Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям.
Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет... Может спокойно "гулять" с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера.

Содержание работы

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины................3
Диагностика СДВГ...................................................................................11
Коррекция СДВГ.......................................................................................12
Литература......................................................................................................15

Файлы: 1 файл

Тарасюк В. 404 группа Синдром дефицита внимания и гиперактивности.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Очень часто  гиперактивность путают с активностью. Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными!

Среди таких  детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь  хороший общий интеллект, но развить  его в полной мере мешают нарушения  развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

Какие же нарушения  в мозге вызывают синдром гиперактивности?

- Это дефицит  энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют.

- Это также  архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии  сенситивный период.

- Это вопросы  личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии).

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок –  это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных  детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

 

2. Диагностика  СДВГ

 

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные  движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может  спокойно усидеть на месте,  когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается  на посторонние стимулы.

4. С трудом  дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы  часто отвечает, не задумываясь,  не выслушав их до конца.

6. При выполнении  предложенных заданий испытывает  сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом  сохраняет внимание.

8. Часто переходит  от одного незавершенного действия  к другому.

9. Не может  играть тихо, спокойно.

10 Болтливый.

11 Часто мешает  другим, пристает к окружающим.

12. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет  вещи, необходимые в детском саду, школе или дома.

14. Иногда совершает  опасные действия, не задумываясь  о последствиях, но приключений  или острых ощущений специально не ищет

Диагноз считается  правомерным, если наличествуют, по меньшей  мере, восемь из всех симптомов.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим  направлениям:

- чрезмерная  двигательная активность;

- импульсивность;

- отвлекаемость-невнимательность

3. Коррекция  СДВГ

 

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная  психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными  прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться.

Психологами были разработаны такие советы:

- Малыш не  виноват, что он такой, поэтому  бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые  бойкоты. Этим вы добьетесь  только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

- Научить ребенка  управлять собой - ваша первоочередная  задача. Контролировать свои эмоции  ему помогут "агрессивные"  игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании  необходимо избегать двух крайностей  – проявления чрезмерной мягкости  и предъявления ему повышенных  требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены  правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребенка нужно  хвалить в каждом случае, когда  ему удалось довести начатое  дело до конца. На примере  относительно простых дел нужно  научить правильно распределять силы.

- Необходимо  оберегать детей от переутомления,  связанного с избыточным количеством  впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным  скоплением людей (магазинов,  рынков и пр).

- В некоторых  случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической  активности может стать причиной  повышенной возбудимости. Нельзя  сдерживать естественную потребность  ребенка поиграть в шумные  игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

- Подготовьте  своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

- Приучайте  малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

- Научите малыша  расслабляться. Возможно, ваш с  ним "рецепт" обретения внутренней  гармонии - это йога. Для кого-то  больше подойдут другие методы  релаксации. Хороший психолог подскажет  вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

- И не забывайте  говорить ребенку, как сильно  вы его любите.

Рекомендации  по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного  возраста

1. Родители ребёнка  должны, прежде всего, понять его  проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.

2. Должны осуществляться  постоянная и оперативная связь  между семьёй и школой, а также  оказание систематической помощи  ребёнку в выполнении заданий.

3. Медикаментозное  лечение. Внимание! Лекарственный препарат ''Реталин'' значительно улучшает лишь один вид внимания (способность удержания внимания в течение времени) и только в 30-50% случаев.

4. Консультации  и психотерапевтические занятия  с целью коррекции поведения  ребёнка.

Проведение  систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Вайзман. Реабилитационная педагогика. «АГРАФ», М., 1996.
    2. Гиперактивные дети: учебное пособие для студентов ВУЗов. Под ред. Пассольта М.; -М., Академия, 2004- 160с.
    3. Марилов В.В. Общая психопатология. М., «Академия», 2002, - 220с.
    4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.-448с.
    5. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы
    6. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников.

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности