма д-й необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить вним-ие при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необх-мо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведённая работа позволяет системат-вать и обобщать зн-ия д-й. В работе с детьми мл дошк-го возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом в-ля. В начале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны. Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает д-й к воспр-ию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в ср гр. В работе с детьми ст дошк-го возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю. Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определённые требования. Фильм не должен быть продолжительным, как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 10 минут или фрагмента из них |
В41.Содержание и формы методической работы с педагогами Цель природоведческой работы в ду: формирование значимости проблем, участие коллектива в решении проблем. Освоение воспитателями конкретных технологий экол-кого восп-ия д-й. Планирование метод-кой работы в ДУ осуществляется на аналитической основе. Процесс организации методической работы это циклический процесс, который включает несколько компонентов.
Планирование
Организацию Планирование строится на основе анализа. От планирования переходим к организации, к контролю, регулированию и коррекции, воздействуя на работу педагогического коллектива с целью поправок. Метод-кая работа должна носить опережающий хар-р и обеспечивать развитие всего восп-но-образ-го процесса в соответствии с новыми достижениями пед-кой и психол-кой науки. Формы метод-кой работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные). К групповым формам относятся: участие педагогов в мо города, района, ДУ; организация теорет-ких и научно – практич-ких конференций; педсоветы. К инд-ным относятся инд-ные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование. Наиболее эффективными
формами организации - педсовет; - семинары, семинары-практикумы; открытые просмотры; - медико-педагогические совещания; консультации; - работа творческой группы. Зам зав по ОД вместе с завед ДУ осуществляет рук-тво ДУ. В её функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной и методической работой в детском саду. Организация текущего и перспективного планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и обеспечивает их полное и качественное выполнение. Осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса. Организует просветительскую работу для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанников. Организует работу по изучению передового педагогического опыта. В должностные обязанности заместителя заведующего входит оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Составляет расписание учебных занятий, Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, оказывает помощь в проведении мероприятий, вносит предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов. Принимает участие в работе по подготовке педагогического совета, организует и контролирует выполнение его решений. Занимается вопросами по организации и оснащению групповых помещений современным оборудованием, наглядными пособиями, организует работу методического кабинета. Осуществляет контроль за работой воспитателей, обеспечивает взаимосвязь в работе ДУ, семьи, школы. |
В43.Нетрадиционные формы методической работы с педагогами В наст время в метод-кой работе с пед кадрами в ду все более широкое применение находят нетрадиц-ые активные формы. К ним можно отнести встречи "за круглым столом", диспуты, педагогические ринги, деловые игры, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и пед-ких задач, кроссвордов по тематике дошк-й пед-ки и др. Использ-ние этих форм способствует проявлению самост-ти, творч-му поиску, выработке собственной позиции, развитию способ-ти анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения. Темы и содерж-ие метод-ких меропр-тий в каждом ду определяются диагностированием пед кадров. "Круглый стол" -
его цель выработать оптимальны Проблемы выявляются зав и зам зав в ходе тематич-кой или фронтальной проверки восп-ной работы с детьми. Как правило, итоги проверок обсуждаются на пед-ских совещаниях, где завед выступает с обобщенным докладом. Завед доводит до сведения пед коллектива осн-ые недостатки в восп-ии или обуч-ии детей по изучаемой проблеме, предлагает самим проанализировать свою работу, определить причины недостатков, внести предложения в адрес администрации, родителей, общественных организаций по их устранению; у кого есть успехи - поделиться опытом. Зав в заключение обобщает высказывания, делает выводы не только на основе выступл-ий, но и предварительного набл-ния пед процесса. Наиболее широкое примен-ие в практике ду нашел "педагогический ринг". Его цель – соверш-вать пед мастерство восп-лей, повышать их метод-кий уровень, способствовать творч-му поиску. Тема и содерж-ие "пед-го ринга" определяется осн-ми задачами пед-го учр-ния в текущем году. Н-р, "соверш-ть экол-ое восп-ие д-й в проц игр-ой деят-ти". Характерной особенностью этой формы явл-ся то, что в ее рамках могут иметь место решение пед-ких ситуаций, практич-кие и теоретич-кие задания. Цель "деловых игр" - упражнять восп-лей в проведении какой-либо работы с детьми, род-ми, повышать проф-ные практич-кие навыки. "Деловые игры", как метод обуч-ия взрослых, обладают следующими достоинствами: увеличивают интерес к участию в процессе, развивают самост-ть, побуждают к творч-му поиску, упражняют в принятии самост-ных реш-ий и др. "Деловая игра" включает в себя использ-ние ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений. В форме "деловой игры" лучше проводить практикумы, консультации, планируемые в каждом ду. Тематика деловых игр определяется также годовыми задачами работы педколлектива. Н-р: деловая игра «Поле чудес» на тему «худ-ая лит-ра природоведческого содерж-ия в восп-ии д-й дв» "Дискуссия или диспут"
