Система базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 16:39, доклад

Описание работы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Файлы: 1 файл

Система базовых национальных ценностей.docx

— 28.55 Кб (Скачать файл)


Система базовых национальных ценностей

 

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства  — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного  гражданина России. В этой связи  процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы  знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно  быть  органично  включено  в  него.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в  терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностную  культуру;
  • семейную  культуру;
  • социальную  культуру.

 

Личностная  культура  —  это:


готовность и способность  к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и  профессиональной  мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной  установки  —  «становиться  лучше»;


готовность и способность  открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать  собственные  намерения,  мысли  и  поступки;


способность к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым  на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;


трудолюбие, бережливость, жизненный  оптимизм, способность  к  преодолению  трудностей;


осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому  и  нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

 

Семейная  культура  —  это:


осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей  принадлежности  к  народу,  Отечеству;


понимание и поддержание  таких нравственных устоев семьи, как  любовь, взаимопомощь, почитание родителей, за- бота  о младших и старших,  ответственность за  другого;


бережное отношение к  жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная  культура  —  это:


осознание себя гражданином  России на основе  принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;


вера в Россию, чувство  личной ответственности за Отечество  перед  будущими  поколениями;


адекватное восприятие ценностей  общества: прав чело- века, правового государства, ценностей семьи,  честности су- дов  и ответственности власти,  гражданского  общества;


готовность солидарно  противостоять глобальным вызовам  современной  эпохи;


развитость чувства патриотизма  и гражданской солидарности;


способность к сознательному  личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;


забота о преуспевании единого многонационального российского  народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитательное и обучающее  пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности,  являющиеся  основой  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.  Базовые  национальные  ценности  могут  быть  систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку  противостоять  разрушительным  влияниям  и  продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками  нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой  родине;  служение  Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество,  долг  перед  Отечеством,  старшим  поколением  и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести  и  вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность  и  настойчивость,  трудолюбие,  бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое  сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир  во  всем  мире,  многообразие  культур и  народов,  прогресс  человечества,  международное  сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет  ключе- вое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной макси- мы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.



Информация о работе Система базовых национальных ценностей