Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:53, шпаргалка
Вторичная языковая личность - это совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне и предполагающая адекватное взаимодействие с представителями других культур.
Говорение – вид речевой деятельности, характеризующийся продуктивностью, репродуктивностью и использованием устной формы речи.
Вторичная
языковая личность - это совокупность
способностей человека к иноязычному
общению на межкультурном уровне и предполагающая
адекватное взаимодействие с представителями
других культур.
Говорение – вид речевой деятельности, характеризующийся продуктивностью, репродуктивностью и использованием устной формы речи. Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Дидактика - это отрасль педагогической науки, исследующая проблемы обучения и содержания образования. Коммуникативной компетенция – это способности к практическому пользованию изучаемым языком. Метод - некоторый сущностный подход, в основе которого лежат теоретические взгляды (сравнительно-исторический, типологический, генетический М) Метод - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, базисная категория методики. Методика – это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению ИЯ, и реализуется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяется соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ. Общие методики – это методики, посвященные описанию закономерностей и особенностей обучения ИЯ вне зависимости от конкретных условий его преподавания, связанных с этапом и профилем обучения, а также особенностей родного языка учащихся.Частные методики – это методики, которые освещают проблемы преподавания ИЯ в конкретных условиях его изучения и с учетом особенностей родного языка учащихся. Методика – это научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой. Ляховицкий М.В:"МОИЯ – это наука, исследующая цели и содержание, закономерности , средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале ИЯ". МОИЯ – это педагогическая наука , отрасль дидактики исследующая цели, содержание, методы и средства обучения , а также способы учения и воспитания на материале ИЯ. Методика по Гезу и Ляховицкому это: 1) теоретический.курс, учебную дисциплину в пед/вузе или училище 2) педагогическую
науку, имеющую свой 3) " технология", т.е. совокупность форм, методов и приемов работы учителя |
Навык
- способ выполнения действий, ставший
в результате упражнений автоматизированным
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Объект исследования- то, на что направлена познавательная деятельность, то что конкретно противостоит исследователю Ознакомление - первый этап формирования навыков и умений, характеризующийся такими способами учения, как восприятие и поиск Овладение - процесс реализации общения, способность осуществлять коммуникацию в различных системах Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. Методические понятия – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки и имеющие соответствующее языковое выражение. Принципы обучения - реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе. Принцип мотивации основан на понимании мотива как побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей человека. Принцип поэтапностив формировании речевых навыков и умений определяет динамику изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения. Принцип
учета индивидуально- Принцип учета адаптационных процессов базируется на понимании адаптации как процесса приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. Дидактические принципы - это принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой и поэтому обязательные при обучении любому предмету. Они отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Лингвистические принципы – это принципы, которые базируются на данных языкознания как базисной для методики науки. Психологические принципы – принципы, которые базируются на данных психологии как базисной для методики наук, а также на данных смежных с нею наук ( например, психолингвистика). Методические принципы - это закономерности, отражающие специфику процесса обучения данному предмету и составляющие основу методов обучения. |
Прием -
базисная категория методики, наименьшая
обучающая единица в деятельности преподавателя,”
элементарный методический поступок ,
направленный на решение конкретной задачи
преподавателя на определенном этапе
практического занятия.
Предмет науки - систематизированные знания, полученные в результате изучения объекта, абстрактная модель объекта, которая тем лучше отражает объекта, чем точнее методы его измерения. Профессиональной компетенция - это способности к обучению языку в результате знакомства сприемам и методами его преподавания Педагогика - наука о воспитании человека, которая включает развитие психических, физических, нравственных качеств личности, образование как процесс и результат овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков, обучение как процесс, в ходе которого осуществляется образование человека. Психология - наука, изучающая отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. Предметом изучения психологии является изучение психики. Психолингвистика - раздел науки, изучающей процесс речи с точки зрения ее порождения и приема. Письмо - продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь. Речевое действие – это высказывание какого-либо лица (обучающегося или преподавателя), оформленное в виде предложения ( или сочетания предложений), обращенное к другому лицу и вызывающее у него ответную реакцию. Речевая деятельность - активный, целенаправленный , опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений Способ - базисная категория методики, группа приемов, направленных на решение сложных и общих учебных задач ( напр., С усвоения , закрепления , контроля ). Средства обучения - базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Система - упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Система обучения - совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения. Специальные методики – это методики, которыехарактеризуют особенности преподавания какой-либо стороны изучаемого языка ( его отдельных аспектов или ВРД, использования ТС, организации контроля на занятиях, внеаудиторной работы по языку и др). Чтение - рецептивный ВРД, имеющий своей целью извлечение информации из письменного текста. Умения - это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Упражнение - ограниченные языковым материалом, взаимосвязанные по целям организованные учебные действия учащихся. Усвоение - процесс,
в результате которого заданные действия
, представления, понятия присваиваются
субъектом в качестве знаний, навыков
и умений. |
Фонетика:
Этапы объяснения звуков 2 и 3 групп
состоит из четырех компонентов:
1) демонстрация звука ;2) объяснение способа его произнесения; 3) упра-я в дифф-ции; 4) воспроизведение нового звука уч-ся. Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить. Фонетические навыки включают себя такие операции как: дифференциация фонем, их вариантов и инвариантов в речевом потоке; выделение словесного, фразового и логического ударения интонации в предложении. Фонетические навыки говорения- способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. Эта способность включает в себя следующие операции - правильная
расстановка словесного - правильный выбор ритмико-интонационной модели фраз различной структуры для передачи говорящим своего коммуникативного намерения; - правильный
выбор ритмико- интонационной
модели для выражения данного
и нового в сообщении, - правильное
синтагматическое членение - правильное
вычленение смысловых отрезков
из речевого потока, корректное
смысловое членение текста Фонетический навык аудирования – способность адекватно и непосредственно понимать на слух информацию. Произносительные навыки – способность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги.слова, ритмические группы. Просодического навык говорения - способность воспринимать и воспроизводить просодические средства речи: ударение и интонемы логические и экспрессивные. Операции данного навыка: - выделение фразового
и логического ударения при
восприятии и произнесении |
Лексика:
К основным этапам работы
над лексикой относятся:
- ознакомление с новым материалом (работа над формой слова, его значением и употреблением). - первичное закрепление; - развитие
умений и навыков Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы, процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы Лексического навыка - автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и её правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и понимание в рецептивной речи. Рецептивные лексические навыки - навыки, функционирующие при аудировании и чтении, во время которых узнавание и понимание иноязычной лексики реализуется автоматизировано. Лексический навык аудирования - способность автоматизировано вызвать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию с целью сличения воспринятой ЛЕ с эталоном, хранящимся в памяти. Операции лексического навыка аудирования: - узнавание и понимание уже изученных слов - соотнесение
звукового образца с его - идентификация и дифференциация лексических единиц (объяснение в устной форме учителем значений неизвестных слов) Лексический навык чтения - способность автоматизировано вызвать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию с целью сличения воспринятой ЛЕ с эталоном, хранящимся в памяти. Операции лексического навыка чтения: - узнавание и понимание изученных слов - соотнесение
звукового образца с его - обнаружение
и выделение признаков, - идентификация и дифференциация лексических единиц Лексический навык письма - способность автоматизировано вызвать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию с целью включения извлечённой из памяти ЛЕ в речь. Операции лексического навыка письма: - актуализация «узловых слов» во внутренней речи - выделение слов, связанных с данными словами и объединение их в готовые синтагмы Лексический навык говорения - способность автоматизировано вызвать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию с целью включения извлечённой из памяти ЛЕ в речь. Операции лексического навыка говорения: - оперирование
словами, т. е. выбор - правильное
оформление выбранной |
Грамматика:
Рецептивный грамм.материал
сообщается: во-1х, с помощью правила
инструкции;
во 2-х, путем привлечения алгоритмов в 3-х в виде моделей. Этап первичной тренировки рецептивного грамм.материала осуществляется с помощью подготовительных имитационных упр-й. Грамматический навык - автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Грамматический навык аудирования - действие по восприятию, осознанию и пониманию грамматического содержания структуры предложения, словоформы, передаваемых звуковым кодом языка. Операции: - восприятие, осмысление, понимание грамматического содержания структуры предложения, передаваемого звуковым кодом языка Грамматический навык чтения - совокупность рецептивных действий и операций, воспринятых с реально существующим эталоном. Операции: - узнавание словоформ, оперирование ими для извлечения смысла из высказывания, передаваемого с помощью графического кода языка Грамматический навык говорения - способность оперировать грамм.материалом в устной речи. Операции: - выбор модели - выбор словоформ - образование сочетания слов Грамматический навык письма-способность оперировать грамм. материалом в письменной речи. Операции: - выбор модели - выбор словоформ - образование сочетания слов - расстановка слов в предложении |
Аудирование
— рецептивный вид речевой деятельности
смысловое восприятие устного сообщения,
состоящее из восприятия языковой формы
и понимания содержания высказывания.