- публичное обсуждение какого- "Мозговой штурм" (или "мозговая атака") может иметь место в тех метод-ких мер-ях, где надо выяснить, насколько прочны знания у восп-лей по обсуждаемой теме. Как правило, самост-ным мер-ем он не проводится, а входит составной частью в "педагогический ринг", "деловую игру" и т. п.. Кол-во мер-ий по оказанию помощи восп-лям, их формы определяются необходимостью для каждого конкретного ду. Главное в их использовании - стимулировать творч-кое начало в деят-ти каждого педагога. Творч-кая, доброжелательная обстановка облегчит решение сложных задач по восп-нию детей. |
В44. Инспектирование и контрольДОУ по разделу «Человек и природа» Под инспектированием понимается проведение администрацией ДУ проверок, наблюдений, обследований, изучение последствий принятых управленческих решений в ДУ. Основными задачами инспектирования в ДУ являются: осуществление контроля воспитательно-образовательным процессом; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деят-ти педагогов; изучение рез-тов пед-кой деят-ти, выявление отриц-ных и полож-ных тенденций в организации восп-но-образ-ного процесса, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение пед-кого опыта и др. Основной формой инспектирования является инспекционный контроль. Инспекционный контроль — проверка результатов деятельности образовательного учреждения Инспекционный контроль осуществляется руководителем ДУ и его зам-м согласно утвержденного плана контроля, с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образ-ного процесса, анкетирования опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения программы и иных методов, способствующих достижению цели контроля. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более 5 занятий и др мер-тий. План-график инспектирования разраб-тся и доводится до сведения педагогов в начале уч года. Рез-ты инспектирования оформляются в форме аналитической справки. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о рез-тах проведенного инспектирования доводится до работников образовательного учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки. Важность функции контроля
в единой системе воспитательно- - контроль позволяет
установить, все ли в дошкольном
учреждении выполняется в При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля: 1. Определение цели и объекта контроля. 2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения. 3. Сбор информации. 4. Ее анализ. 5. Выработка рекомендаций
и определение путей их 6. Проверка исполнения рекомендаций. Контроль может различаться по времени и содержанию. По времени: предупредительный/опережающий,
оперативный/текущий/ По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный, сравнительный, экспресс-диагностика. |
В33.Экскурсии и целевые прогулки в ознакомлении детей с природой Экскурсии — один из осн-ных видов зан-ий и особая форма орг-ции работы по озн-нию детей с пр-дой. Экскурсии позволяют показать детям природу в естеств-х усл-ях. На экскурсиях дети знакомятся с раст-ми, жив-ми и одновременно с условиями их обитания, а это способ-ет образов-ию первичных предст-ний о взаимосвязях в природе, восп-нию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюд-сти, возникн-нию интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетич-ком восп-ии детей. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообр-ный природный мат-ал для последующих набл-ний и работ в группе, в уг-ке пр-ды. Экскурсии как форма зан-ий проводятся в ср, ст гр-х. Кол-во изуч-х на экскурсии объектов и явл-ий должно быть небольшим (от 2 до 4). По содерж-ию экскурсии делятся на 2 вида: природоведческие экскурсии — в парк, лес, на реку,. луг — и экскурсии на с/х объекты (ознакомление с тр взр-х) — в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д. Природоведч-кие экс-сии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изм-ния, которые происходят в пр-де. Экс-сии на с/х объекты проводятся эпизод-ки для озн-ния с отдельными видами тр взр-х. Необходимо: определить цель экс-сии, прогр-ное содерж-ие. Определить место экс-сии, выбрать путь— не утомит-ный, не отвлекающий детей от намеч-ой цели. Продолж-сть пути до места (в одну сторону) не должна превышать в ср гр 30 мин, в ст гр — 40—50 мин. Необходимо осмотреть место экс-сии. Подг-ка детей начин-тся с сообщ-ия в-лем цели экс-сии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.В-ль напоминает детям правила поведения на улице. Нужно обратить вним-ие на одежду д-й. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном. К экс-сии в-лю подг-ть экс-нное снаряж-ие и оборуд-ние для размещения собранного мат-ала в уг пр-ды. Природоведческая экс-сия включает в себя ввод беседу, коллект-ое набл-ние, инд-ное самост-ное набл-ние д-й, сбор природоведческого мат-ала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. В-ль должен помочь детям подметить и осознать характ-ные признаки пред-тов и явл-ий. Для этого можно использ-ть разл-ные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обслед-ские действия, игры, рассказы, пояснения. Важное место отводится вопросам-заданиям, заставляющим детей рассм-ть предмет, сравнивать его с др предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между разл-ми явл-ми пр-ды. Во время отдыха детей проводятся игры и игр-е упр-ния. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. По возвр-нии с экс-сии собранный мат-ал размещают в уг пр-ды. Собр-ый мат-ал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий. Целевые прогулки Начиная со 2 мл гр провод-ся цел-ые прог-ки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окруж-ие д/с, наиболее яркие сезонные явл-ия пр-ды, возможности детей, проведенную с ними работу, в-ль решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется осн-ая задача – озн-ние д-й с явл-ем или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений. Цел-ые прогулки кратковр-нны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими прир-ми явл-ми того или иного сезона, н-р гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся цел-ые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д. Кроме того, организ-тся прогулки, познават-ное содерж-ние которых ограничено (сбор ягод, цветов). Цел-ые прогулки могут носить познават-ный хар-тер, н-р прогулка к месту гнездования грачей и др. Планируя цел-ую прогулку за пределы дошк-ого учр-ния, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей.Основной целью прогулок может быть и организация детской деят-ти в природе, н-р сбор ягод в лесу (ср гр), сбор цветов на лугу (с малышами). На прогулках к наблюдениям могут привлекаться не все дети в зависимости от воспитательных задач; наблюдения по инициативе детей всемерно поощряются. В ст гр все большее значение приобретают длительные и систематические наблюдения природы. |
В49. Природоведческя книга в ознакомлении детей с природой Чтение природ-кой лит-ры на зан-ях и в своб-й деят-ти помогает в-лю обогащать дошк-в знан-ми, видеть ее красоту, учить их беречь и защищать пр-ду, глубже воздействовать на чувства д-й. Знакомя д-й с пр-дой, мы должны не только сообщать им конкр-ные знания, но и вызывать в душе каждого реб-ка эмоц-ный отклик, пробуждать эстетич-ие чувства. При встрече реб-ка с пр-дой должны решаться в единстве познават-ные, нравств-ные и эстетич-кие задачи. Н-р, поэтическое произв-ние даёт доступный пониманию дошк-ков пример гуманного отнош-ия к пр-де, который может быть использован им как образец для подражания. В дет-й лит-ре пр-да отображается различ-ми худ-ными ср-ми. Будучи научной по своему содержанию, природ-кая книга для д-й должна быть одновременно и худ-ной. В этом ее особ-ть. Природ-кая книга дает богатый мат-ал для воспитания познават-ного интереса, наблюд-ти, любознат-сти. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окр-щей пр-де. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет предст-ния д-й, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях пр-ды, о жизни раст-ий и жив-ных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся предст-ния о предметах, явлениях. Природ-кая книга раскрывает детям явления неживой пр-ды, помогает устанавливать связи и отнош-ия, существующие в пр-де. Основоположниками
советской дет-ой природ-кой Детская природ-кая лит-ра полезна
в работе с детьми всех возр-х
групп. Но нужно умело сочетать худ-ое
слово с непосредственными Использование природ-кой лит-ры в процессе набл-ия помогает детям правильно воспринять и понять окр-щий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Чтение детской природ-кой книги может быть и самост-ным методом озн-ния с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произв-ния, полнее и глубже освоить его содержание. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от худ-ных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. |
В50. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в младшей и средних группах детского сада В-ль должен уметь правильно
отобрать познават-ный мат-ал и продумать
методы и приемы, с помощью которых
он сможет лучше всего передать его
содерж-ие. В ср гр предст-ия д-й
о св-вах и кач-вах «предм-в
неживой пр-ды расшир-тся и конкретиз-тся.
Дети продолжают учиться наблюдать за
объектами пр-ды.. Д-й учат принимать задачу
набл-ния, они овладевают обследоват-ми
действиями, пытаются сравнивать, связно
расск-ть о наблюдаемом, делать выводы.
В ср гр дети должны знать, какие явления
характерны для каждого времени года,
выделять некоторые признаки сезона, н-р:
осенью созревают плоды, улетают птицы,
опадают листья. В-ль подводит ребят к
пониманию зависимости жизни жив-ых от
сезона, необх-ти создания опред-ных условий
для роста раст-ий. Озн-ние д-й мл и ср гр
с характерными особ-ми времен года лучше
начать с набл-ий за яркими, бросающимися
в глаза явл-ми (листопад — осенью; таяние
снега, цветение первых цветов — весной).
|
В54.Ознакомление детей с природой в современных зарубежных педагогических системах Широкомасштабная работа по образованию в области окружающей среды развернута в Германии. Она началась в 1970-е годы, сразу после того, как международная общественность забила тревогу о состоянии природы на планете. На сегодняшний день защита и сохранение окружающей природной среды, ликвидация нанесенного природе ущерба являются основными задачами немцев. Специальная программа, для детских садов отсутствует, но они сами включаются в общее движение: с детьми проводятся доступные возрасту специальные занятия на те же темы, акции, экологические игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей детских садов организуются курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты на тему отходов. Интересная форма приобщения
детей к природе имеется в Швец Интенсивное движение за чистку окружающей среды проводится в Японии. Японцы осознают, что необходимы очистка воды, воздуха, экономное расходование энергии, природных материалов, переработка отходов. Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута не без участия образовательных программ в области окружающей среды, которыми охвачены школы, скаутские объединения, высшие и средние учебные заведения профессиональной подготовки. |
В52. Нетрадиционные формы природоведческой работы с дошкольниками Экол-кое образ-ние дош-ков – это непрерыв-й процесс обуч-я, восп-я и разв-я реб-ка, направл-ный на форм-ние его экол-кой культуры, которая проявл-ся в эмоц-но-положит-ном отнош-ии к пр-де, окр миру, в ответств-ном отнош-ии к своему здоровью и состоянию окр среды, в соблюд-и опред-ных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Нетрад-ной формой экол-го образ-ния является использ-ние сказки: Читая и обсуждая текст сказки, в-ли используют сюжет-е моменты, поступки и образы сказ-х героев для объяснения мат-ла, придумывают театрализ-ые и кук-ые постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам, задают детям вопросы, направл-ные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явл-ми, ситуац-ми. В рамках экол-го восп-ния можно устраивать экол-кие конкурсы (рисунка, поделки и т.д.). Так же можно устраивать тематич-кие празд-ки: «День воды», «День Земли» и т.д. В последнее время в работе ДУ часто применяются комп-ные техн-гии: можно использовать комп-ные игры экол-го содерж-я. Экол-кая тропа — это спец-ный образ-ный маршрут в прир-ых усл-ях, где есть экол-ски значимые прир-ные объекты. Цель создания такой тропы – обуч-ие д-й на примере конкр-ных прир-ных объектов, общение с пр-дой, восп-ние бережного отнош-ия к ней. В ду экол-ие тропинки выполняют познават-ную, разв-щую, эстет-кую и оздор-ную функции. Элементарная поисковая деятельность детей. Цель: 1. Побуждать и поддерживать
пытливость и естественную 2. Активизировать умственные способности. 3. Форм-ть познание
нагл-ных взаимосвязей прир-ых
объектов и явл-ий с окр жизнью 4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений. 5. Способ решения познавательных задач. Также к нетрадиционным формам экол-го образ-ия можно отнести: Уроки доброты. Проводятся инд-но или с небольшой подгруппой д-й (ст возр) в минуты их обращения к миру пр-ды. Цели: развить интерес к природе; форм-ть положит-ное эмоц-ное отнош-ние к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; восп-ть чуткость и чувство сопереживания. Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явл-ми живой пр-ды — наиболее сложная для реб-ка-дошк-ка тема. Облегчить реш-ие этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?». Н-р, «Почему у елки зеленые иголки?». Экол-кие выставки и экспозиции. Цель их — озн-ние с прир-ными явл-ми, недоступными для набл-ния детям. Выставки и экспозиции включают мат-ал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; и т. д. Экол-кие игры. Ролевые экол-кие игры основаны на модел-нии социального содерж-я экол-кой деят-ти. Имитац-ные экол-кие игры основаны на моделир-нии экол-кой деят-ти. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы. Сорев-ные экол-кие игры стимулируют акт-сть их участников в приобретении и демонстрации экол-ких знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экол-кая викторина, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике ду игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д. |
В53. Сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой Позн-ие окр-его мира начин-ся с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окр мире. Успешность умств-го, физич-го, эстетич-го, экологич-го восп-ия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деят-ти реб-ка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития. П.Н. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение. В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которые непременно должны учитываться в работе с детьми: · зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; · до конца осваиваются сенсорные эталоны; · возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; · с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. Озн-ние д-й с пр-дой осущ-тся в разнообр-х формах: на зан-ях, экс-ях, в повседн-ой жизни (в труде, набл-ях, играх на участке и в уг пр-ды). Обуч-ие д-й на зан-ях осущ-тся разными методами. Выбор методов зависит от вида зан-ия, от его осн-ой задачи. На одних занятиях формируются первичные зн-ия. С этой целью в-ль использует набл-ие, рассм-ние картин, чтение худ-ных произв-ий, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же зан-ях уточняются, расширяются и углубляются зн-ия. Кроме перечисленных методов, на этих зан-ях используется и труд д-й в пр-де. Осн-ая задача зан-ий третьего вида - обобщение и систематизация зн-ий. Для этого используют беседы, дид-ие игры, обобщающие набл-ия. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий реб-ка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес реб-ка к этому миру вообще и пр-де в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетич-ое восп-ние д-й средствами пр-ды на основе интереса реб-ка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет осн-ым у них явл-тся зрение. Благотворное влияние
пр-ды необходимо соединить со систематическим,
глубоко продуманным пед-ким Под влиянием пр-ды, эстетич-го отнош-ия к ее явл-ям у д-й разв-тся худ-ое мышл-е, форм-ются эстетич-ие суждения, т.е. воспит-ются вкус, манеры, привычки, мировоззрение. Сила впечатлений от пр-ды зависит от способности видеть красоту Разнообр-ых, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоц-но на него откликаться. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать вним-ние д-й на своеобразие красок пр-ды, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явл-ям пр-ды, любовь и бережное отнош-ие к ней. В д\с создаются уг пр-ды. Набл-ия и уход за живыми обитателями формируют эстетич-ое воспр-ие и отнош-ие, умение создавать красивое самому, приучают к активной деят-ти. Эстетич-ую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке д\с, а осенью, любуясь плодами своего труда. |
В51. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в старшей группе детского сада В-ль должен уметь правильно отобрать
познават-ный мат-ал и продумать методы
и приемы, с помощью которых он сможет
лучше всего передать его содерж-ие. В ст гр осн-ой становится
задача форм-ния у д-й зн-ий о
связях и отнош-ях, сущ-щих в пр-де:
о потребностях раст-ий и жив-ных
в зависимости от усл-ий жизни
и состояния, о связях между некоторыми
органами и их функциями. Дети узнают
о стадиях роста и разв-ия раст-ий, о сезонных изм-ях
в пр-де и их причинах, о некоторой послед-ти
сез-ных изм-ий. Систематизация зн-ий о
сезонах происходит на основе установления
временных (что за чем происходит) и причинно-следственных
(от чего происходят те или иные явления)
связей. Важно развивать у д-й умение набл-ть
за изменениями пр-ных явл-ий, восп-вать
чувство любви ко всему живому, обучать
некоторым несложным способам охраны
пр-ды. С детьми ст гр набл-ия сез-ых изм-ий
в пр-де становятся более систем-ми, взаимосвязанными.
Постеп-ные изм-ния, которые происходят
в пр-де в теч-е одного сезона, дают возможность
обратить на это вним-ие д-й и помочь им
установить элем-ные причинные связи и
зависимости между отд-ми явл-ми пр-ды,
сделать некоторые выводы и обобщения.