Этапы обучения аудированию: - предтекстовый
(до прослушивания: создание - текстовый (в процессе прослушивания: понимание и восприятие текста и извлечению нужной информации). - послетекстовый
(после прослушивания: Лексический навык аудирования – целенаправленное восприятие слышимых слов, a также понимание слов и их словосочетаний в процессе рецепции в соответствии c ситуацией общения и контекстом. Операции: -идентификация и дифференциация ЛЕ Грамматический навык аудирования - действие по восприятию, осознанию и пониманию грамматического содержания структуры предложения, словоформы, передаваемых звуковым кодом языка. Операции: - восприятие,
осмысление, понимание грамматического
содержания структуры Подготовительные аудитивные упражнение – это упражнения, предназначенные для формирования навыков восприятия, осмысления, дифференцирования и узнавания языковых явлений, необходимых для понимания устной речи. Речевые аудитивные упражнения – это упражнения, предназначенные для развития умений осмысления содержания текста и понимание замысла автора. |
Диалогическая
речь – форма речи, при которой происходит
непосредственный обмен высказываниями
между 2 или несколькими лицами.. Диалог
– разновидность учебных текстов.
Диалогическое единство - соединение реплик, которые связаны по смыслу, структурно и интонационно; несколько реплик, связанных по содержанию и по форме Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд её особенностей: а) эллиптичность-наличие единой ситуации общения, контактность собеседников б) ситуативность-общее соответствие речевого акта данной ситуации, составу её участников; реакция на её изменение. Содержание диалогической речи может быть понято с учётом той ситуации, в которой она создаётся в) реактивность-своевременная и осмысленная реакция на вопрос или реплику собеседника г) аппелятивность-коммуникативная д) коммуникабельность-способность поддерживать разговор посредством развёрнутой реакции на высказывание собеседника. Монологическая речь – это речевое высказывание, не рассчитанное на непосредственную речевую реакцию собеседника. МР – это форма речи, обращенная к одному или группе слушателей, иногда к самому себе, активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие Монологическое высказывание сверхфразового уровня – это несколько предложений, построенных по разным структурно-функциональным моделям и объединенных между собой ситуацией и логико-смысловой программой высказывания. Монологическое высказывание текстового уровня – это текст, состоящий из нескольких микромонологов, характеризующийся смысловой и языковой связностью и композиционной завершенностью. Этапы обучения монологической речи: - На 1м вырабатываются языковые автоматизмы - На 2м этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели высказывания - 3 этап направлен на развитие умений инициативной речи, сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания Лексический навык говорения – автоматизированное действие по выбору ЛЕ адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи; способность оперировать словами. Операции: - оперирование
словами, то есть выбор - правильное
оформление выбранной ЛЕ в
составе синтагмы во внешней
речи |
Чтение
– это рецептивный ВРД по восприятию
и пониманию письменного текста.