В процессе набл-ий у д-й разв-тся более
пристальное внимание к окр-му миру. В-ль
ст гр обращает вним-ие д-й на то, что в
теч-е одного сезона и в живой и в неживой
пр-де в определенные сроки происходят
заметные изм-ния. Так, н-р, можно легко
выделить характ-ые особ-ти начала и середины
зимы. Более наглядно это проявляется
в неживой пр-де. Приемы, применяемые в-м
на таком занятии, различны: это и образец
описания, и вопросы, и дид-ая игра. Своими
вопросами педагог направляет умств-ую
деят-ть реб-ка на вычленение типичных
признаков. Усвоению знаний о пр-де помогают
зан-ия по рисованию, на которых ребята
получают задание нарисовать н-р: ветку
дерева, какой она бывает в разное время
года, и при этом соблюдать последовательность
изменений. Экскурсии, цел-е прогулки,
спец-ные зан-ия и беседы, в ходе которых
дети обобщают рез-ты набл-ний, высказывают
суждения, способствуют тому, что они могут
уже сами сделать выводы о некоторых особенностях
раст-ного мира в разные сезоны: «Осенью
листья опадают. В ст гр необх-мо показать
детям влияние сез-ных изм-ий и на жизнь
живых существ. Постепенно все большее
вним-ие педагог уделяет разв-ию самост-ти
д-й при набл-ии за пр-дой: умению самим
заметить происходящие изменения, понять
их причину, выразить понятое в речи. Этой
цели подчинены и вопросы в-ля, н-р: «Какое
время года наступает после зимы?»; «Что
изменилось в природе?»; «Чем отличается
весна от зимы?» и т. п. Зн-ия д-й о жизни
зверей в разные времена года ограниченны,
случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые
ребята не представляют себе, как заяц
меняет шерсть, понимают это буквально
(«одну снимет, другую наденет»). Многие
убеждены, что медведь потому сосет лапу,
что там у него мед. |
В56. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Обучение детей на занятиях проводится разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью в-ль использует наблюдение, рассматривание картин, чтение худ-х произв-ий, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. На этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дид-ие игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех возрастных группах проводятся целевые прогулки. Экскурсия – один из видов занятий по озн-ию д-й с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие: в парк, лес, на водоём и т.д.; на с/х объекты – в поле, сад для озн-я с трудом взрослых. Для озн-ия детей с природой широко используют прогулки. Здесь в-ль знакомит д-й с явл-ми пр-ды, представления о которых складываются длительное время. (таяние снега, набухание почек, появление травы и т.д.) Начиная со 2-й ил гр проводят целевые прогулки (с выходом за пределы д/с) на этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход и т.д.). Работа на земельном участке проводится во вторую половину дня, эта работа сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у детей знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Работа в уголке природы проводится ежедневно. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем самостоят-но. Экол-кий досуг - еще одна форма организации деятельности дошкольников. Экологический досуг включает в себя: организацию театрализованной деятельности, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии экологических сказок, литературно-музыкальные развлечения, посвященные временам года. Педагогический смысл экологических досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их "природное" содержание. Они проводятся регулярно, их темы предлагаются как педагогом, так и детьми. Экол-е праздники - это расширенный вариант экол-го досуга. На данном этапе особое вним-ие обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произв-ний, репродукций картин художников - пейзажистов. Все это усиливает впечатления реб-ка о красоте и неповторимости пр-ды. Полученные в ходе праздника положит-ные эмоции рождают отнош-ие, воздействуют на личность реб-ка в целом. |
В1. Предмет «теория и методика ознакомления дошкольников с природой» как наука В2. Теория и практика
использования природы в В3Русская прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей. В4. Западная прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей В5. Обсуждение вопросов дошкольного природоведения на съездах по дошкольному воспитанию В6.Задачи ознакомления детей с природой в д/с. Принципы отбора содержания природоведческих знаний. В7. Формирование системных знаний о природе у дошкольников В8. Научная разработка
проблем дошкольного В9. Участок детского сада: значение, способы организации, требования к озеленению В10.Содержание природоведческих знаний у дошкольников в программе «Пралеска» В11.Ознакомление детей с природой в современных программах: «Мы», «Детство», «Радуга» и др. В12. Уголок природы в детском саду: значение, способы организации, требования к подбору объектов для уголка природы. В13.Животные – постоянные обитатели уголка природы В14. Растения – постоянные обитатели уголка природы. Требования к размещению, краткая биологическая характеристика, способы ухода. В15. Временные обитатели уголка природы: биология, условия и правила содержания. В16. Организация экологической комнаты в дошкольном учреждении В17. Природа как фактор общего развития и средство разностороннего воспитания ребёнка В18. Современные подходы к организации зон природы на участке детского сада В19.Активизация познавательной деятельности детей в ходе наблюдений В20. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой В21. Особенности организации и руководства разными видами наблюдений в разных возрастных группах В22. Фиксация наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы. В23. Использование иллюстративно- В24. Словесные методы ознакомления детей с природой В25. Игры и игровые обучающие ситуации в ознакомлении детей с природой В26. Эксперимент как метод ознакомления детей с природой В27. Труд детей как метод ознакомления с природой В28. Организация и методика руководства трудом детей в разных возрастных группах В29. Моделирование как метод ознакомления детей с природой В30. Занятия как форма ознакомления детей с природой В31. Типы и виды занятий, методика их проведения В32. Организация огорода и цветника на участке детского сада В33. Экскурсии и целевые прогулки в ознакомлении детей с природой В34. Повседневная прогулка как форма работы по ознакомлению детей с природой В35. Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста В36. Особенности планирования природоведческой работы в дошкольных учреждениях В37. Особенности планирования и рук-ва природоведческой р-ты в разновозрастной группе. В38. Планирование и организация циклических наблюдений с детьми дошк. возраста. В39. Праздники и развлечения с природоведческим содержанием В40. Диагностика освоения детьми программы «Человек и природа» В41. Содержание и формы методической работы с педагогами В42. Передовой педагогическтй опыт: понятие, изучение, обобщение и распространение лучшего опыта организации природоведческой работы с детьми. В43. Нетрадиционные формы методической работы с педагогами В44. Инспектирование и контрольДОУ по разделу «Человек и природа» В.45. Содержание и формы работы с родителями по ознакомлению детей с природой В46. Научно-теоретические
подходы к организации В47. Научно-методические и практические основы ознакомления детей с природой в книге С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» В48. Технические средства в ознакомлении детей с природой: значение, виды аппаратуры, методика их использования В49. Природоведческя книга в ознакомлении детей с природой В50. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в младшей и средних группах детского сада В51. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в старшей группе детского сада В52. Нетрадиционные формы природоведческой работы с дошкольниками В53. Сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой В54. Ознакомление детей с природой в современных зарубежных педагогических системах В55. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению В56. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников |
В1. предмет «теория и методика ознакомления дошкольников с природой» как наука ТМОДсП как научная дисциплина должна основываться на определённую методологии. Методологическую основу составляют положения об объективном существовании законов природы их взаимосвязи и взаимодействии и возможности их познания. Теоретической основой методики дошкольного природоведения являются положения педагогики о роли воспитания и обучения в развитии личности ребёнка и роли деятельности в становлении личности ребёнка. МОДсП может ответить на целый ряд вопросов. У методики есть свой предмет исследования это изучение закономерностей восп-ия и разв-ия личности р-ка в проц ознакомл с прир-й. Для чего знакомить с природой? Как? С помощью каких методов? МОДсП связана с общей педагогикой, историей педагогики, дошкольной педагогикой. Имеет тесную связь с психологией (знание психологического развития детей помогает выбрать методы и формы работы. Особенности развития мышления у детей и т.д.) Имеет связь и с др. методиками (ИЗО, ФЭМП, развитие речи и др.) Источником МОДсП является:
1)наследие педагогов прошлого; 2)опыт
общественного и семейного Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. С помощью органов чувств ребёнок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развивать у воспитанников логическое мышление. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. |
В2. Теория и практика использования природы в разностороннем развитии детей на разных этапах становления общественного дошкольного воспитания На становление методики дошкольного природоведения в дореволюционный период оказали многие факторы. 1.Постановление ЦК
БКПБ (центр-й комитет бел-й 2.Решение всероссийских съездов по дошк-му восп-ю 3.развитие методики природоведения в школе. 1-й съезд в 1919г
поставил цель воспитание Научные работы 20 столетия: 1948 Залкин «Природа в д/с», 1958 Клочков «Беседы о животных», 1964 научные работы: Макаревич в своей работе показала значение дид игр с картинками как средство озн-я детей с растениями; Постникова исследует процесс развития познавательных интересов у ст дошк-в. Янковская показывает в своём исследовании роль дид-их игр природоведческого содержания; Бонева – форм-ие представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни ратсений у ст. дошк-в; 1975г Кловальчук проводит исследование, направленное на форм-ие материалистического понимания природы у детей 6-7 лет в плане преемственности д\с и шк; Лысенко исследует преемственность в работе по природоведению; Ветрова раскрывает методику работы по форм-ию деят-ти наблюдения у ст дошк-в активно использовала метод моделирования; 1977 Молодова уделяет проблеме эколог-го восп-ия; Федотова рассматривала пути и ср-ва форм-ия предст-ий о многообразии жив-го мира у ст д-в. В наст время Николаева разработка прогр эколог-го содержания «Юный эколог»; Шукшина изучает пед-ие основы форм-ия у ст д-в элем-ых предст-ий о чел-ом организме; Понаморёва иссл проц форм-я предст-й о взаимодействии чел и прир; Бронникова раскрывает пед-ие усл-ия развития одар-х детей в проц экол-го образования; Телегина рассматривает становление экол-го мышления у детей в проц озн с прир; Рыжова исследует экол-ое образов-ие д-в в теории и практике; Князева форм-ие предст-ий об органах чувств чел-ка. Белорусские исследования в наст. время: Комарова И.А. – использ-ие игры в восп-ии у детей осознанно правильного отнош к прир; Прокофьева О.Л. форм-ие проф-ой подгш-ке спец-в по экол-му восп-ю детей; Шарапова И.А. связь экол-го восп-ия ст д-в в проц озн=ия с прир родного края; Николаева разарботка программ, реком-ий для родителей, материалы в помощь зам зав. Методика продолжает развиваться и совершенствоваться. |