Техника чтения – это навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы – восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями. Этапы обучения чтению: 1. На этапе
предварительной ориентировки 2. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки , но и от объема текста, времени , отведенного на работу с текстом и т.д. 3. На этапе осуществления ( исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. 4. На этапе
контроля осуществляется анализ
результатов деятельности в Виды чтения а) на основе психологической установки ( аналитическое и синтетическое); б) по степени
участия родного языка в в) по степени помощи учащемуся ( подготовленное и неподготовленное Ч., со словарем , без словаря); г) по форме организации учебной работы ( индивидуальное и фронтальное , классное и домашнее); д) от владения скоростными приемами - скоростное и не скоростное; е) от техники- Ч. Вслух и Ч. Про себя ж) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое , ознакомительное , реферативное и изучающее) Лексический навык чтения - автоматизированное восприятие и понимание в рецептивной речи с помощью графического кода языка. Операции данного навыка: - узнавание и понимание изученных слов - соотнесение графического образа слова с его семантикой - объединение значений отдельных слов в смысловое целое (синтагмы, предложения) - понимание ЛЕ
на основе контекста, - выделение и понимание словосочетаний по отдельным их составляющим |
Контроль
— это «надсмотр с целью проверки, проверка
чего-либо; обеспечение или проверка правильности
тех или иных действий» (Словарь иностранных
слов)
Контроль - процесс определения уровня знаний , навыков и умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий, тестов и формулирование на этой основе оценки за определенный раздел программы, курса или периода обучения; часть урока , во время которой преподаватель оценивает , как ученик или группа учеников усваивает содержание предмета во всех или отдельных его аспектах. Контроль в дидактике — это проверка знаний, навыков и умений обучающихся. Предварительный контроль предназначен для выявления исходного уровня обученности учащихся, на основе которого строится обучение в целом. Обычно он проводится в начале учебного года. Предварительному контролю посвящаются первые уроки русского языка, которые проходят в виде выполнения учащимися заданий, рассчитанных на использование пройденного материала. Итоговый контроль выявляет конечные уровни владения учащимися разными видами речевой деятельности. Этот вид контроля проводится в конце каждого года обучения (семестра, четверти) с помощью специальных контрольных заданий. Цель промежуточного контроля – определение уровня усвоения конкретной части учебной программы, т.е. степень сформированности речевых навыков и умений, которые были объектами отработки в течение определённой серии уроков. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в процессе усвоения учащимися учебного материала. Посредством такого контроля устанавливаются конкретные текущие" трудности учащихся функции контроля: 1 )диагностическую - определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями. Объектами контроля здесь являются средства общения и деятельность общения при ведущей роли последней; 2) обучающую - способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения языку; 3) управляющую - обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля 4) корректирующую - проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных; 5) стимулирующую - создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным фактором их учебной деятельности; 6) оценочную - позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. |
Внеклассная
работа
Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. цели внеклассной работы по предмету, а именно: 1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета; 3) способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитывается специфика и возможности предмета. направления:
Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранному языку.
Различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы. |
Планирование
учебной работы -
определение преподавателем, содержания
занятий и их материального обеспечения
на какой- либо период учебной работы.
От продуманного планирования учебной
работы во многом зависит качество
занятий. При составлении планов принимается
во внимание:
1) государственный образовательный стандарт по иностранным языкам; 2) программа по иностранному языку для средней школы в целом и программа для данного года обучения; 3) учебный комплекс по иностранному языку для данного года обучения; 4) подготовка учащихся по иностранному и родному языкам, а также общий уровень их знаний; 5) перспективы работы, как на следующем уроке, так и в следующей четверти и в следующем году (в зависимости от вида плана); 6) ступени
обучения и возрастные Применяются два основных вида планирования: перспективное и текущее. Текущее планирование заключается в разработке планов отдельных уроков (или других видов учебных занятий). Поурочный план- рабочий документ преподавателя. В нём дается формулировка темы урока, его цель, разрабатывается содержание урока, его материальное обеспечение. Цель перспективного планирования- определить систему работы преподавателя и учащихся на весь период. Урок- основная организационная единица учебного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по расписанию, с учетом программы обучения. |
Письмо
и письм. речь:
Письмо – деятельность, направленная на графическую фиксацию речи ее элементов. Письменная речь – вид РД, который связан с умением излагать информацию в письменной форме. техника письма – умение соотнести звук с графическим символом, это сложный психологический и психолингвистический процесс, который связан с общеречевыми механизмами: Техника письма = использование графич и орфогр системы дан яз. Графика и каллиграфия осваиваются на нач степени, далее совершенствуются. Графика – навыки написания всех букв и буквосочетаний как по отдельности, так и в связной письм. речи. Обучение графике: связано с задачей овладения звуко-буквенными отношениями и с задачей обучения технике чтения. Каллиграфия – задача правильного начертания букв, опирается на навыки, приобретенные в родном я. Тренируется написание тех букв, в кот есть совпадения некотор этапов и объясняет разницу: 1 упр.) показать написание буквы отдельно и в словосочетаниях; 2) написание букв, слов в прописях. Орфография – начинается в нач школе и продолжается в течение всего периода накопления актив лексичес запаса. Представляет наибольшую сложность, т к в западноевроп языках больше различие м/у звуками и идеографическими образами. Письменная речь м.б. 2-х видов: репродуктивная (изложение прочитанного или прослушанного; жанры: конспекты статей, лекций, разделов учебника, тезисы (развернутый план), планы, рефераты) и продуктивная (собственная речь, описание, повествование; жанры: письмо, записка, заметка, статья, заявление, объяснительная записка, отчет). |