В3.Русская прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей. К.Д.Ушинский считал природу важным средством обучения и воспитания детей. Свои взгляды он отразил в работах «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово». Использование природы в воспитании детей связывал с идеей народности. Воспитание, построенное на народности должно углубить высокое чувство любви к Отечеству. Гл задачей элементарного обучения Ушинский считал овладение родным языком. Развитие речи детей тесно связано с развитием мышления. Ушинский считал, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям. Ушинский предлагал для обучения детей как можно больше использовать предметы и явления природы, окружающих реб-ка и наиболее ему близких и знакомых. Ушинский считал, что ознакомление дошк-ка с природным миром должно идти системно, а не в разброс. Несомненной ценностью обладают мысли Ушинского о развитии детской наблюдательности. Определил пути развития наблюдательности: -вызвать общие представления; - с помощью вопросов определить значимое, обобщающий рассказ. Ушинский определил принципы обучения. В.А.Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям» и «Школа под голубым небом» Взял идею обучения средствами природы у Ушинского. Развитие речи должно идти вместе с развитием ума. А ум развивается с познанием природы. Классифицируя материал он выделял группу растений: деревья, травы, кустарники; Группу животных: дикие, домашние; группу птиц: которые живут свободно, певчие, домашние. Работу осуществлял с учётом сезона, времени года. Е.Н.Водовозова в своём основном труде «Умственное и нравственное восп-ие детей от первого проявления сознания до дошк-го возраста» определила значение природы в развитии реб-ка, описала содержание доступных детям природоведческих знаний, отметила условия ознакомления дошкольников с природой. Она придавала большое значение развитию ума и чувства реб-ка. Учила идти от близкого к далёкому, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Разработала программу анблюдений для всех возр-х групп. Сначала необходимо знакомить реб-ка с природой ближайшего окружения, наблюдать за с\х трудов взрослых, материал для знакомства подавать в определённых связях. Выступала сторонницей активных методов в ознакомлении с природой. Разработала серию опытов и самостоятельных длительных наблюдений для детей 6-7 лет, считала, что они делают мысль реб-ка более деятельной, активизируют её, способствуют самостоятельности мышления. Метод беседы : с детьми 3-4 лет беседу проводить во время набл-я; с детьми 4-5л после набл; с детьми 6-7л в сравнении. Метод труд в природе: нужно давать детям наделы земли, где они могли бы действовать. Заслуга Водовозовой в том, что она предложила создать в саду уголки природы. Тихеева Е.И. придавала природе важное значение. Тихеева разработала план-программу по ознакомлению с природой. Весь материал распределила по триместрам: озн-е с прир вне учреждения; озн-е с прир в учреждении; озн с прир в семье.. Формы работы: экскурсии, прогулки. Тр в прир, работа с календарём, оформление альбомов и т.д. Супруги Симонович основатели дошк-го восп-я редактировали журнал «Детский сад». В журнали писла статьи придавала значение наблюдению в реальной среде, труд в природе должен обязательно сопровождаться объяснениями педагога. Л.К.Шлегер результаты своего опыта работы оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду», которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России. Л.К. Шлегер считала, что с маленькими дошкольниками экскурсии не должны проводиться, так как далеко ходить они не могут, а вот прогулки во дворе обязательны для развития их наблюдательности и расширения кругозора. Заслугой Л.К. Шлегер является то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Итак русскими педагогами особое внимание уделялось использованию природы как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания. |
В5. Обсуждение вопросов дошкольного природоведения на съездах по дошкольному воспитанию На становление методики дошкольного природоведения в дореволюционный период оказали многие факторы. 1.Постановление ЦК
БКПБ (центр-й комитет бел-й 2.Решение всероссийских съездов по дошк-му восп-ю 3.развитие методики природовед 1-й съезд в 1919г
поставил цель воспитание Научные работы 20 столетия: 1948 Залкин «Природа
в д/с», 1958 Клочков «Беседы о
животных», 1964 научные работы: Макаревич
в своей работе показала |
В4. Западная прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей Я.А. коменский определил последовательность обучения согласно принципц природосообразности. Его наследие: «Великая дидактика» и раздел «Материнская школа». Мать должна знакомить ребёнка с ближайшим окружением, не только с социальным, но и природным. (что такое огонь, воздух, вода, земля, дождь, снег и т.д., дать детям элементарные знания астрономического хар-ра: луна, солнце…, знания, что такое лес, деревья, травы и т.д., знания о птицах, уметь различать их по издаваемым звукам, знания географического хар-ра – луг, река и т.д. Необходимо учитывать последовательность и принцип сезонности. Придавал большое значение методу наблюдения. Важно сочетать наблюдение со словом, что даёт возможность развивать речь детей. Использование обучающей игры матери и реб-ка. Знания, которые реб-к узнаёт о природе должны носить энциклопедический хар-р, должны быть разносторонние. Ж.Ж.Руссо трактат «Эмиль или о воспитании» в основе его взглядов лежала теория воспитания. Гл фактор природа. Воспитание мы получаем от природы, вещей, людей. Природа это источник всех наших знаний, способствует развитию внимания и любознательности у ребёнка. Природа закаливает детский организм. Эмилю нужно ходить босиком, есть простую пищу. Пути познания природу – наблюдение, исследование, труд. Руссо первый выдвинул краеведческий принцип организации работы. И.Г.Песталоцци видел цель восп-я в развитии всех природных сил чел-ка. Восп-ие должно носить природосообразный хар-р. Разработал теорию элементарного обуечния, которая включает: физическое, труд-ое, моральное, эстетич-ое, умств-ое восп-ие. «Книга для матерей или руководство для матерей как им учить своих детей наблюдать и говорить» Среди методов он советовал применять наблюдение. Упражнение, игру. Ф.Фребель его теория основана на реалистическом мировоззрении к окр миру. Оставил большой пед-ий опыт по сенсорному воспитанию, озн-ию дошк-в с природой. В д\с он требовал от садовниц. Чтобы больше с детьми проводили прогулок. В практике реб-к познаёт бога и самого себя. Он создал сад в саду. М.Монтессори ценила природу как фактор физического развития реб-ка. Считала природу важным закаливающим средством. Написала замечательную книгу «Дом ребёнка» В главе «Природа и воспитание» раскрыла роль природы в воспитании детей. Провозгласила теорию самовоспитания и самообучения. Считала основным средством приобщения к миру природы наблюдение. Погружение в природу это прогулки в лес, поле, к водоёму и т.д.Уделяла внимание приобщению детей к с\х труду. Придавала большое знач сенсорному восп-ию детей. Недооценила роль природы в сенсорном восп-ии, у неё в основном материал искусственный. |
В6. Задачи ознакомления детей с природой в д/с. Принципы отбора содержания природоведческих знаний. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи озн-я детей с прир в д/с делятся на 3 группы: 1.Формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. 2. формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. 3. формирование у детей любви к природе. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. В соответствии с программой в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Задачи умственно- трудового воспитания: 1.воспитание у детей любви к родному краю, бережного и заботливого отношения ко всему живому; 2.формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными; 3.воспитание у детей трудолюбия в процессе труда в природе; 4.воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, воспитание бережного отношения к его результатам. Задачи эстетического воспитания в проц озн дет с прир: 1.восп-е у детей эстетич-го восприятия в проц общения с прир; 2.развитие эстетич чувств; 3.приобщение детей к созданию красоты в окр-ей их среде. Задачи физич-го восп-я дошк-в в проц общения с природой: 1.укрепление и закаливание
организма реб-ка Задачи экологического воспитания: 1.формир-ие элемент-ых
экологич-их представлений о Содержание природоведческих знаний отбирается в соответствии с принципами: 1.Единства обучения, развития и воспитания; 2.наглядности и активности; 3.ведущая роль воспитания; 4.преемственности; 5.Доступность материала; 6.научность (нельзя давать не верных и не точных знаний); 7.энциклопедичность – разнообразность информации о природе; 8.краеведческий –знакомство с тем, что произрастает в том месте, где живём. |
В7. Формирование системных знаний о природе у дошкольников На способность детей к овладению системными знаниями указывают Логинова, Саморукова и др. Система это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, знаний и т.д.), представляющее собой определённое, целостное образование. Форм-ие системы знаний возможно благодаря процессу систематизации. Под систематизацией принято понимать объединение предметов или знаний о них путём установление существенных связей, установление порядка между частями целого на основе определённых закономерностей, принципов или правил. Система знаний расширяется, углубляется в процессе организованного обучения. Основные направления по Саморуковой: 1.Формирование системы
знаний о совокупностях 2.Обобщение и классификация
растений и животных на группы
по основным признакам 3.Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы. С чем связана смена сезонов. Смена сезонов связана с изменением количества солнечной энергии в разные поры года обусловлена характером орбиты, вращения земли вокруг солнца и положением оси земли по отношению к орбите. Меняется продолжительность дня и ночи, высота солнца над горизонтом. А это в свою очередь вызывает изменения в состоянии погоды. Все изменения в жизни растений и животных опосредовано связано с изменениями в неживой природе. Этапы формирования системных знаний о живом организме. 1.у детей форм-ся представление о каждом животном и растении как живом организме, его целостности и сходстве. Сюда входит представление о потребностях каждого из них; знания о морфофункциональных связях, которые обеспечивают организму целостность и возможность жизнедеятельности. Методы: наблюдения, опыты, моделирование. 2. Форм-ие знаний о
более сложном свойстве живого
как приспособленность к 3.Раскрывает систему знаний о росте, развитии и размножении живых организмов. Методы: длительные наблюдения, графическое моделирование роста. 4.форм-ие знаний о
существовании живого Формирование системы знаний о сезонных изменениях Знания о неживой природе; Состояние неживой природы в каждый сезон. Состояние растений в каждый сезон; изменения жизни животных в каждом сезоне; знания о труде взрослых; быт и деятельность детей в разные сезоны. Методы: 1 этап: наблюдение; 2 этап: обобщающие беседы, используются календари природы, гербарии, картины); 3 этап: сравнение всех времён года. Используются средства наглядности. |
В8. Научная разработка проблем дошкольного природоведения во второй половине 20 века. Научные работы 20 столетия: 1948 Залкин «Природа
в д/с» включает содержание
и формы работы с детьми; 1958
Клочков «Беседы о животных»
очень хорошие рассказы о К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит линостно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Шукшина изучает пед-ие основы форм-ия у ст д-в элем-ых предст-ий о чел-ом организме; Понаморёва иссл проц форм-я предст-й о взаимодействии чел и прир; Бронникова раскрывает пед-ие усл-ия развития одар-х детей в проц экол-го образования; Телегина рассматривает становление экол-го мышления у детей в проц озн с прир; Рыжова исследует экол-ое образов-ие д-в в теории и практике; Князева форм-ие предст-ий об органах чувств чел-ка. Белорусские исследования в наст. время: Комарова И.А. – использ-ие игры в восп-ии у детей осознанно правильного отнош к прир; Прокофьева О.Л. форм-ие проф-ой подгш-ке спец-в по экол-му восп-ю детей; Шарапова И.А. связь экол-го восп-ия ст д-в в проц озн=ия с прир родного края; Николаева разарботка программ, реком-ий для родителей, материалы в помощь зам зав. Методика продолжает развиваться и совершенствоваться. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теория и методика природоведения дошкольников"